Мини-тренинг «Чистая речь»

1645
Мини-тренинг «Чистая речь»

Леонид Смехов, преподаватель в ИБДА РАНХиГC, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, руководитель тренинг-центра «Коммуникатор»


Наша повседневная речь довольно проста: в диалогах мы редко используем сложные предложения, стилистические фигуры и прочие средства художественной выразительности. На первом месте у нас стоят функциональность и скорость. Быстро сказано – быстро сделано. Однако вместе с упрощением наша речь существенно беднеет. Если бы иностранцу, изучающему русский язык, понадобилось выучить лишь тот актив, который мы используем каждый день, вряд ли процесс изучения занял бы больше недели, так мало слов мы употребляем. Но, упрощая свою речь, мы ее еще и загрязняем.

К наиболее распространенным «загрязнителям» нашей речи относятся:

  • слова- и звуки-паразиты;
  • неправильное интонирование;
  • неумение сформулировать свою мысль;
  • оговорки и иные непроизвольные ошибки;
  • скудный словарный запас.

Слова-паразиты в речи имеют одно преимущество перед звуками-паразитами. Слова можно сделать частью имиджа оратора, так называемой фишкой. Здесь можно вспомнить «однозначно» Жириновского, «понимаешь» Ельцина – список продолжите сами. Звуки могут сделать человека узнаваемым, если это не паразиты, а особенности произношения: акцент, характерные дефекты речи. Именно за счет них пародисты делают свои образы такими узнаваемыми. Что же касается различных «э-э-э», «а-а-а» и прочих заполнителей наших пауз, то здесь прежде всего нужно понять их природу. Весьма велика вероятность, что эканье идет с нами рука об руку еще со школьных лет. Учитель задавал ученику вопрос, а тот начинал думать, что же ответить. Вспомните себя и своих одноклассников: что происходило, если ребенок думал молча? Как правило, это вызывало однозначную реакцию учителя:

— Молчишь? Значит, не готов. Садись, два.

Но если школьник начинал тянуть время, мычать, экать, вставлять различные вводные слова, то это могло помочь ему как протянуть время, имитируя начало ответа, так и в отдельных случаях создать иллюзию некоторого знания.

Получается, этот неосознаваемый «навык» пришел с нами во взрослую жизнь из детства. Но сейчас у нас больше нет учителей, ставящих плохую оценку за паузу. Наоборот – сейчас самое время вспомнить мудрость: «Слова – серебро, молчание – золото». (Фразу «ты лучше помолчи – за умного сойдешь» здесь вспоминать все же не будем, хотя она тоже имеет свои основания.)

Пауза

Пауза – наш друг. Пауз боятся. Избегают. Стараются заполнить их ненужными звуками и бессмысленными словами типа «ну», «как бы», «это» и пр.

Паузы стараются убить быстрым темпом речи. Но они все равно остаются очень хорошим речевым инструментом, выполняющим сразу три функции:

  • вы успеваете думать;
  • ваши собеседники успевают за вашими мыслями;
  • речь становится более красивой и выразительной.

Посмотрите, как умело использует чередование акцентов и пауз президент России Владимир Путин. Его речь сложно назвать ярко окрашенной эмоционально, но она выразительна. Выразительна именно за счет правильного использования акцентов, когда на слове или словосочетании возрастает интонационный «нажим», увеличивается напряжение голоса, а следом сразу возникает небольшая пауза.

Недавно на тренинге я услышал вопрос: «А какой по длине должна быть пауза?»

Здесь нет универсальных решений. Все зависит от множества факторов: темпа вашей речи, особенностей имиджа, параметров ситуации и т.д. Но в большинстве случаев достаточно паузы от секунды до трех. Тишина должна занять собой место, которое сейчас находится во власти звуков-паразитов. Простая замена звуков-паразитов в речи на паузы может сделать самое тоскливое совещание более благоприятным для восприятия, а значит, и более результативным.

Как обнаружить «лишние» слова и звуки в своей речи?

Можно попросить кого-нибудь слушать вашу речь и сигнализировать вам каждый раз, как вы допустите ошибку. Можно записать самому себя на диктофон, а затем прослушать на предмет выявления лишних слов и звуков. В любом случае индикатор один: как только вы начнете сами у себя слышать «паразиты», знайте: вы уже на полпути к победе. Самое сложное – именно услышать. А дальше рецепта два. Либо репетируете диалог, слушаете себя и заставляете переговаривать фразу каждый раз, как допускаете ошибку, либо стараетесь говорить медленнее, чем обычно. Когда вы говорите медленнее, вы успеваете думать быстрее, а значит, чувствуете себя комфортно и не занимаете паузы ненужными звуками. Оптимальная для восприятия большинством взрослых людей скорость речи – 140 слов в минуту. Чтобы понять, как это, возьмите текстовый редактор и вставьте туда любой фрагмент текста, чтобы счетчик отобразил сто сорок слов. Засеките время и постарайтесь прочесть вслух этот текст за минуту. Отклонились от времени – пробуйте снова, пока не почувствуете темп. В этом темпе вам будет легко делать паузы и вести победоносную войну против загрязнителей собственной речи.

В каком-то пособии увидел, что рекомендуется говорить со скоростью 96 слов в минуту. Попробовал – почувствовал себя аудиокнигой. Читать литературу в таком темпе хорошо, но для речи это слишком медленно.

Неправильное интонирование

Значительная часть нашей речи по сути является импровизацией. Мы не готовим и не продумываем каждую фразу, а говорим так, как привыкли, ориентируясь на обстоятельства. Из-за этого часто возникает проблема использования неправильной интонации, что ведет к формированию неверного впечатления о вас. Как правило, мы начинаем в утвердительных предложениях уходить интонацией вверх, а не вниз, как положено.

Пример. Представим, что я рассказываю вам о себе. Я говорю: «Здравствуйте. Меня зовут Леонид Смехов. Я бизнес-тренер».

Все фразы звучат весомо и уверенно, когда интонация снижается к финальной точке. У большинства неподготовленных спикеров те же слова звучали бы с нисходяще-восходящей интонацией, как во второй реплике приведенного ниже диалога:

— Я люблю слушать Баха.

— А Моцарта?

В вопросе о Моцарте как раз звучит та же самая интонация, что и при импровизированной утвердительной речи многих людей. На письме с подобной интонацией мое приветствие можно было бы обозначить следующим образом: «Здравствуйте? Меня зовут Леонид Смехов? Я бизнес-тренер?»...

Мы не обращаем на это внимания, потому что в момент говорения все время думаем о том, что скажем дальше. Оттуда и неправильная интонация, создающая у собеседников ощущение общей неуверенности, неподготовленности спикера. Если люди подумают, что вы не уверены в своих словах, вам также никто не поверит. Если никто не поверит – вся ваша техника убеждения окажется малоэффективной. Следите за интонациями, контролируйте их.

Неумение сформулировать свою мысль

Имея большую коммуникативную практику, вы с легкостью сможете объяснить даже самую сложную мысль неподготовленному человеку. Но многие люди не задумываются о логике и простоте изложения. Этим грешат и ученые, и врачи, и предприниматели, и юристы. Люди зачастую говорят путано: мысль пришла – они ее озвучили, не заботясь о приземленных вопросах, вроде того, понял их собеседник или не понял.

Есть еще один тип спикера – требующие раскачки. Необходимость «прогреть двигатели перед полетом» есть у многих ораторов. Выражается это так: первые несколько минут речь тяжелая и сложная, затем становится легкой и понятной. Такому типу часто бывает нужно сначала высказать мысль так, как она пришла в голову, а затем сразу ее переформулировать в понятной форме. Но бывают ситуации, когда нет возможности тратить время на формулировки и разогрев. В этом случае поможет заблаговременная тренировка.

Давайте рассмотрим упражнения

1. Придумайте мотивирующую речь, обращенную к кому-либо из своих близких/коллег. Постарайтесь изложить свои идеи так, чтобы каждая отдельная мысль, формулировка, выражалась бы в максимум пяти словах.

Пример: «Сегодня я получил задание. Необходимо научиться формулировать мысли кратко. Я подумал вот о чем. Каждый день мы много разговариваем. Разговоры занимают кучу нашего времени. Но нам следует фильтровать речь. Отбрасывать ненужное в пользу необходимого. Так мы станем лаконичнее, эффективнее. Так победим пустое многословие. Вперед, к победе!»

2. Представьте, что вам нужно описать что-то современное человеку из прошлого. Например, объяснить своему прапрадеду, что такое MP3. Или рассказать пятилетнему ребенку, как устроена атомная электростанция.

Когда-то, в нашем детстве, авторы занимательных книг по физике, химии, авторы энциклопедий умели объяснять сложные вещи простым и увлекательным языком.

Попробуйте и вы, это отлично развивает и помогает в жизни.

Оговорки и иные ошибки

На тренинге выступает с мотивирующей речью один из участников. И все идет хорошо, но в момент оговорки он спотыкается о нее и сокрушенно произносит: «Ой, я не то сказал». Разумеется, вся энергетика речи тут же рушится, потому что оратор сбил ритм и нарушил взаимодействие между собой и слушателями.

Есть ошибки, которые необходимо исправлять в речи.

Например, вы сообщили неверные данные и решили себя поправить. Вы можете сказать «простите, ошибся» и затем исправить неточность. Но лучше вообще никак не акцентировать внимание на ошибке. Можно либо переговорить неверно произнесенное слово/фразу, либо сделать вид, что так и нужно, и собеседники не обратят на это внимание, особенно если беседа увлекательная и яркая. Этим пользуются театральные артисты: ошибившись в сказанном, они без пауз и остановок произносят все, как было нужно. А представьте, если бы артист остановился в середине реплики, хлопнул себя по лбу и воскликнул: «Боже, что я несу?»

Это же относится и к мыслям, которые вы хотели сообщить, но забыли. Ни в коем случае не нужно исповедоваться перед собеседниками и высекать себя самостоятельно. Если нужно – публика это сделает за вас, так зачем же самому на себя давать признательные показания раньше времени?

Хорошим примером ошибки оратора и последующей реакции аудитории может служить история, случившаяся с поэтом Андреем Вознесенским. Однажды он выступал со своей поэмой «Оза» в каком-то НИИ. В зале сидят инженеры, ученые, сотрудники. Разгоряченный Вознесенский читает строки:

«…Уничтожив олигархов,

Ты настроишь агрегатов!

Демократией заменишь короля и холуя!

Он сказал: «А на …?»

И тут поэт с ужасом обнаруживает, что в запале в последней строке срифмовал нецензурное слово. Но, не медля ни минуты, читает дальше, проходя поэму до конца.

Впоследствии Вознесенский рассказывал коллегам, что зал разделился на две части. Одни подумали, что так и положено было прочесть, а другие просто решили, что ослышались. Ибо не может же известный советский поэт произнести со сцены матерное слово!

Эта история наглядно иллюстрирует необходимость игнорирования своих оговорок. А теперь представьте, что бы произошло, если бы поэт тут же воскликнул «ой, простите!» и покраснел от смущения.

Ошибки могут быть намеренными. Например: немного споткнуться, закашляться, забавно оговориться. Словом, вы можете делать все, что способно вызвать легкое снисхождение, а следом и симпатию у аудитории. Глядя на вашу милую ошибку, люди могут подумать, что оратор – такой же человек, как и они. Пусть и главнее, выше по должности, социальному статусу и т.д.

Обнаружить в себе человека так же важно, как увидеть человеческое в вашем собеседнике. Кем бы он ни был по профессии и какие бы значки/погоны/элементы гардероба на него ни были надеты. Умение общаться с людьми, а не со званиями и регалиями – очень сильный и важный навык опытного коммуникатора.

Скудный словарный запас

В начале статьи мы говорили об упрощении языка. Так как же сделать свою речь более богатой и разнообразной?

Есть рецепт. Наше сознание – штука гибкая, умеющая подстраиваться под обстоятельства и под определенную среду. В какой среде мы чаще находимся – та на нас сильнее и влияет. Поэтому дети говорят похоже на своих родителей, подростки – на своих приятелей, подчиненные часто подражают своим начальникам. Для улучшения качества речи нам необходимо создать вокруг себя высококачественную языковую среду.

Как это сделать?

1. Читайте русскую классическую прозу. Желательно – вслух. Хотя бы по пять-десять страниц в день. Пушкин, Достоевский, Чехов, Тургенев – все они обогатят вашу речь.

2. Ходите на спектакли по классическим произведениям в известные театры. Нет возможности ходить в театры – слушайте аудиокниги в исполнении советских артистов, а еще лучше – записи передачи «Театр у микрофона». Почему так важно исполнение? Дело в том, что в советское время была очень сильная школа художественного чтения. Артистов специально этому учили, и отношение к данному предмету было самое серьезное.

3. Старайтесь общаться с людьми, которые вас обогащают. Это полезно не только для речи, но и для души.

Прелесть риторики, ораторского искусства заключается в возможности моментально применить новые знания. Выполняя описанные выше рекомендации, вы сможете улучшить свою речь, а значит, и вывести себя на более высокий качественный уровень. Найдите хотя бы пятнадцать-двадцать минут в день на выполнение описанных выше заданий. И вы сами удивитесь, насколько быстро положительный результат не заставит себя ждать.

Получить новые знания, прослушать курс «Коммуникации бизнес-лидера» автора статьи, систематизировать и переосмыслить имеющийся опыт вы сможете на программе Integrated MBA (30% онлайн) в ИБДА РАНХиГС. Основу дистанционной части составляют видеокурсы и интерактивные задания, разработанные лучшими преподавателями и бизнес-тренерами России. Данная программа хорошо подходит тем, кто хочет значительно сократить временные затраты и готов нести ответственность за свой успех. Выпускники программы получают престижный диплом МВА РАНХиГС.


Мини-тренинг «Чистая речь»Леонид Смехов — автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль