Семь правил построения разговора об увольнении

4323
Фото © ArTeTeTrA | Flickr
Фото © ArTeTeTrA | Flickr
Мелия Марина
Генеральный Директор компании «ММ-Класс», Москва; профессор психологии
  • Чем опасны маски «обвинитель», «заложник ситуации» и «благодетель» при увольнении сотрудника
  • Почему важны первые пять фраз, которые вы скажете увольняемому работнику
  • Как правильно расстаться с сотрудником

Разговор об увольнении с сотрудником. Казалось бы, что сложного в увольнении – надо лишь сказать человеку, что вы расторгаете с ним трудовой договор. Причин тому бывает предостаточно. Однако руководители стараются уйти от разговора об увольнении – откладывают на потом, поручают беседу сотруднику отдела кадров, могут даже отправить подчиненному sms-сообщение. Иногда сотрудник узнает об увольнении, когда охранник не пускает его в офис или когда не срабатывает электронный пропуск.

Увольнение может навредить имиджу руководителя компании, а славы точно не принесет – никто не скажет: «Это было отличное увольнение!» К тому же разговор об увольнении – психологически нагруженная ситуация. В этом вопросе эмоциональная сторона, в отличие от правовой, мало проработана. Руководитель не может правильно управлять эмоциями, которые возникают при увольнении: агрессия, ярость, слезы сотрудника, собственное чувство вины. Наиболее логичное решение – дистанцироваться, свести эмоциональный контакт к минимуму и даже надеть маску.

3 маски, которые надевают руководители в разговоре об увольнении

«Обвинитель». Чтобы оправдать решение, руководитель навешивает на сотрудника ярлыки «балласт», «дармоед», «никчемный» и пр., преуменьшает заслуги, говорит, что он не оправдал надежд, порочил компанию. Чем неувереннее чувствует себя руководитель в роли увольняющего, тем агрессивнее и жестче его поведение.

Чем опасна маска. Необоснованные обвинения деморализуют увольняемого сотрудника и тех, кто остается.

«Заложник ситуации». Руководитель подчеркивает, что никогда бы не стал увольнять сотрудника, но к этому его вынуждают обстоятельства (сокращение финансирования и пр.). Так он снимает с себя ответственность.

Чем опасна маска. Подобное поведение лишает руководителя авторитета в коллективе.

«Благодетель». Руководитель предлагает помощь в трудоустройстве, обещает поговорить с коллегами, превозносит личностные и деловые качества увольняемого. При этом обещания так и остаются обещаниями.

Чем опасна маска. После разговора сотрудник думает, что его не только не уволят, но того и гляди повысят. Вместо поиска работы он продолжает ждать. В итоге – разочарование. В глазах подчиненных такой руководитель выглядит безответственным и слабым, его не уважают.

Семь правил построения разговора об увольнении

1. Ничего личного. Увольнение, как и прием на работу, неотъемлемая часть профессиональной жизни. Компании не гарантируют сотруднику пожизненный наeм, да и он не обещает посвятить свою жизнь одной-единственной фирме. С момента приема на работу руководителю надо быть готовым уволить сотрудника – с правовой и эмоциональной точки зрения. Такой настрой подготовит к разговору об увольнении.

2. Прочь сомнения. Прежде чем начать разговор об увольнении с сотрудником, проанализируйте ситуацию и удостоверьтесь, что это оправданная и необходимая мера. Освободитесь от сомнений и сформулируйте причины решения.

3. Готовность к любой реакции. Заранее подумайте о первой реакции сотрудника. Один настолько владеет собой, что не поймешь, услышал ли он сказанное, – в этой ситуации задавайте дополнительные вопросы. Другой проявит агрессию – оставайтесь спокойным, подчеркнуто деловым и не вступайте в дискуссии. Третий сникнет или разразится слезами – выразите сочувствие. Четвертый начнет торговаться, требовать выплаты компенсаций – представьте четкий расчет.

4. Готовый расчет. До разговора об увольнении решите, какие компенсации вы готовы выдать. Заранее продумайте аргументы на возможные претензии по поводу размера выплат. Когда сотрудник понимает, из чего складывается итоговая сумма, а руководитель готов ее обосновать, торга не возникает.

5. Подходящий момент. В рабочем графике выберете время, когда никто не помешает вашему разговору. Ничто так не задевает человека, как увольнение «на ходу» или когда шеф каждую минуту отвлекается на телефон, входящих коллег и пр.

6. План беседы. Решающую роль в разговоре об увольнении играют первые пять фраз (не минут, а именно фраз!). Вы должны ясно сформулировать сообщение об увольнении, назвать объективную причину. А уже после этого можно вспомнить все хорошее, что было за время совместной работы, отметить плюсы сотрудника. Сделайте паузу, чтобы увольняемый высказался. Внимательно, спокойно и уважительно выслушайте все, что он скажет. Чем конкретнее разговор, тем меньше отрицательных последствий для увольняемого и для тех, с кем Вам еще предстоит работать.

7. Форма прощания. Сотрудник хочет покинуть место работы с высоко поднятой головой – помогите ему. Но постарайтесь найти золотую середину между панибратским «заходи к нам в любое время» и жестким дистанцированием. Проявите уважение и оставайтесь искренним.

Прочь маски

Чтобы обрести уверенность, проанализируйте, какую маску вы склонны надевать в экстремальных ситуациях. А затем откажитесь от нее и выработайте правильную линию поведения.

1. Если разговор об увольнении вызывает дискомфорт, то признайтесь в этом и спланируйте беседу: когда и где состоится, как отреагирует сотрудник, какие аргументы привести, чтобы обосновать выплаты.

2. Если Вы склонны к обвинениям, признайтесь, что Вам не хватает уверенности в себе. Самодостаточный человек не умаляет достоинство других. Чтобы отнестись к увольняемому сотруднику с уважением, сосредоточьтесь на том хорошем, что было за время совместной работы. Высока вероятность, что работник не испытает потрясения и не почувствует себя жертвой.

3. Если Вам близка роль благодетеля, не исключено, что у Вас проблемы с установлением границ собственного «я». Скажите себе, что быть хорошим для всех невозможно. И что нельзя слишком глубоко погружаться в переживания других – это их чувства, а не Ваши. На работе лучше оставаться в деловых рамках.

Семь нюансов увольнения по соглашению сторон

1. Увольнение работника по соглашению сторон – безопасный способ. Расстаться таким образом можно в любое время. Но на это нужно согласие сотрудника (ст. 78 ТК РФ).

2. В предложении о расторжении трудового договора исключайте формулировки, указывающие, что работника вынудили согласиться, – суд может занять его сторону.

3. Заранее разъясните сотруднику его права и гарантии при увольнении. Пусть он ознакомится с текстом соглашения. Желательно прописать в нем, что у сторон нет претензий.

4. Требовать у сотрудника заявление об увольнении не нужно. Достаточно соглашения, в котором отдел кадров зафиксирует согласие работника.

5. В соглашении указывайте дату расторжения договора. Привязывать срок увольнения к определенному событию нельзя. Так, суд Ханты-Мансийского АО – Югры рассматривал случай, когда время расторжения трудового договора было привязано к дате закрытия больничного. Компании пришлось восстановить сотрудника на работе (кассационное определение от 31.05.2011 №33-2288/2011).

6. Стороны вправе включить в соглашение условие о компенсации. Если компания не выплатит обещанные деньги, суд поддержит работника (см., например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 12.11.2012 по делу №33-13391).

7. Оспорить соглашение нельзя. Но суд может признать право работницы отказаться от соглашения, если после подписания та узнала о беременности.

Семь правил построения разговора об увольнении

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль