5 причин перестать использовать зарубежные технологии

629
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Анохин Михаил
Исполнительный директор и сооснователь компании «Лаборатория умного вождения»

Российский бизнес часто предпочитает использовать в качестве основы зарубежные технологии, а не создавать собственные решения с нуля. Один из главных плюсов такого подхода заключается в возможности не тратить большие ресурсы на разработку, а воспользоваться тем, что уже было придумано зарубежными специалистами и опробовано компаниями из разных стран. Руководитель «Лаборатории умного вождения» Михаил Aнохин рассказывает, почему это не единственно возможный и далеко не лучший путь.

1. Специфика российского рынка

Зарубежные производители железа или софта чаще всего не очень заинтересованы в работе с небольшими российскими компаниями, особенно если речь идет о стартапе.

Создаваемые ими решения «заточены» под домашний рынок и рынок тех стран, где у компании много клиентов. Если Россия не входит в число приоритетных направлений разработчиков, то непросто добиться даже локализации интерфейса решения.

Для того чтобы компания-разработчик технологий согласилась работать с российским проектом и «затачивать» свое решение под его требования, необходимо гарантировать надежность и финансовую состоятельность этого проекта. Зарубежный бизнес не поверит на слово, что ваш проект «взлетит». Он выставит базовые условия по покупке определенного количества лицензий в случае софта, или штук устройств - в случае железа. Вы рискуете остаться без денег и с большим объёмом невостребованных закупленных устройств.

Если российский рынок является одним из приоритетных для зарубежного производителя, и он имеет собственное представительство или дистрибьюторов в России, это упрощает работу. Однако необходимость долгих согласований в случае необходимости доработки устройства поставщика никуда не денется.

2. Гибкость

Готовые зарубежные «железные» решения почти никогда в полной мере не учитывают специфику российского рынка. Поэтому в процессе работы над проектом всегда возникает необходимость что-то изменить, например в прошивке или функциональности устройства.

Сделать это не так просто — любое, даже самое незначительное изменение, требует тесного взаимодействия с производителем, что влечет за собой бумажную волокиту и большие временные затраты.

Сложные продукты вроде автомобильных телематических систем чаще всего не существуют в «открытом» варианте. Поэтому ваша команда не сможет самостоятельно покопаться во внутренностях и «мозгах» нужного продукта, а код проприетарного[i] решения никто ей не откроет.

В итоге проект полностью зависит от поставщика, который может отказаться вносить изменения в свой продукт под ваши требования, либо потребовать покрыть издержки на его доработку.

Возможен и другой вариант развития событий, когда поставщик заинтересован в рынке и готов взять на себя все расходы по доработке продукта под ваши запросы.  Казалось бы, что в этом плохого? Однако по сути вы просто делитесь своей компетенцией с поставщиком. Рано или поздно это приведет к тому, что доработанное вами решение появится у ваших конкурентов. Избежать этого можно, заключив эксклюзивное соглашение на свой регион. Но необходимо понимать, что эксклюзив предполагает регулярные закупки большого объема товара, что зачастую сложно и дорого обеспечить. А для компаний, планирующих расширять свой бизнес на зарубежные рынки, нужно учитывать еще и то, что эксклюзив лишает возможности в будущем выйти со своим продуктом на рынок поставщика.

3. Экономия на наценках и доставке

В мире сложились производственные цепочки. Одна из них выглядит так:

Компания-производитель, например из США, разрабатывает прототип устройства и размещает заказ на его производство, скажем, во Вьетнаме  »» Завод-изготовитель закупает комплектующие, осуществляет сборку и прошивку устройств и отправляет готовый продукт заказчику »» Только после прохождения всех этих этапов готовое устройство уходит к конечному продавцу, в нашем случае в Россию.

Таким образом, в процессе производства устройство проделывает путь, где на каждой остановке его стоимость увеличивается.  В итоге себестоимость продукта включает не только стоимость комплектующих и сборку, но также наценку производителя и доставку - сначала из Вьетнама к поставщику, а потом готового изделия от него в Россию. Когда вы добавите к этой цифре свою наценку, продукт будет стоить намного дороже, чем вы на то рассчитывали изначально.

Имея собственное или контрактное производство в России, вы минуете как минимум одно звено цепочки – зарубежного поставщика готового решения. Значит, сэкономите на наценке и доставке товара. Пару лет назад такая экономия могла показаться незначительной, но сегодня, в условиях ослабления курса рубля, даже небольшая переплата в валюте может серьезно ударить по карману.

4. Широкие возможности развития продукта

При взаимодействии с зарубежными поставщиками программно-аппаратных решений создателям российского проекта сложно полностью контролировать качество продукта. Переговоры с зарубежными коллегами отнимают много времени, и поставленных целей достичь с первого раза мало кому удается.

Разработчикам решений, которые зависят от зарубежных технологий, сложно развивать продукт и расширять его функциональность.

Пример из сферы телематических сервисов — многие популярные зарубежные инструменты используют технологию Bluetooth для связи OBD-устройства с телефоном. В этом случае, чтобы данные передавались на сервер в режиме реального времени, Bluetooth на телефоне должен быть включен постоянно. Следить за этим следует самому водителю.

В некоторых странах этого достаточно для того, чтобы страховая компания дала пользователю телематического устройства скидку на полис. В России же требования страховых компаний отличаются - устройство должно автоматически связываться с сервером посредством GSM сети, чтобы передача данных происходила непрерывно и не зависела от человеческого фактора. В такой ситуации внести изменения в готовое устройство - непростая задача. Более того, надо убедить иностранных партнеров в необходимости сделать это - задача, несопоставимая по сложности с первой.

Получить возможность успешного развития продукта на локальном рынке можно только в том случае, если компания своими силами разрабатывает решение и отвечает за выбор технологий. Именно по этому пути мы пошли, создавая «Лабораторию умного вождения».

5. Независимость от внешней политики

Задумайтесь, насколько целесообразно полностью полагаться на зарубежные программные решения. Как показывает практика, интересы бизнеса не всегда учитывается в случае конфликтов и возникновения напряженности между государствами. При использовании сложных зарубежных технологий может возникнуть ситуация, когда продолжение сотрудничества станет невозможным из-за ограничений и санкций.

Потерять возможность работы с поставщиком, на решении которого держится весь бизнес — это фактически смертный приговор для компании, или в любом случае — большие риски.

Я знаю случай, когда зарубежные поставщики отказались поставлять телематические блоки российской компании после введения санкций, хотя прямого запрета на поставку не было. Впоследствии пострадавшей компании удалось решить этот вопрос и наладить поставки через Китай. Мы можем только предполагать, в какие финансовые и временные потери им вылилось урегулирование проблемы. Кроме того, этот неприятный прецедент заставляет всех участников рынка задуматься над поиском альтернативных путей создания и развития продуктов.

Развитие своими силами позволит четче видеть перспективы проекта и держать его судьбу в своих руках, и не зависеть от конъюнктурных изменений насколько это возможно.

Если учитывать сложности с покупкой зарубежных технологий за валюту, а также связанные с этим ограничения в гибкости разработки, то в долгосрочной перспективе стоимость создания проекта будет не меньше, а может даже больше, чем в случае разработки собственного решения в России.

Конечно, для того чтобы самостоятельно сделать конкурентоспособный продукт высокого качества, необходимы значительные финансовые инвестиции, команда высококлассных специалистов и время. Но такой подход полностью оправдывает себя и позволяет получить максимальный контроль над продуктом.

[i] Проприетарное программное обеспечение (англ. proprietary software) -  программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО (наличия открытого программного кода недостаточно). Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Обычно проприетарным называют любое несвободное ПО, включая полусвободное.

5 причин перестать использовать зарубежные технологии

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль