Гонка санкций: выиграют ли в ней российские компании

7959
Гонка санкций: выиграют ли в ней российские компании

Фото: Shutterstock


Ваши коллеги делятся мнением о санкциях и обсудили плюсы и минусы. Да, открываются новые возможности, но смогут ли наши товары конкурировать с западными после отмены санкций.

 

Гонка санкций: выиграют ли в ней российские компании

 

Мало что изменится, особенно в регионах

Вадим Зуйков, Президент Национальной торговой ассоциации, Москва

 

Санкции запрещают ввоз товаров из определенных стран, но рынок можно легко насытить поставками из других. В итоге ситуация мало изменится, просто вместо польских яблок будем покупать яблоки из Азербайджана. Серьезные изменения, по моим прогнозам, произойдут в ноябре – декабре этого года. Возможен дефицит некоторых продуктов, которые не успеют заместить. Кроме того, вероятен рост цен, который в среднем составит 0,5–1% для всех продуктов. Хотя цены на некоторые виды товаров, предположительно, увеличатся в два раза.

 

Как санкции отразились на торговых сетях. Времени прошло слишком мало, и влияние санкций пока не очень заметно. Исключение – «Азбука вкуса» и некоторые другие сети, которые импортировали продукты напрямую. Возникли определенные проблемы с некоторыми видами овощей, например, в разряд дефицита перешел лук-порей. На ряд товаров, особенно премиум-класса, цены повысились. Во многом рост носит спекулятивный характер. Другое дело, что нельзя было рубить сплеча, поскольку этим нанесен вред и российским компаниям: имелись заключенные договоры, предоплаченные товары, в том числе полученные в кредит. Необходимо было сделать небольшой (в неделю-две) люфт, чтобы предоплаченные товары ввезли в Россию.

 

Как санкции отразились на потребителе. Слабо, особенно в регионах, где есть собственные продукты. Около 90% россиян вообще не заметят введение санкций, так как покупают простые группы товаров. Хамон и семга пользуются повышенным спросом лишь у 1% населения. Да, могут пропасть моцарелла и пармезан, но их делают из молока, то есть недефицитного продукта, поэтому, наладив технологию в России, можно без труда производить их на наших предприятиях. Для этого необходимы программы поддержки производителей, чтобы они смогли быстро и на льготных условиях ввести оборудование и технологии.

Главное – не упустить время

Жанна Мартынова, Генеральный Директор и владелец информационно-аналитической компании VVS («ВладВнешСервис»), Владимир

 

Санкции могут стать стимулом для импортозамещения. Тем из Вас, кто решится работать в этом направлении, дам несколько советов, с чего начать. Главное – действовать оперативно.

 

Чтобы найти рыночные ниши, анализируйте таможенную статистику. Важно определить товары, импорт которых показывает максимальную динамику роста. Старайтесь отслеживать ее за два года, а лучше до 10 лет, учитывая кризисные периоды. Приведу несколько примеров.

 

Пример 1. По итогам I квартала 2014 года в список наиболее перспективных товаров для импорта входил лук репчатый. Его ввоз по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос до 35,5 млн долл. США (+220%!). Динамика поставок в Россию этого товара до ввода эмбарго непрерывно росла на протяжении восьми месяцев. Лидер продаж – Нидерланды. Всего же участников этого рынка за I квартал 2014 года насчитывалось 175. Представьте, как изменится расстановка игроков ввиду встречных санкций?! Важно начать действовать, пока ситуация не стабилизировалась и не выявлены новые лидеры рынка.

 

Пример 2. Прирост импорта сыра камамбер за первые три месяца текущего года составил 172% (в денежном выражении – более 3,6 млн долл. США). В общем объеме импорта продукта, ввозимого 25 участниками, 48% приходилось на Данию. Анализ таможенной статистики раскроет рейтинг Ваших потенциальных поставщиков, по крайней мере на ближайший год. Однако, анализируя данные по какому-либо коду ТН ВЭД, будьте внимательны. Есть риск упустить часть информации. Поясню, каждому товару соответствует свой код, однако часто случается, что поставки интересующего Вас продукта могут осуществляться и под другими кодами. Я их называю «нетрадиционными».

 

Выбирайте товар, который имеет максимальный спрос. Так, анализ рынка импорта кормов для кошек и собак за 2013 год показал, что наиболее востребован сухой корм. Объем ввоза этого корма в натуральном выражении почти в три раза выше, чем объем поставок консервированного (выручка – 201 млн долл. против 80 млн долл. США)

 

Анализируйте, есть ли оборудование для производства. Еще один вид новых возможностей – продажа техники, связанной с организацией производства товаров взамен ввозимых ранее из Европы. Например, анализ импорта оборудования для переработки мяса и птицы за I квартал 2014 года показал, что лидирующее положение на отечественном рынке занимали крупные европейские компании. Получается, что с выращиванием кур в России дела вроде бы обстоят неплохо, но по оборудованию мы зависим от европейского рынка.

 

Создавайте совместные предприятия с иностранцами. Объем инвестиций в Россию снизился, но можно создавать совместные предприятия с зарубежными партнерами. Хороший пример – компания «Дельта-стикс», которая занимается переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов. Значительная доля предприятия принадлежит немецким партнерам, однако фирма зарегистрирована на территории России и считается отечественным производителем, поэтому спокойно продолжает работать и продавать на нашем рынке свою продукцию и после введения эмбарго. Санкции ей уж точно никак не грозят, да и иностранные инвестиции вряд ли прекратятся.

 

Заместить можно 70–80% продукции

Алексей Каневский, Президент компании «Интерпортфолио», Москва; кандидат химических наук

 

По моим подсчетам, примерно 70–80% продукции можно заместить. Но нужно время. Неплохо обстоят дела в птицеводстве, эту отрасль можно расширить очень быстро. Со свининой хуже, но в данном случае речь идет скорее о смене поставщиков – приходе на наш рынок компаний Аргентины и Уругвая. Но это тоже процесс не быстрый, кроме того, большое расстояние между нашими странами приведет к росту цен. Между тем дефицита продуктов, скорее всего, не будет.

 

Полагаю, что перед введением санкций был некий мозговой штурм, чтобы не провалить продовольственную политику. Например, под запрет не попали алкоголь и пиво (наша компания как раз занимается импортом пива). И я думаю, это правильно, так как, в отличие от обезличенной говядины, заменить один бренд пива на другой практически невозможно. То же самое и с вином, которое производится в России в небольшом количестве и не самого высокого качества. И создать условия для расширения его производства, не говоря уже о повышении качества, в среднесрочной перспективе вряд ли возможно.

Главным направлением должно стать хранение и переработка продукции, производимой мелкими аграриями

Алексей Филатов, Управляющий директор компании BBCG, Москва

 

На сегодняшний момент возможностей для российских компаний достаточно много. Вследствие запрета на импорт, выпадения части ассортимента средний чек в крупных сетях в Москве показал падение на -20% Причем именно импортные товары запрещенной группы создавали высокую доходность в продажах. Это серьезная проблема, и быстрые решения нужны здесь как воздух.

 

Однако конкуренция на рынке продуктов питания снизится в России лишь на несколько месяцев. Заместить выпавший импорт готовы производители Сербии, Белоруссии, Казахстана, а также стран дальнего зарубежья. Мы видим это по регистрации участия в сентябрьском саммите розничной торговли. Чтобы открыть новые мощности или нарастить объемы действующих производств, времени мало. И вряд ли российский (и тем более зарубежный) бизнес захочет сейчас активно инвестировать: риски высоки. Хотя единичные случаи, конечно, будут.

 

Тем не менее есть огромный потенциал в части консолидации мелких производств, частных хозяйств. Урожаи этим летом во многих областях отличные. Существенный прирост внутреннего производства могли бы обеспечить даже дачные кооперативы. Буквально под ногами лежит золото. И им пора заняться крупному бизнесу. Причем без существенных инвестиций, лишь используя свою логистику, хранилища и предпринимательскую инициативу. В той же Польше значительную долю прогремевших на весь мир яблок выращивают частные хозяйства. Закупщики собирают урожай у сотен и тысяч семей. У нас тысячи тонн яблок сгнивают до сих пор «за забором». Сейчас это роскошь, которую нельзя себе позволить. Таким образом, главным направлением должно стать хранение и переработка продукции, производимой уже сегодня мелкими аграриями. Эта ниша фактически свободна. И я убежден, что современные розничные сети будут всеми силами содействовать развитию такого бизнеса. Ретейлу очень нужен новый сильный партнер, способный превратить мясо, молоко от местных фермеров в готовый к продаже товар. Полагаю, что цепочка поставок в сетях уже налажена, но ее надо усилить, поскольку ее должны занять мелкие сельхозпроизводители. Именно у них уже есть отношения с сетями, именно им легче других выстроить переработку местного сырья под товарные стандарты сетей. Что, впрочем, не исключает появления других инвесторов, способных организовать закупки у фермеров, фасовку и переработку продуктов для сетей.

 

Необходимо только переориентировать закупки сырья на внутренний рынок. Это трудно, работа предстоит огромная. Однако результат – стабильная система на годы вперед. И главное, мы впервые получили возможность реально конкурировать с зарубежными рынками, в основе успеха которых именно такая организация производства и поставок!

 

Смогут ли новые российские товары конкурировать с импортными после отмены санкций

Владислав Корочкин, Первый вице-президент общественной организации «Опора России», президент группы компаний «Русский огород – НК», Щелково (Московская область)

 

Пока наш бизнес – семеноводство – санкций особо не почувствовал. Сильнее всего пострадали лук-севок, чеснок, семенной картофель, фасоль и бобы. Между тем осенью для нашей отрасли введенные санкции не так актуальны, как весной. Но, если к тому времени ничего не изменится, проблемы будут, потому что если товарную продукцию можно увеличить достаточно быстро, то найти новые места для закупок семян (а их Россия ввозит в основном из Нидерландов и Финляндии) достаточно проблематично.

 

Самое неприятное в данной ситуации – это неопределенность. Прежде чем активно заниматься импортозамещением, необходимо понять, как долго будет действовать эмбарго. Допустим, можно начать активно инвестировать в производство российских аналогов продуктов, запрещенных к ввозу, наращивать его объемы, закупать оборудование, распахивать новые земли, и вдруг в один прекрасный момент санкции отменяют – тогда в следующем году нас ждет целая череда банкротств.Если же санкции введены надолго, то, безусловно, они будут способствовать росту отечественного бизнеса, и в случае их отмены импортным товарам будет уже трудно вновь пробиться на российский рынок. А при нормальной государственной поддержке товаропроизводителей цены вообще могут пойти вниз. Правда, пока ее нет.

 

Советы руководителям компаний:

  • разработайте несколько моделей развития бизнеса, учитывая различные сценарии возможных событий: отмену, продолжение и усиление санкций;
  • старайтесь развивать бизнес постепенно, не делая больших скачков, не строя воздушных замков;
  • несмотря на санкции (или их отсутствие), я рекомендую заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Да, он рисковый, имеет долгосрочную окупаемость, но, с другой стороны, этот бизнес вечный, люди всегда будут хотеть есть, особенно в условиях роста населения на планете. 

Справка


Вадим Зуйков окончил Свердловский архитектурный институт. В 1987–1997 годах работал в компании «Юнилэнд»: начав с должности сотрудника отдела рекламы, вырос до вице-президента компании по Санкт-Петербургу. Президент Национальной торговой ассоциации с 1997 года. Председатель подкомитета по торговле ТПП России.

 

Владислав Корочкин окончил Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Работал врачом в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Президент Евразийского союза семеноводов, член Общественной палаты Московской области и межведомственной правительственной комиссии по проведению административной реформы. Лауреат национальной премии «Дарин» Российской академии бизнеса и предпринимательства.

 

Жанна Мартынова окончила Владимирский государственный политехнический университет и Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы. Занималась патентно-лицензионной деятельностью в НПО «Магнетон». В 1994–1997 годах – главный специалист департамента инвестиций и внешних связей администрации Владимирской области. Инициатор создания информационного ресурса, посвященного растущим рынкам импорта и экспорта. Разработчик программного комплекса для маркетинговых служб компаний – участниц ВЭД.

 

Алексей Филатов окончил Московский институт стали и сплавов, аспирантуру Института проблем управления. В прошлом – сотрудник Института проблем управления РАН, специалист по внешней экономической деятельности, сотрудник компанииIndependent Media. Один из основателей (2000) и Генеральный Директор компании BBPG. C 2006- года – управляющий директорBusiness to Business Conference Group (c 2009-го – в составе группы Trinity Events). Автор ряда публикаций по проблемам потребительского рынка, управления.

 

Алексей Каневский окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина. С 1996 года занимается развитием эксклюзивных брендов импортного пива.

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью на сайте e.gd.ru и оставьте свой отзыв о ней.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль