Развитие эмоционального интеллекта через 5 ключевых умений

925
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Насколько часто вы встречаете умных людей, которые, несмотря на свой интеллект, вас отталкивают? Они обладают высоким IQ, но становиться их другом мало кто желает. Таким людям отлично дается решение логических задач, однако непреодолимую сложность для них представляет рассмотрение любого личного вопроса. Почему так происходит? У нашего интеллекта есть не только логическая, но и эмоциональная часть. Наличие высокого коэффициента интеллекта свидетельствует о том, что человек легко может решать логические задачи, но не управлять эмоциональным состоянием. Именно поэтому ученые ввели термин «эмоциональный интеллект».

4 модели эмоционального интеллекта

В последние десять лет научное психологическое сообщество особенно сосредоточено на эмоциональном интеллекте (ЭИ). Стоит отметить, что перед появлением термина ЭИ возникло понятие под названием «социальный интеллект», разработка которого принадлежит таким авторам, как Дж. Гилфорд, Э. Торндайк, Г. Айзенк. Наиболее близким к термину «эмоциональный интеллект» оказался Х. Гарднер, описавший в пределах своей теории о множественных интеллектах понятия внутриличностного и межличностного интеллектов.

В данные определения Гарднер включил ряд определенных способностей, непосредственно относящихся к эмоциональному интеллекту человека. Например, понятие внутриличностного интеллекта ученый трактовал как «доступ к личному эмоциональному существованию, к эмоциональному состоянию и аффектам: способность молниеносно отличать одно чувство от другого, давать эмоциям название, осуществлять перевод в символическую кодировку и применять как средства, позволяющие понимать и управлять своим поведением».

Модель Сэловея и Мэйера

Разработка первой в научной психологии модели эмоционального  интеллекта принадлежит Питеру Сэловею и Джону Мэйеру.  Эти же ученые ввели в науку психологии понятие эмоционального интеллекта. Модель в своем первом варианте ученые предложили в 1990 году. Они назвали эмоциональный интеллект человека «способностью следить за собственными и чужими чувствами и эмоциями, отличать их друг от друга и применять полученные сведения, чтобы направлять действия и мышления». Эмоциональный интеллект личности рассматривался в качестве сложного конструкта, который включал в себя способности трех видов. К первому относилось распознавание и выражение чувств, ко второму – способность регулировать эмоции, к третьему – возможность использовать эмоциональную информацию в мыслительном процессе и жизнедеятельности. Способность каждого вида включала в себя определенные компоненты. Так, способность идентифицировать и выражать эмоции состояла из двух компонентов. При этом один компонент эмоционального интеллекта был направлен на собственные чувства, другой – на чувства других людей.

В первом компоненте были два субкомпонента. Речь шла о вербальном и невербальном. Второй также состоял из двух субкомпонентов (вербальное восприятие и эмпатия). Что касается регуляции эмоций, здесь также рассматривались два компонента – процессы регуляции своими и чужими эмоциями. К третьему типу способностей, связанных с применением чувств в мыслительном процессе и жизнедеятельности, относился ряд компонентов по гибкому планированию, творческому мышлению, перенаправленному вниманию и мотивации.

По истечении некоторого времени Сэловеем и Мэйером предложенная модель была доработана и уточнена, и это нашло отражение в их множественных публикациях. Данный вариант явился переработанным, а в его основу легли представления о том, что в эмоциях содержится информация о связи индивида с другими членами общества и вещами. Выражаясь иными словами, можно отметить, что эмоции служат для информирования людей об этих связях, их специфике. Важно, что связи бывают разными. Они не только актуальные, но и воспоминаемые и даже воображаемые. Когда меняются связи с вещами и другими членами общества, меняются и эмоции, переживаемые по данному вопросу. Опираясь на эти представления, эмоциональный интеллект можно назвать способностью к переработке информационных данных, которые в себе содержат эмоции: распознавать сведения о значении эмоций, рассматривать, как они связаны между собой, пользоваться эмоциональной информацией – основой для мыслительного процесса и выработки решений.

Анализировать способности, связанные с переработкой информационных данных эмоционального характера, начали Сэловей и Мэйер. Благодаря анализу стало возможным выделение четырех компонентов, получивших название «ветвей». Ряд данных компонентов является частью иерархии, освоение уровней которой, по мнению ученых, в процессе онтогенеза – последовательное. Стоит подчеркнуть, что каждая составляющая связана как с собственными эмоциями, так и чувствами других.

1. Процесс идентификации эмоциональных процессов. Включает в себя способности, связанные друг с другом. Речь идет о восприятии эмоциональных факторов (способности распознать их наличие), идентификации, адекватном выражении, различении истинных эмоций и их имитаций.

2. Применение эмоций, чтобы делать мышление и деятельность более эффективными. Состоит из способности применять чувства, чтобы направлять внимание на ряд важных событий, вызывать чувства, помогающие решить поставленные задачи (к примеру, использование хорошего настроения, чтобы порождать творческие идеи), пользоваться колебаниями эмоций в качестве средства, позволяющего анализировать разные точки зрения на один и тот же вопрос.

3. Процесс понимания эмоций. Возможность понимать различные эмоции, наличие связей между ними, процесс перехода от одних эмоций к другим, причины их появления, вербальные сведения о них.

4. Процесс управления эмоциями. Возможность контролировать эмоции, снижать интенсивность чувств отрицательного характера, осознавать свои эмоции, в том числе и неприятные, способность решать эмоциональные нагруженные проблемы, не подавляя при этом связанные с этим отрицательные эмоции. Когда человек умеет управлять своими эмоциями, он начинает улучшать межличностные отношения и получает больше возможностей для личного роста.

Модели Гоулмана и Бар-Она

Основой для модели Д. Гоулмана[i] послужили ранние представления Мэйера и Сэловея. Помимо этого Гоулман дополнил выделенные ранее компоненты рядом других. Речь идет об энтузиазме, настойчивости и социальных навыках. Таким образом, Гоулмену удалось достичь соединения когнитивных способностей, входивших в ранее разработанную модель, добавив некоторые из личностных характеристик. Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», которая сумела завоевать большую популярность. Это, в том числе, поспособствовало востребованности его модели эмоционального интеллекта как в среде специалистов в области психологии, так и в более широком сообществе.

Что касается модели Р. Бар, то в ней понятию эмоционального интеллекта дана очень широкая трактовка. В соответствии с ней эмоциональный интеллект – это совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетентности, дающих индивиду возможность к успешному преодолению различных жизненных ситуаций. Р. Бар-Оном было проведено выделение пяти областей компетентности. Данные сферы тождественны пяти компонентам эмоционального интеллекта. В каждом компоненте присутствуют определенные субкомпоненты:

1. Процесс познания собственной личности: умение осознавать свои эмоции, быть уверенным в себе, уважать себя, стремиться к независимости и самоактуализации.

2. Наличие навыков в межличностном общении: эмпатии, межличностных взаимоотношениях, социальной ответственности.

3. Способность адаптироваться: решать проблемы, быть гибким и связанным с реальным миром.

4. Возможность управлять стрессовой ситуацией: быть устойчивым к стрессу, контролировать импульсивность.

5. Наличие преобладающего настроения: счастья, оптимизма.

Р. Бар-Ону принадлежит разработка опросника, позволяющего измерять эмоциональный интеллект, который носит название EQ-i и включает в себя 133 утверждения. В опроснике 15 шкал, которые находятся в соответствии с вышеперечисленными субкомпонентами. Стоит подчеркнуть, что основание для данной модели – профессиональный опыт Бар-Она и данные анализа книг, но не наличие определенных эмпирических данных, способных дать подтверждение правомерности выявления именно этих компонентов.

Процесс развития эмоционального интеллектам можно описать так. Первое, что появилось в данной области – модель Сэловея и Мэйера. В нее был включен ряд исключительно когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональных информационных данных. Далее произошло определение сдвига в определении термина в сторону увеличения роли, которую играют личностные характеристики. Крайнее выражение данной тенденции – модель Бар-Она, отказывающегося в принципе соотносить высокий эмоциональный интеллект с когнитивными способностями. Есть ряд сомнений в правомерности данного подхода, так как эмоциональный интеллект приобретает в этом случае метафорическое значение. Психология всегда определяет интеллект (в любой его форме с любой теоретической позиции, которой придерживается тот или иной исследователь) как некоторую когнитивную характеристику, связанную с переработкой информационных данных. Если же давать определение эмоциональному интеллекту как только лишь личностной характеристике, использовать сам термин «интеллект» необоснованно.

В последние десять лет появились множественные и разнообразные модели эмоционального интеллекта. В связи с этим возникла потребность их классифицировать. Остановимся на двух попытках этой классификации.

Дж. Мэйером, Д. Карузо и П. Сэловеем было предложено отличать модели смешанного типа от моделей способностей. Говоря о моделях способностей, стоит отметить, что это их личная модель, которая трактует эмоциональный интеллект в качестве когнитивной способности. Модели смешанного типа трактуют эмоциональный интеллект в качестве симбиоза, где есть личностные характеристики и когнитивные способности.

К.В. Петридесом и Э. Фернхемом было найдено другое отличие, более широкое по их мнению: эмоциональный интеллект определяется в роли способности и черты. Ученые заявляют, что не столько теория может рассказать о характере модели, сколько методы, применяемые, чтобы измерить конструкт.

Эмоциональный интеллект, если рассматривать его как черту, имеет тесную связь с оценкой того, насколько поведение устойчиво при возникновении различных ситуаций, а потому, чтобы его измерить, можно пользоваться опросниками. Эмоциональный интеллект, если рассматривать его в качестве способности, связан с традиционной психологией в интеллекте, а потому, чтобы его измерить, лучше пользоваться задачами, похожими на те задачи, что есть в тестах интеллектуального характера.

Модель Люсина

Принимая во внимание все существующие концепции, Д. В. Люсин рассказал о своей модели эмоционального интеллекта. До этого он уже определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Чтобы уточнить данное определение, стоит подчеркнуть, что понимают, употребляя выражение «способность понимать и управлять эмоциями».

Если человек способен понимать эмоции, то может:

  • выявить эмоцию, то есть определить, что у него или иной личности присутствует эмоциональное переживание;
  • провести идентификацию эмоции, то есть определить, какое именно чувство переживает он или иная личность, и словесно ее выразить;
  • понять, по каким причинам возникла данная эмоция, и последствия, которые за ней последуют.

Если человек умеет управлять эмоциями, то способен:

  • осуществлять контроль над интенсивностью эмоциональных проявлений и подавлять чересчур интенсивные чувства;
  • осуществлять контроль над внешним выражением эмоциональных переживаний;
  • в произвольном порядке осуществлять вызов той или иной эмоции (если требуется).

Говоря и о способности понимать, и о способности управлять эмоциональными проявлениями, стоит отметить, что процесс может касаться как собственных, так и чужих чувств. Здесь можно рассмотреть внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ и МЭИ). Данные понятие могут актуализировать разные когнитивные навыки и процессы, но должны быть соотнесены и иметь связь между собой.

Люсин считает, что определять эмоциональный интеллект в качестве исключительно когнитивной способности, аналогично пространственному или вербальному интеллекту, неверно. Логично выдвинуть предположение, что наличие способности понимать и управлять эмоциями имеет тесную связь с тем, что личность стремится к эмоциональной сфере, то есть всегда интересуется внутренним миром индивидов (и своим собственным также), склонна анализировать поведение с психологической точки зрения, принимая во внимание ценности, свойственные любому эмоциональному переживанию. В связи с этим эмоциональный интеллект часто представляют в качестве конструкта с двойственной природой, связанного с рядом когнитивных способностей и личностных характеристик.

Эмоциональный интеллект является психологическим образованием, которое формируется в процессе человеческой жизнедеятельности. На ЭИ влияют определенные факторы, от которых зависит ряд специфических индивидуальных особенностей и их уровень.

Можно рассказать о трех группах следующих факторов:

  • когнитивных способностях – скорости и точности оценки информационных сведений эмоционального характера;
  • представлении об эмоциях – как о ценности, одном из важных источников и собственной личности, и личности иных людей;
  • особенностях эмоциональности – речь идет об эмоциональной устойчивости, эмоциональной чувствительности и т.д.

Стоит отметить, что в предлагаемой модели эмоционального интеллекта есть свои особенности. Различие между ней и смешанными моделями состоит в том, что в конструкте нет личностных характеристик – коррелятов способности понимать и управлять эмоциональными проявлениями. Вводить можно исключительно те личностные характеристики, способные определенным образом оказать прямое влияние на свойства индивидуальных особенностей и уровень эмоционального интеллекта. Также невозможно отождествление данной модели с определением эмоционального интеллекта, если рассматривать его как черту.

Чтобы измерить предложенный конструкт, можно воспользоваться задачами, присущими интеллектуальным тестам и опросниками. Чтобы измерить внутриличностный эмоциональный интеллект, лучше воспользоваться опросниками, так как не факт, что задачи с правильными и неправильными ответами могут дать верную оценку внутреннему рефлексивному опыту человека. Измеряя межличностный эмоциональный интеллект, нужно использовать задачи более разумно, однако не исключено появление сложных методических вопросов, на которые требуется дать правильные и неправильные ответы.

Компоненты эмоционального интеллекта: 5 на 15

эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект включает 5 главных и 15 дополнительных компонентов:

1. Внутриличностные навыки (способность распознания и применения личных эмоций);

  • самооценка (умение восприятия себя как глубинно хорошего);
  • эмоциональное самосознание (умение распознавать свои чувства, что в итоге позволяет ими управлять);
  • чуткость – умение выражать свои чувства, мысли и убеждения, при этом не раня и не задевая чувства других;
  • независимость – способность самостоятельно принимать решения, независимо от эмоций;
  • самореализация.

2. Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)

  • эмпатия – понимание чувств других людей, с возможностью адекватной реакции на изменения в эмоциональном состоянии другого человека. важно учитывать, что работает эмпатия лишь применительно по отношению к значимым для нас людей. следовательно, чем человек считает себя более значимым, тем способность эмпатии оказывается выше;
  • социальная ответственность – способность чувствовать себя частью чего-то большого, поддерживая других в социальной группе и вкладывая свои силы и таланты;
  • умение поддерживать отношения – способность создавать и поддерживать отношения, построенные на принципе выигрыш-выигрыш. Предполагают принятие-отдавание любви с эффектом теплоты и симпатии, независимо от роли внутри данных отношений.

3. Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями):

  • принятие стрессовых ситуаций - способность действовать внутри стрессовых ситуаций, избегая «эмоционального надрыва»;
  • управление неосознанными реакциями – способность противостояния первой реакции на что-либо либо её отложение, расстояние между стимулом и реакцией.

4. Приспособляемость – способность адекватной, оперативной и эффективной реакции на изменения:

  • восприятие реальности – умение оценить разницу между тем, что воспринимается, и тем, что в действительности существует. это распознавание того, что вы хотите выполнить, и что можете сделать, при этом понимая, где вы находитесь сейчас;  
  • гибкость – умение управлять мыслями, эмоциями, поведением в зависимости от обстоятельств;
  • решение задач – умение распознавать и определять задачи, придумывать и осуществлять решения. Здесь мы говорим не о «проблемах», ведь признаком развитого эмоционального интеллекта становится видение не самих проблем, а задач, требующих внимания и решений.

5. Жизненный фон – оптимизм и ощущение счастья.

Эмоциональный интеллект на работе

Удивительный факт, что часто не самые умные и образованные люди добиваются максимального успеха. Но при этом распространена и обратная ситуация, когда образованный человек остается социально неудачливым и неумелым в личных и профессиональных отношениях. Для полноценного успеха в жизни недостаточно только лишь развитых интеллектуальных способностей.

Рассказывает практик

Сергей Колякин, Управляющий партнер и владелец строительной компании «Стройтэк», Москва

Каждый человек в определенной мере имеет эмоциональный интеллект. Это значит, что он может распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, анализировать причины их появления,  использовать эти умения для решения конкретных задач. Данная способность является одной из главных в работе Генерального Директора. Ведь ежедневно он решает вопросы, которые касаются управления человеческими ресурсами, проводит тяжелые переговоры и заключает сделки. Сложно вовлечь в решение задач своих подчиненных, если Вы не понимаете, как и кого лучше заинтересовать, а кого следует припугнуть и использовать другие методы мотивации.

Эмоциональный интеллект влияет на:

  • вашу результативность на работе;
  • ваше физическое здоровье;
  • ваше психическое здоровье; 
  • ваши отношения. 

Диагностика эмоционального интеллекта

эмоциональный интеллект

Пользуются, как правило, двумя наиболее распространенными подходами для выявления проблем в эмоциональном интеллекте.

Специалисты обращают внимание, что не подходит метод «объективные» тесты, которые содержат задания с одним правильным ответом, ведь в таком случае отсутствуют убедительные основания для определения правильного ответа. Если не удалось решить проблему выбора правильного ответа, разные способы её решения на материале одного теста на эмоциональный интеллект часто приводят к результатам, которые плохо согласуются между собой.

Другим методом для измерения эмоционального интеллекта становится применение опросников. Его основным недостатком становится опора на самоотчет, что противоречит попыткам измерить данный показатель как один из видов интеллектуальных способностей.

Рассказывает практик

Сергей Колякин, Управляющий партнер и владелец строительной компании «Стройтэк», Москва

Я первым в нашей компании прошел тест на эмоциональный интеллект. Он содержал 8 разделов по 5-20 вопросов с вариантами ответов. Для прохождения теста мне потребовалось порядка 1,5 часа. Полученные результаты оказались достаточно близки к моим ожиданиям и предположениям о собственных способностях. Задался вопросом, как можно получить больше пунктов по каждому вопросу. Мне рассказывали, что при большем эмоциональном интеллекте человек будет более заинтересован его развивать. Подобную ситуацию можно считать закономерной – чем лучше понимание функции инструмента в твоих руках, тем естественнее желание использовать его по максимуму.

Далее тест на эмоциональный интеллект предстояло пройти 12 топ-менеджерам нашей компании. Теперь это обязательное мероприятие. Хотя я старался заблаговременно заинтересовать их в прохождении этого теста.

Мне было очень интересно, насколько результаты тестов соответствуют моим ожиданиям и представлениям о моих подчиненных, поэтому посмотрел их сам. Уровень эмоционального интеллекта у каждого топ-менеджера превысил средние значения. После получения результатов менеджеры долго их обсуждали, делились ценной информацией о пользе и возможностях эмоциональных навыков.

Первые признаки нарушения эмоционального интеллекта

Понять, что вам необходимо провести определенную работу над собственным ЭИ, можно благодаря нескольким сигналам.

  1. Вы нередко думаете, что между Вами и окружающими нет понимания, Вы не можете донести свои мысли до них, что раздражает Вас и способствует появлению фрустрации.
  2. Вы удивляетесь, когда своими словами или шутками задеваете других людей, Вы считаете, что реакция окружающих излишне эмоциональна.
  3. Вы думаете, что любовь со стороны коллег по работе не так уж важна.
  4. Вы всегда торопитесь выразить в разговоре собственное мнение и яростно выступаете в защиту своей позиции.
  5. Ваши требования к окружающим столь же высоки, как и к собственной персоне.
  6. Вы уверены, что в Ваших проблемах, по большей части, виновны окружающие.
  7. Тот факт, что люди ждут, что Вы начнете разбирать их чувства, вызывает у Вас раздражение.

4 шага, чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта

Шаг 1. Попросите об обратной связи. 

Нельзя найти решение неизвестной Вам проблемы. В эмоциональном интеллекте есть одна важная деталь – способность оценить себя издалека или умение контролировать каждое свое действие. Неважно, узнаете ли Вы мнение каждого человека, связанного с Вами, или лишь некоторой части Вашего окружения. Так или иначе, следует оценить, какие действия Вы предпринимаете, а какие нет. Не стоит пытаться просто оправдать свое поведение. Так Вы снижаете собственные усилия до минимального уровня. Напротив, стоит прислушаться к мнению извне. Стремитесь к пониманию и усваиванию информации.

Шаг 2. Помните о зазоре между Вашими намерениями и реальным воздействием Ваших слов. Лица, у которых мало развит эмоциональный интеллект, не до конца оценивают, насколько своими словами и поступками они отрицательно влияют на других людей. Они не замечают, что между тем, что подразумевают, и тем, что получается в реальной жизни, есть существенная разница. Приведем распространенные примеры того, что может сказать не очень чуткая личность, и того, что слышит окружающий ее человек.

Вы заявляете: «В итоге самым главным является достижение результата».

Люди понимают это так: «Меня волнует только итог дела, и в процессе решения задачи мы можем кого-то обидеть, с этим ничего не сделать».

Вы заявляете: «Если мне это понятно, то может быть понятно и другим».

Люди понимают: «Вы недостаточно умны, чтобы достичь понимания».

Вы заявляете: «Не понимаю, в чем причина всего сыр-бора».

Люди понимают: «Мне нет дела до Ваших чувств».

Вне зависимости от того, о чем Вы желаете рассказать и что хотите донести, подумайте, какое влияние Ваши заявления могут оказать на других людей. Вы правда хотите, чтобы окружающие начали чувствовать себя таким образом?

Шаг 3. Нажмите на паузу. Когда эмоциональный интеллект находится на достойном уровне, человек умеет выбирать правильную модель поведения в той или иной ситуации, а не слепо следует рефлексам. К примеру, директор нередко прерывал речь окружающих и не давал им рассказать о своей идее. Данная модель поведения была вызвана боязнью расстаться со временем и перестать контролировать ситуацию. Для изменения положения руководитель стал выдерживать паузы и только потом реагировать.

Что касается пауз, они бывают двух видов:

  1. Временной промежуток, чтобы послушать себя. Когда при обсуждении директор становился нетерпеливым и проявлял раздражительность, он ощущал сжатие челюстей и перерывы в дыхании. При обращении внимания на ряд данных симптомов он сумел научиться вовремя делать паузы и говорить себе о боязни упущения контроля. Как следствие – вместо привычных срывов люди стали замечать у руководителя появление взвешенных решений и спокойных реакций.
  2. Временной промежуток, чтобы послушать окружающих. Когда человек слушает, окружающие чувствуют, что они поняты (даже если у Вас противоположная точка зрения на тот или иной вопрос). Умение слушать – не синоним молчанию. Это предоставление возможности другим выразить мысли перед тем, как озвучить свою идею.

Шаг 4. Влезьте в обе шкуры. Чтобы развить эмпатию (ключевой компонент, которым обладает эмоциональный интеллект), можно воспользоваться следующим приемом. Вам нередко поступают предложения «ощутить себя в шкуре другого», но и собственные эмоции не нужно оставлять в стороне. Вам необходимо почувствовать себя в «двух шкурах» - контролировать как свои, так и чужие цели и планы, оценивать положение со своей стороны и со стороны окружающих. Например, если ранее директор подходил к делам с девизом «Это то, что мне необходимо». Сейчас он поменял его на «Это мои задачи, но я учитывают и Ваши заботы с потребностями. А теперь перейдем к разработке плана, учтя мнения, которые высказывают обе стороны».

Развитие эмоционального интеллекта через 5 ключевых умений

эмоциональный интеллект

Умение 1. Осознание проблемы. Остановим внимание на характерном примере. Руководителю обычно не просто расстаться с сотрудником. Тогда он передает поручение HR-отделу либо пытается оттянуть неприятное общение до момента, пока не доведет до возмущения коллектив (вариантом может быть увольнение по e-mail).

Управленцу в таком случае нужно задать следующие вопрос: почему ему так сложно уволить работника, что его останавливает перед этим шагом. 

Рассказывает практик

Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук

Самым важным оказывается первый шаг. Осознание своих чувств, понимание, с чем они связаны – поможет в итоге стать хозяином своих эмоций. Необходимо также принять факт, что у Вас есть право выражения своих чувств. В современном обществе не принято подавлять эмоции. В этом смысле особенно жестко регламентировано поведение мужчин.

Но это в основном навязанный рекламой образ – в жизни так вести себя вредно, особенно на руководящих должностях. Но возникает естественный вопрос – допускается ли крик на своих работников. Ведь крик и является проявлением своего эмоционального поведения. Специалисты уверены, кричать нельзя – подобная несдержанность свидетельствует о недостаточной развитости эмоционального интеллекта.

Олег Болычев, Председатель совета директоров группы компаний «Вестер», Калининград

Когда организация находится в кризисе, все вопросы о демократии нужно оставить в прошлом. В этот момент должен появиться лидер – формальный либо неформальный, который сможет советовать подходящие решения. Важно здесь не только правильное решение, но также разъяснить его людям.

Умение 2. Развитие проактивности. В отечественных переводах классических работ по теории эмоционального интеллект известен данный шаг в качестве «управления эмоциями» («контроля эмоций»). Но подобный перевод точным считать не приходится, из-за чего нарушается понимание теории. Нельзя контролировать, а особенно подавлять эмоции. Поддается контролю только отношение человека к происходящему. На деле различие между этими двумя формулировками оказывается принципиальным. В частности, мы не можем контролировать чувства, однако есть шанс решить, как следует действовать при влиянии внешних факторов.

Умение 3. Понимание мотивации. Руководителю нужно определиться с собственными стимулами в работе. Они могут выявляться только после двух прежних шагов, ведь для осознания своих потребностей сначала следует разобраться в себе. Почему крайне важно подобное умение? Благодаря пониманию индивидуальности своей мотивации, руководитель сможет осознать, что у других людей тоже специфические стимулы. Он сможет понять, что при всей важности факторов материальной мотивации всё большую актуальность приобретает нематериальная мотивация, а деньги становятся не целью, а средством. Руководитель сможет понять, что работникам нужны не только деньги.

Умение 4. Развитие чуткости, «эмпатии». «Эмпатия» не случайно взята в кавычки. Задачей эмоционального лидера становится вовсе не понимание и сочувствие всем. Эти функции отводятся психологам и родным сотрудников. Развитый эмоциональный интеллект позволяет руководителю понять, как его действия будут восприниматься со стороны работников, как добиться реализации планов без нежелательной реакции своих коллег.

Рассказывает практик

Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук

Нечуткость управленцев отлично иллюстрируется примером на практике при процедуре внедрения новшеств. По нашей статистике, бизнес получает хоть какой-нибудь положительный эффект от 20-30% новшеств и преобразований, следующие оказываются вредными. По мнению руководителей, оптимальной стратегией становится сокрытие данных от работников. По их информации, чем меньше знают, тем лучше, однако в компании могут возникнуть слухи. Людям важно понимать, о чем говорится. Если бы была информация и прозрачные изменения, то не было бы сопротивления изменениям в компании.

Умение 5. Совершенствование навыков коммуникации. Тесно связано данное умение с предыдущим. Понимая, как работниками будут восприняты определенные действия, то руководитель сможет подобрать наиболее предпочтительные каналы коммуникации. Эмоциональный лидер не станет поздравлять коллегу с днем рождения по e-mail, а воспользуется возможностью лично поздравить. Аналогична ситуация с поощрениями и наказаниями. Благодаря правильному выбору места и времени для них, удастся значительно повысить эффект данных мер.

Дополнительные умения для развития эмоционального интеллекта

Умение быстро снять стресс. Значительный стресс может привести к серьезным последствиям для физического здоровья и ума человека, мешая способности «читать» текущую ситуацию, быть в курсе своих потребностей и чувств.

Следует развивать свои навыки быстрого избавления от стресса в 3 этапа:

  • понимание того, что вы находитесь в стрессовой ситуации;
  • определите вашу реакцию на стресс;
  • найдите для себя методы, позволяющие быстро снизить уровень стресса.

Наличие чувства юмора. Смех и юмор в нашей жизни становятся естественной защитой от сложностей и стрессов в жизни. Сердечный смех способствует снижению стресса, улучшая настроение, с балансом и равновесием нервной системы.

Шутки и юмор позволяют расширить эмоциональный интеллект, помогая человеку:

  • справиться с трудностями. Благодаря шуткам и смеху удается пережить жизненные неприятности и сложности;
  • сглаживание натянутых отношений в коллективе;
  • способность расслабиться и стимулировать, настроить себя. Благодаря шуткам и юмору, удается избавиться от усталости, расслабившись и успокоившись, но при этом получая дополнительную энергию для достижения лучших результатов;
  • стать более творческой личностью. Когда человек расслабляется, он освобождает себя от жестких способов бытия и мышления, более творчески взглянув на привычные вещи и явления.

Никогда не будет поздно учиться принятию проблем и сложившейся ситуации с чувством юмора:

  1. Попробуйте всегда воспринимать проблемы с долей юмора.
  2. Определитесь с приятной деятельностью, которая расслабляет и способствует шутливому настроению.
  3. Практикуйте свое чувство юмора во время игр с животными, детьми и взрослыми, которым нравятся шутки и игры.

Положительное решение проблем. В отношениях людей неизбежно возникают разногласия и различные конфликты. У двух людей не может быть полностью одинаковых мнений, потребностей и ожиданий, но это вовсе не должно считаться как плохое явление. Конструктивное, здоровое разрешение конфликта укрепляет доверие между людьми. Если конфликт не воспринимается как наказание либо угроза, будет способствовать творчеству, свободе и безопасности отношений.

Советы по разрешению конфликтов для укрепления доверия:

  1. Сосредоточьтесь на настоящем. Когда живете прошлыми обидами, сложно объективно воспринимать нынешнюю ситуацию, чтобы получить благодаря ней свою новую возможность при решении проблем.
  2. Выберите аргументы. 
  3. Простите других людей за прошлые ошибки. 
  4. Положите конец конфликтам, которые не могут быть решены.

[i] Дэниел Гоулман — доктор психологии, специалист по лидерству на основе эмоционального интеллекта, автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» (Goleman D. Emotionalintelligence. NewYork: BantamBooks, 1995) и др. книг.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль