Как анализировать расходы компании и контролировать их

1333
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Соколова Галина
профессор ИБДА РАНХиГС, доктор экономических наук
  • Как планировать работу, анализируя отчеты о прибылях и убытках

Не все отделы компании работают напрямую с клиентами и приносят прибыль, не все руководители подразделений могут самостоятельно распоряжаться определенными суммами. Так что прибыль можно посчитать не на любом уровне управления, а вот затраты есть у всех подразделений. Поэтому важно анализировать расходы компании и контролировать их. Основная задача управленческого учета, основанного на анализе расходов компании, в том, чтобы рационально использовать ресурсы компании, планировать объемы закупок и численность персонала, контролировать качество продукции.

Любому Генеральному Директору полезно разобраться с важными терминами управленческого учета и оперировать ими.

1. Совокупные расходы (total costs, TC). Включают три вида расходов:

  • производственные (себестоимость продукции);
  • коммерческие (связанные с реализацией продукции);
  • управленческие.

Обычно совокупные расходы считают постоянными, но это не всегда так. Например, расходы на перемещение грузов внутри предприятия – это расходы общего характера. Однако объемы производства могут сокращаться, и тогда требуется меньше внутренних перевозок.

2. Постоянные расходы (fixed costs, FC) и переменные расходы (variable costs, VC). Постоянные расходы остаются более-менее неизменными при увеличении количества проданных единиц продукции (в натуральном выражении). Переменные расходы напрямую зависят от объемов, то есть при увеличении количества проданных единиц продукции они пропорционально возрастают.

Зависимость постоянных и переменных расходов от объема продаж

Как анализировать расходы компании и контролировать их

3. Удельные (средние) переменные расходы (average variable costs, AVC). В управленческом учете допускается, что переменные расходы при перерасчете на единицу продукции будут постоянной величиной. Хотя это не всегда так. Например, закупочная цена на продукты для магазина может меняться из-за роста цен на топливо и других внешних факторов. Поэтому себестоимость продукции, которую мы рассчитываем, через какое-то время всегда меняется.

4. Смешанные расходы (mixed cost, MC). Это промежуточная группа между постоянными и переменными расходами. По оценке зарубежных авторов, в эту группу может попадать до 80% затрат компании.

5. Накладные или прямые расходы (direct costs, DC) и косвенные расходы (indirect costs, IC).Прямые затраты часто приравнивают к постоянным. Например, у нас есть оборудование, с помощью которого мы выпускаем один вид продукции. Амортизацию по этому оборудованию мы будем начислять линейным способом: неважно, сколько времени работает оборудование, на амортизацию заложена фиксированная сумма в месяц. То есть это прямые расходы, не зависящие от объема.

Зачем нужно уметь делить расходы на группы

Первый бюджет, который формируется любым управленцем, – это бюджет продаж. Другими словами, прежде всего, нужно определиться с количеством продукции, которую компания планирует продать за определенный период времени, а также с ценовой политикой. Установить плановые величины будет проще, если вы понимаете, как затраты зависят от объема продукции.

Чтобы определить точку безубыточности, обычно строят график, на котором будут отражены объем продаж, затраты и финансовые результаты. Следует обратить внимание, что при этом делаются весьма серьезные допущения:

  • объем продаж и объем производства совпадают (хотя бы на каком-то отрезке времени), если мы определяем выпуск продукции в отпускных ценах;
  • цена на товар не меняется;
  • себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы можно разделить на две группы – постоянные (не зависят от объемов продаж) и переменные (растут пропорционально по мере увеличения объемов продукции);
  • компания выпускает всего один вид продукции.

Гораздо проще считать так: как только совокупная маржа выйдет на уровень постоянных расходов, компания станет безубыточной.

В ежедневной работе не стоит делить затраты, которые ложатся на бизнес в целом, по разным направлениям деятельности и т. д.

Как анализировать расходы компании и контролировать их

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль