У производства органических продуктов в России есть будущее

1601
У производства органических продуктов в России есть будущее

В России перспективно заниматься фермерством

 

Сегодня в нашей стране действуют целевые программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012–2014 годов» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012–2014 годы». «Они находят отклик у крестьян. Так, конкурс среди фермеров достигает 14 человек на один грант. За время действия первой программы выдано 3013 грантов, создано 9 тыс. рабочих мест. При реализации второй построено и реконструировано 788 семейных ферм на 367 тыс. ското-мест. Все последние 10 лет лет в фермерском секторе растет поголовье крупного рогатого скота. Только в прошлом году оно увеличилось на 11,6%. Рост производства молока – 12,8%», – комментирует Владимир Плотников, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Интерес к фермерству проявляют и частные инвесторы, для которых это непрофильная деятельность. К примеру, петербургская группа компаний Belousov Group, в состав которой входят издательство, потребительский кооператив, сеть продовольственных магазинов и предприятие по производству кваса, ввела в эксплуатацию молокозавод и планирует создать к 2018 году племенное хозяйство. Собственник обещает развернуть подобные проекты в 40 регионах России (объем инвестиций – более 40 млрд руб.).

 

Однако по-прежнему серьезной проблемой остается сбыт молока по рентабельной цене. «Скажем, крестьянин имеет ферму, которая производит 100 кг молока в день. Куда его девать? Переработчик заинтересован в больших партиях, ему невыгодно возиться с «мелочевкой». Получается, что крестьянин вынужден создавать канал сбыта самостоятельно, рассчитывать на личные связи, искать покупателей, а то и сам стоять за прилавком», – рассказывает Владимир Плотников. Существует и другое мнение. «Причина проблем со сбытом сельхозпродукции, в частности молока, кроется скорее в неумелом хозяйствовании, – считает Светлана Кузьмичева, управляющий директор компании «Сарапул-молоко». – Любой молокозавод готов увозить на своем транспорте даже одну тонну молока, если оно хорошего качества. Фермеры могут объединиться – набирать необходимый объем молока, охлаждать его и сдавать вместе, а не позволять перекупщикам на себе наживаться. Мы, например, не раз авансировали приобретение хозяйствами дополнительного поголовья, молокопроводов и танков-охладителей». В последние годы набирают популярность такие каналы сбыта, как фермерские интернет-магазины, а также молокоматы (автоматы по продаже молока; в России их уже несколько десятков). Еще одна тенденция – проводить аттестацию хозяйств на соблюдение ветеринарно-санитарных требований Евросоюза к производству молока, которая дает право экспортировать молоко в Европу. Сейчас в России пока 13 производителей молочной продукции, прошедших такую аттестацию (один из первых – ферма «Кубань»). Тем не менее эксперты не рассчитывают на значительную активизацию экспорта молочной продукции в ближайшие годы, так как критерии к ее качеству для внешнего рынка остаются довольно жесткими.

 

Потребители выбирают мороженое с традиционными вкусами в заметной упаковке

 

В мире проводятся разнообразные эксперименты со вкусом мороженого: одна британская компания планирует выпускать его со вкусом ревеня, есть  и мороженое, содержащее алкоголь или кайенский перец. Мороженое наделяют и лечебными свойствами: казахские ученые разработали продукт, помогающий лечить туберкулез, а американские – грипп. Однако, по данным исследования компании Synovate Comcon, для 71% российских потребителей основным критерием выбора мороженого остается любимый вкус (наиболее популярно классическое ванильное мороженое). «Согласно нашим исследованиям, около 18–20% клиентов предпочитают новинки, – комментирует Дмитрий Топорков, заместитель директора фабрики мороженого «Белгородский хладокомбинат». – Сорта мороженого с интересными вкусами при условии сильной маркетинговой поддержки могут добиться признания на короткий срок – от одного года до трех лет. Однако взорвать рынок они не могут: потребители привыкли к вкусу белого и шоколадного пломбира, крем-брюле. Важна и упаковка: она должна быть удобной для покупателя, сохранять качество и внешний вид продукта. Мы ежегодно выпускаем новинки, они составляют 4–5% от общего объема продаж».

 

Для повышения продаж мороженого используются разные способы. Например, в британской торговой сети Tesco решили выпустить целую линейку сопутствующих товаров для мороженого (вафельные рожки, сиропы под собственной торговой маркой). Привлечь внимание помогает и размещение на упаковках логотипа известного спортивного клуба. Недавно челябинский производитель начал выпускать мороженое с символикой хоккейного клуба «Металлург» – в виде шайбы в бело-синей упаковке, стилизованной под хоккейную майку. Экспериментируют и с формой: рекламное агентство Stoyn предложило выпустить мороженое в виде голов знаменитостей, таких как Mэрилин Mонро, Эрнесто Че Гевара, Владимир Маяковский. «На наш взгляд, росту продаж лучше всего способствуют массовые маркетинговые мероприятия. Например, 1 июня мы провели фестиваль мороженого в Белгороде, Курске, Воронеже. Думаем, что такие события дают импульс рынку в целом», – рассказывает Дмитрий Топорков.

 

Экопродукцию узаконят, а цена на нее может пойти вниз

 

По данным компании «Ромир» (ноябрь 2012 года), 58% населения России готово приобретать экологические продукты. «Рынок органических продуктов питания в нашей стране практически не заполнен, – делится своим мнением Тамара Решетникова, Генеральный Директор компании «Технологии роста». – По нашим данным, сертификацию на соответствие производства органической продукции европейским стандартам прошли не больше двух десятков производителей. Стоимость этой процедуры слишком высока». Сейчас в России нет никаких юридических ограничений на присвоение продукту наименований «эко», «био», «натуральный» или «органический», и этим пользуются многие маркетологи. «В декабре 2013 года в правительство будет внесен проект федерального закона о производстве органической и сельскохозяйственной продукции, разработанный Минсельхозом России по нашей инициативе, – рассказывает Александр Коновалов, основатель и руководитель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово». – Органические продукты получат официальный статус». Прогнозируется, что принятие этого закона повлечет уход с рынка некоторых производителей, которые не смогут подтвердить, что их продукция органическая. Но пока министерство только обещает представить национальные стандарты органической продукции, производители сами их разрабатывают. Например, «Экокластер» в текущем году намерен открыть первую в России бизнес-академию по обучению органическому земледелию.

 

Пока цена на органическую продукцию довольно высока, но с принятием закона все может измениться. В 2012 году американская компания Moloko Holdings, Inc. подписала с правительством Ульяновской области соглашение, предусматривающее строительство экофермы с численностью стада 5000 голов. Планируется производить 150 т молочных продуктов в сутки. Экоферма будет построена к 2015 году (это первый проект по производству органических продуктов в промышленном масштабе). Прогнозируется, что благодаря промышленному производству цена на органическое молоко с нового завода будет доступна для многих покупателей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль