Наказание сотрудников без штрафов: как реагировать на нарушения

4728
Фото © polvere di gesso | Flickr
Фото © polvere di gesso | Flickr

Недавно Национальный союз кадровиков опросил 526 российских работодателей, чтобы выяснить их отношение к наказанию сотрудников. Ответы респондентов показали, что наказания пользуются успехом:

  • 79% заявили, что наказания полезны в отношении отдельных сотрудников, в исключительных случаях, в небольших дозах;
  • 15% считают, что без наказаний невозможно управлять людьми (особенно в России);
  • 6% убеждены, что наказания сотрудников – лучший способ мотивации.

На практике 88% компаний наказывают сотрудников систематически или время от времени. В статье ваши коллеги рассказывают, как они реагируют на проступки сотрудников и нарушения дисциплины.

Наказание должно формировать полезные привычки у сотрудников

Дмитрий Котровский, Партнер девелоперской компании «Химки групп», Химки (Московская область)

Мы не наказываем сотрудников рублем, поскольку в этом случае страдают не только они, но и члены их семей. Урезая доход, работодатель может лишить детей и других иждивенцев лекарств, еды и пр. Мы действуем иначе.

Подготовка офиса к началу рабочего дня

За систематические опоздания сотрудник получает «почетное право» месяц приходить на час раньше, взяв на себя функцию подготовки офиса – от мытья полов до проверки состояния техники и наличия расходных материалов на складе.

Мониторинг новостей

Однажды сотрудник показал свое незнание цен в одном из районов Москвы. По мнению руководителя отдела продаж, менеджеры должны демонстрировать глубокое знание всех сегментов рынка и понимание хотя бы основных процессов в экономике страны. Теперь этот сотрудник каждое утро обязан читать новости в деловых интернет-ресурсах (минимум пять заметок) и рассылать наиболее интересную информацию коллегам по электронной почте, а они, в свою очередь, должны давать свою оценку новости. Такое наказание расширяет кругозор сотрудников и формирует привычку быть в курсе рыночных, экономических и политических трендов, влияющих на рынок недвижимости.

Уменьшительно-ласкательное эссе

Одна наша сотрудница, менеджер по продажам, при общении с клиентами любила использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «окошечки», «ключики», «домики», «цветочки». С учетом возраста и социального статуса клиентов такое «щебетание» могло только раздражать. Несколько предупреждений не подействовали. Чтобы искоренить вредную привычку, причем не только у сотрудницы, но и у ее коллег, мы дали всем такое задание: написать эссе на двух листах, состоящее исключительно из слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Некоторые сдались на половине страницы. Все убедились, как нелепо это звучит.

Выполнение неприятных обязанностей эффективнее штрафов

Вячеслав Голубев, Генеральный Директор компании «Лат», Москва

Наказания нужны, чтобы мотивировать сотрудников на выполнение определенных задач или соблюдение условий. Поэтому, прежде чем наказывать, следует точно поставить задачу и объяснить неизбежные последствия в случае ее невыполнения.

В моей компании возникла проблема, знакомая многим, – постоянные опоздания сотрудников на встречи и совещания. Тогда я стал назначать встречи, например, на 9 часов 11 минут. Такой временной регламент подчеркивает ценность каждой минуты и настраивает сотрудников на точность.

Если сотрудник опаздывает, его ждет наказание, но не штраф. Гораздо эффективнее выполнение неприятных обязанностей, например мытье полов с фотоочетом на стенах офиса. Кроме того, мы прибегаем к такой мере наказания, как простановка печати на всех фирменных бланках. Задача рутинная – надо потратить 15 минут за 1 минуту опоздания. Мы хотели показать сотрудникам, что проще прийти вовремя, чем тратить свои усилия на то, чего им делать абсолютно не хочется.

Необычные методы наказаний сотрудников

  1. Мытье посуды. В одной крупной компании сотрудники до начала рабочего дня пьют вместе чай и кофе. Опоздавшие моют посуду.
  2. Работа с личного телефона. В консалтинговой фирме менеджер, который при общении с клиентом не выяснил важные детали, должен перезвонить ему с личного телефона.
  3. Новый участок работы. Если торговый представитель не соблюдает стандарты продаж, его переводят на другой участок, где приходится начинать все сначала.
  4. Потерял одного – приведи десять. Если клиент торговой компании уходит по вине продавца, последний должен привести десять новых.
  5. Рисование шаржей. На производственном предприятии рабочим разрешено уходить на перекур два раза за смену в определенное время. Нарушителей заставляют в свободное время рисовать стенгазету о вреде курения с шаржами на самих себя.
  6. Привлечение к физическому труду. В торговой компании за невыполнение дневного плана по звонкам сотрудники-мужчины за час до окончания рабочего дня отправляются на склад переносить товар.
  7. Позорная бандана. В одном из кафе опоздавший сотрудник всю смену носит бандану с надписью «Я злостный опоздун».
  8. Рутина за грубость. За некорректное общение с посетителем менеджеры банка остаются после смены и вносят в систему данные заполненных вручную анкет клиентов.

Важно, чтобы сотрудники понимали: наказание неизбежно для всех без исключений. Я первым нарушил временной регламент – специально, чтобы показать, что наказание не минует никого. В результате через три месяца опоздания были сведены в компании к минимуму.

Если вы хотите увидеть положительные перемены, нужно стать примером для сотрудников.

Антинаграды для нарушителей дисциплины

Кирилл Головий, Аккаунт-директор креативного агентства Skorpa Media, Москва

Наряду со стандартной системой штрафов в нашей компании используются такие методы наказания сотрудников.

Счетчик Гейгера

На рабочий стол сотрудника, чье поведение не поддается вразумительному объяснению, ставится счетчик Гейгера. Он напоминает коллегам о «радиоактивной обстановке вокруг объекта».

Немое порицание

Вместо крика я обычно спокойно смотрю на провинившегося сотрудника и тоном сожаления и разочарования говорю: «Очень плохо». В этот момент взрослый человек осознает всю степень своей вины. Многие даже предпочли бы, чтобы на них накричали, нежели услышать от шефа это ледяное «очень плохо». Весьма действенный инструмент!

Опоздал? Отработай вдвойне!

Алена Енова, Директор и собственник дизайн-хостела «Тайга», Санкт-Петербург

Сотрудники наших хостелов работают посменно, и на пересменах нередко случались опоздания. Чтобы не разбираться в каждом отдельном случае, я придумала, как сделать опоздания невыгодными. Время опоздания без уважительной причины умножается на два – именно столько времени провинившийся сотрудник должен своему коллеге, который из‑за него задержался на работе. Опоздал на 15 минут – обязан отработать полчаса.

Подобный подход позволил сразу убить несколько зайцев. Во-первых, это практически решило проблему опозданий (никому не хочется работать в два раза больше). Во‑вторых, разгрузило руководителя (теперь у него высвободилось время, чтобы заняться более важными делами) и бухгалтерию (каждый раз высчитывать часы опозданий – муторная работа, а при новом методе отработанное время остается одинаковым: недоработанные часы в одну смену сотрудник компенсирует переработкой в другую).

Рассказывает практик

Тимур Кармазин, Преподаватель бизнес-школы «МИРБИС», Москва; кандидат психологических наук

Некоторые руководители сетуют, что законодательство дает слишком мало рычагов воздействия. Действительно, формы допустимых наказаний сотрудников ограничивается замечанием, выговором и увольнением. На мой взгляд, не стоит придумывать «креативные» наказания вроде спортивных отжиманий, оплаты коллективного обеда и пр. Это уже не добрая шутка, а оскорбление личности. Могу предложить более эффективные меры наказания сотрудников.

Угроза наказания

Неотвратимость взыскания порой действует сильнее, чем само взыскание. И не надо делать ни для кого исключений: замечание, три выговора и увольнение. Тогда коллектив будет уважать правила.

Лишение доверия

Если руководитель пользуется авторитетом, ему достаточно сказать: «К сожалению, я пока не могу на Вас положиться». Это мотивирует работника сильнее, чем штраф.

«Око за око»

Если сотрудник периодически опаздывает, то не идите ему навстречу, если он, например, захочет отпроситься на «пять минут пораньше».

Лишение перспектив

Если работник систематически нарушает правила, открыто откажитесь инвестировать в его развитие.

Наказание сотрудников без штрафов: как реагировать на нарушения

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль