Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

6465
Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

Фото: Flickr


Правительство решило увеличить налоговую нагрузку на компании, чтобы пополнить бюджеты регионов. Налог, отмененный более 10 лет назад, может лечь тяжким бременем как на предпринимателей, так и на конечных потребителей уже в 2015 году.

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

Готов ли бизнес отдавать 3% в виде налога с продаж

 

История налога с продаж в России

1991 год. Налог с продаж был введен законодательством СССР, ставка – 5%. После распада Советского Союза создали новую систему налогов и сборов: 1 января 1992 года начал действовать Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом документе налог с продаж отсутствовал. 


 

1998 год. Налог с продаж ввели в действие во второй раз, правда, он стал региональным. То есть власти каждого субъекта Российской Федерации сами решали, взимать налог или нет. Максимальная ставка была также на уровне 5%. Подчеркивалось, что с введением на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. 1 января 2004 года налог с продаж отменили. 


 

2015 год. О возврате налога с продаж заговорили весной 2014 года. Также рассматривался вариант повышения ставки НДС с 18 до 20%. Президент России Владимир Путин поддержал инициативу введения налога с продаж. Предполагается, что он начнет действовать 1 января 2015 года (в НК РФ появится новая глава – 30.1 «Налог с продаж»). Окончательно это станет известно уже осенью, когда Государственная дума приступит к работе после летних каникул. Ставка налога составит 3%, вводить его, как и прежде, будут власти регионов.

 

Подготовлено редакцией


Кто выиграет, а кто проиграет от налога с продаж: анализ предыдущего опыта

Александр Житнич, Партнер и соучредитель компании «Персональный налоговый менеджмент», Москва


 

Цель налога с продаж – залатать дыру в бюджете, однако если разобраться, то поступления от него в бюджет до 2004 года составляли всего 1–1,5% от общего числа сборов. Судя по прогнозу Минфина России, собираемость налога с продаж составит 200 млрд руб. в год, что сопоставимо с предыдущими показателями. Положительным фактором его введения является то, что он будет поступать в региональные бюджеты, многие из которых находятся в плачевном состоянии, хотя полностью покрыть их дефицит не удастся. Теоретически налог с продаж должен заменять НДС, но не дополнять. Например, в США и Японии, где есть налог с продаж, НДС не взимается.


 

Кто выиграет, а кто проиграет. В начале 2000-х годов проводилось исследование, посвященное отмене налога с продаж. Были сделаны следующие выводы: после отмены данного налога в легкой промышленности ситуация улучшится, а в тяжелой и горнодобывающей, напротив, незначительно ухудшится. Соответственно, сегодня можно ожидать обратного эффекта: ухудшение положения в легкой и пищевой промышленности, торговле и незначительное улучшение показателей в других сферах экономики.


 

Бизнес ждет повышение административной нагрузки, особенно остро это почувствуют небольшие компании. Для крупного ретейла нагрузка будет не так ощутима – здесь планируют запустить проект по онлайн-передаче информации с кассовых аппаратов в ФНС. Могу предположить, что с помощью этой системы будут контролировать и налог с продаж. 


 

И еще один нюанс: раньше налог с продаж брали только с наличного оборота, а в предлагаемом законопроекте Минфина такая норма отсутствует, облагаться будет как наличный, так и безналичный оборот.


 

Совет Генеральным Директорам. Чтобы сохранить рентабельность, компаниям, скорее всего, придется поднимать цену на 3%. Однако такой шаг в ряде сфер деятельности может сделать товары неконкурентоспособными. Поэтому уже сейчас стоит обратить внимание на повышение рентабельности бизнеса, начав снижать внутренние издержки.


 

Подробнее о данном нововведении 
читайте в материале 
«Обзор новых 
документов».

 

Потребительские настроения находятся в «красной зоне», налог с продаж их не улучшит

Марина Красильникова, Руководитель отдела изучения доходов и потребления исследовательской компании «Левада-центр», Москва; кандидат экономических наук


 

Введение налога с продаж будет неприятным «подарком» для населения России, поскольку в настоящий момент оно не готово к любому повышению налогов. Это связано с тем, что материальное положение потребителей перестало улучшаться (см. Индекс потребительских настроений за 2008–2014 годы). Лишь около четверти семей живут по-прежнему, не обращая внимания на рост цен. Остальные россияне постепенно снижают потребление. Их ожидания не оправдываются, а индекс потребительских настроений снижается второй месяц подряд. Более того, потребительские настроения уже несколько лет находятся в негативной «красной зоне», составляя 83% от показателей марта 2008 года. Таким образом, повышение налоговой нагрузки – очень непопулярная мера, и непонятно, как регионы решатся ее вводить. Конечно, 3% – не так уж и много на фоне того, что с начала года цены на продукты выросли значительно больше. Между тем эта мера маркирована иначе, чем инфляция, которую население практически не замечает. Иными словами, в данном случае имеется конкретный «виновник» роста цен – руководство региона, которое будет вводить налог с продаж.


 

Одновременно усилится давление на рентабельность торговых сетей, имеющих низкую маржу. И предприниматели будут вынуждены повысить цены на товары и услуги, чтобы снизить издержки и сохранить положительную прибыль. В результате возможно усиление социальной напряженности. Кроме того, по мнению экспертов, налог может оказать влияние на инфляцию в 2015 году, повысив ее минимум на 1,5%. Несмотря на все эти негативные факторы, увеличивать налоговую нагрузку все же придется, чтобы как-то пополнить региональные бюджеты и попытаться хоть немного улучшить экономическое положение страны, находящейся в состоянии стагнации.


 

Для бизнеса – это очередное обременение

Сергей Рак, Председатель совета директоров компании «Маркон» (бренд Стардог!s), Москва


 

Правительство планирует повысить налоги, и у меня, например, это не вызывает удивления. Однако положение бизнеса ухудшают не только высокие налоги, но и расходы на их администрирование. Так, в нашей стране бухгалтерский и налоговый учет требует серьезных трудозатрат, в отличие, скажем, от Европы, где в ресторанном бизнесе в штате часто вообще нет бухгалтера. Налог с продаж для регионов – безусловно, положительное решение, для бизнеса – очередное обременение.


 

Последствия для бизнеса. Никаких других способов сохранить доходы, кроме как повысить цены на эти пресловутые 3%, у торговых и общепитовских компаний просто нет. А это значит, что темпы роста бизнеса будут замедляться даже быстрее, чем раньше, хотя 2014 год и так показывает негативную динамику. По данным Росстата, во II квартале рост розничной торговли составил 1,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время в 2013-м был зафиксирован рост на 3,8%. В общепите в этом году рост также составил 1,8%, в прошлом – 5,2%. Это самые низкие показатели начиная с I квартала 2010 года, и с введением налога с продаж они будут только снижаться. Не исключено, что из-за падения спроса нас ждет череда банкротств компаний.


 

Советы предпринимателям

  1. Постарайтесь переждать – какие-либо новые бизнесы или направления открывать сейчас нецелесообразно. В первую очередь в тех отраслях, которые зависят от спроса населения. 

  2. Повышайте устойчивость Вашего бизнеса за счет закрытия низкорентабельных торговых точек. Например, в общепите лучшая рентабельность у «Макдональдса» – около 10–12% (в сетевой рознице в два раза ниже). На эти показатели и нужно равняться.

  3. Ни в коем случае не идите по пути снижения себестоимости за счет ухудшения качества – потребитель Вас не поймет! Особенно это касается компаний, у которых есть бренды, работающие по определенным стандартам.

 

Справка


Александр Житнич окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «судебно-бухгалтерская экспертиза». С 2004 по 2009 год работал в Федеральной налоговой службе. С 2009-го – в компании «Персональный налоговый менеджмент».

Марина Красильникова окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 
В 1988–2003 годах – сотрудница Всесоюзного (с 1992-го – Всероссийского) центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2003-м вместе с частью коллектива ВЦИОМ основала компанию «Левада-центр».

Сергей Рак окончил МФТИ, аспирантуру Института высоких температур АН СССР. В бизнесе с 1992 года. Работал в компаниях сферы торговли и общественного питания на позициях коммерческого, финансового, Генерального Директора. Во франчайзинге с 2004 года, когда возглавил это направление в компании «Маркон». Входит в совет московского городского отделения общественной организации «Опора России», председатель комитета по франчайзингу.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль