Как разработать качественную стратегию, которая приведет к результату

669
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Вы сможете преодолеть разрыв между стратегией и ее реализацией, если разработаете качественную стратегию, а также вовлечете персонал в процесс ее реализации.

Что такое качественная стратегия?

Это процесс (рассмотрим его на сквозном примере), включающий следующие этапы:

  1. Сбор, обработка и анализ информации.
  2. Определение стратегических целей всего предприятия.
  3. Определение способов достижения стратегических целей.
  4. Корректировка целей.
  5. Вовлечение персонала.

Сбор, обработка и анализ информации

Вам нужно собрать данные о состоянии внешней и внутренней среды предприятия. Вы можете провести SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ и пр. В результате такого анализа надо понять, что собой представляет компания (блок 1 — наши силы и слабости), куда мы идем (блок 2) и что нас ожидает (блок 3 — возможности и угрозы).

Например, предприятие А занимается производством и продажей товаров. Оно работает на высококонкурентном рынке, на котором отсутствует явный лидер (монополист). Емкость рынка составляет 100 тыс. тонн и имеет динамику роста — 5% в год. В ходе анализа мы установили:

Блок 1

  1. Наши сильные стороны: товары предлагаем по доступным ценам, у нас большой ассортимент, используем современные формы и методы продаж, предприятие имеет хороший имидж на рынке.
  2. Наши слабости: отсталость информационных технологий внутреннего пользования, низкая зарплата персонала, слабая мотивация и бедный набор средств системы стимулирования, неуклонный рост издержек из-за малых объемов производства.

Блок 2

  1. Предприятие А при производстве 7 тыс. тонн товаров занимает 7% рынка и имеет явный потенциал — может занять большую долю, к чему и стремится.

Блок 3

  1. Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.
  2. Угрозы: увеличение цен на теплоснабжение, электроэнергию, газ, сырье, материалы, комплектующие и транспортные услуги; приход на рынок крупного западного производителя; неблагоприятная налоговая политика государства.

Управление результативностью: 10 шагов от идеи к реальным результатам

Определение стратегических целей

Нужно определить цели всего предприятия, а затем — соответствующие цели по функциональным направлениям и подразделениям. Нужно четко осознавать, чего хотим достичь, и распределить нагрузку по подразделениям. При этом цели должны быть достижимы, измеримы, понятны персоналу и обеспечены ресурсами.

Вернемся к примеру. Обсудив и взвесив желания и возможности, топ-менеджмент предприятия Аво главе с владельцем при участии персонала приняли следующие стратегические цели на четыре года:

Увеличить объемы производства, продаж и занять лидирующие позиции на рынке, подняв свою долю до 15% за четыре года.

Сократить издержки производства и снизить себестоимость в структуре цены с 85 до 70% (на 15%).

Создать систему мотивации и стимулирования персонала, обеспечивающую повышение зарплаты пропорционально росту производительности труда.

Это типичный пример рыночно ориентированной стратегии. Замечу, что цели не декларируются («увеличим», «расширим», «снизим» и пр.), а конкретизируются в измеримых показателях.

Определение способов достижения стратегических целей

Нужно зафиксировать способы достижения каждой цели. Продолжим пример.

Способы достижения цели 1:

  1. При росте рынка 5% в год и увеличении доли до 15% через четыре года нам необходимо производить и продавать 18 тыс. тонн товара в год, то есть необходимо обеспечить прирост производственных мощностей на 11 тыс. тонн. Для этого через два года в дополнение к существующему заводу мы планируем строительство нового цеха производительностью 3 тыс. тонн, а через четыре года — нового завода производительностью 8 тыс. тонн.
  2. Строительство нового цеха и нового завода финансируется на 30% из текущих средств и на 70% — из заемных, для чего вся получаемая прибыль вкладывается в развитие и заключается долговременное соглашение с банком о финансировании строительства.
  3. Под увеличение объемов производства расширяется сеть продаж с упором на развитие дилерской сети в регионах.

Способы достижения цели 2:

  1. Сокращение издержек за счет увеличения объемов производства (5% в структуре цены).
  2. Сокращение издержек за счет повышения производительности труда (5% в структуре цены).
  3. Сокращение издержек за счет внедрения управленческого учета и оптимизации потоков (5% в структуре цены).

Способы достижения цели 3:

  1. Создать систему измерения мотивации и мотивационного мониторинга, которая будет показывать изменения мотивации отдельных работников, подразделений и всего предприятия.
  2. На базе измерения мотивации и оценок системы стимулирования разработать более совершенную систему стимулирования, нацеленную на рост производительности труда персонала и снижение издержек производства.
  3. Обеспечить рост зарплаты не менее чем на 20% в год пропорционально росту производительности труда.
  4. С учетом новых функций (строительство, мотивационный мониторинг, управленческий учет и пр.) предусмотреть изменение организационной структуры, набор и обучение персонала и пр.

Реализация стратегии развития предприятия: пошаговый алгоритм

Корректировка целей

Качественная стратегия предусматривает корректировку целей при разных сценариях развития событий на рынке. Рассмотрим на нашем примере, как можно скорректировать цели в разных рыночных ситуациях.

  1. Сценарий 1. Рынок стабилен. Состав игроков (производителей) и рост рынка — постоянные. Работает основной вариант стратегии, описанный выше.
  2. Сценарий 2. На рынке возникают аномалии, например, из-за вступления России в ВТО, снятия таможенных барьеров и прихода на рынок крупного западного производителя B, мощности которого обеспечивают 30-40% рынка. Это дестабилизирует рынок: резко колеблется ценовая политика, изменяется состав игроков, вытесняются менее конкурентоспособные предприятия. Вступает в силу запасной вариант стратегии №1, предусматривающий, с одной стороны, резкое повышение конкурентоспособности за счет ускоренного сокращения издержек и цены, с другой — выход на рынок с новым ассортиментным рядом или новым товаром.
  3. Сценарий 3. Аномалии рынка за счет ужесточения налогового режима и резкого роста цен на энергоносители и сырье. Здесь нужно считать рентабельность. Если она выходит за рамки допустимого, вступает запасной вариант стратегии №2, предусматривающий, например, продажу бизнеса.

Приведенный кейс показывает, как стратегия становится инструментом развития предприятия. Что же касается управления результативностью, то для каждой цели разрабатываются измеримые показатели достижимости, они фиксируются на момент начала реализации качественной стратегии, а затем контролируется динамика их изменения.

Невидимые ловушки, которых надо избегать

Прожектерство. Не надо ставить чрезмерно амбициозные цели, а потом заставлять команду достигать их. Успешных стратегов отличает не значимость поставленных ими задач, а готовность затратить время на популяризацию стратегии в компании.

Стратегия как анализ. Не увлекайтесь сложными расчетами, анализом и бесконечными прогнозами.

Избыток информации. Выбор делать все равно придется, поэтому не стоит запрашивать большой объем информации: это усложнит принятие решений.

Акцент на операционных улучшениях. Руководители ломают голову над вопросами «как?»: Как уменьшить издержки? Как произвести внутреннюю реорганизацию? Как быть более ориентированными на клиента? В действительности более важны ответы на вопросы «кто?» и «что?».

Неспособность сделать выбор. Не бойтесь сделать неверный выбор. Внешняя среда всегда может внести коррективы в любую, самую тщательно выверенную стратегию.

Неспособность ежегодного пересмотра стратегии. Построение успешной качественной стратегии — непрерывный поиск. Если сегодня ваша стратегия успешна, это не значит, что она будет успешной и завтра[i].

[i] По материалам книги: Маркидес К. К. Все верные решения. Руководство по созданию стратегий прорыва. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005

Как разработать качественную стратегию, которая приведет к результату

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль