5 действий, чтобы сохранить бизнес и не потерять рентабельность в кризис

957
Фото © matt crabtree | Flickr
Фото © matt crabtree | Flickr
Казновская Лана
Генеральный Директор и владелец компании «Кусочек счастья ТМ», Санкт-Петербург
  • Как понять, стоит ли спасать бизнес
  • Как отказаться от «статусных» затрат и сэкономить в кризис
  • Зачем предприятию иметь два-три поставщика на каждую сырьевую позицию

В 2014 году я расширила компанию, открыв новое производство. Вложила и собственные, и кредитные средства. Планировала за год выйти на полный объем загрузки. В конце года доллар резко подорожал, цены на сырье у поставщиков росли каждую неделю. Денег у компании оставалось ровно на полгода.

Сохранить бизнес и не потерять в рентабельности в самый разгар кризиса мне помогли пять шагов.

1. Проанализировать, как сохранить бизнес и стоит ли спасать его вообще

Я представила худший сценарий развития событий. Обнаружила, что даже если дела пойдут из рук вон плохо, для компании это еще не конец. Мы лишимся офиса и производства, однако клиентская база и технологические наработки останутся. В худшем случае смогу снова делать торты дома. Иными словами, бизнес останется, поменяется лишь его масштаб. Мы вернемся к тому, с чего начинали, при этом с бóльшим опытом и ресурсами. Нарастить необходимые объемы производства будет проще, чем раньше. Тогда я поняла, что могу сохранить бизнес.

Оказавшись в критической ситуации, трезво оцените, насколько бизнес жизнеспособен. Существует старая присказка про дохлую лошадь, которую уже бесполезно кормить. Если ваш бизнес – дохлая лошадь, не стоит его оживлять. Деньги потратите, а эффекта не добьетесь. Моей дохлой лошадью было не успевшее выйти на окупаемость новое производство. Вдобавок там начались проблемы с канализацией. И я закрыла его.

2. Отказаться от «статусных» затрат

Мы перенесли производство и офис из людного и проходного места в помещение во дворах. Рассуждала я так: для кондитерской не нужна первая линия, клиенты к нам приходили не потому, что мимо шли, а потому, что знали о нас. Благодаря переезду мы в два раза сократили арендную плату. Таким образом разом избавились от убытков, не потеряли в выручке и сохранили бизнес.

5 действий, чтобы сохранить бизнес и не потерять рентабельность в кризис

Задайте себе четыре вопроса:

  1. Насколько Вашему бизнесу нужен офис в бизнес-центре класса «А»?
  2. Зависит ли Ваш успех от того, где находится офис или производство?
  3. Насколько лично Вам нужны конкретные представительские атрибуты? Насколько это влияет на бизнес?
  4. Можете ли Вы от них на время отказаться?

3. Пересмотреть отношения с поставщиками продукции

До кризиса мы пять лет сотрудничали с одними и теми же поставщиками и надеялись на продолжительное партнерство. Однако они начали непомерно повышать цены. Это вынудило искать другие предложения, дешевле. В результате на каждую сырьевую позицию, например сметану, у нас появилось два-три новых поставщика. Они друг о друге знают. Общаясь с поставщиками, я открыто говорю: «Иван Иванович, а Петр Петрович дал нам цену на сметану на 5% ниже. Не хотите ли и Вы сделать что-нибудь в ответ?» Таким образом мы создали конкурентную среду и получили хорошую цену на сырье.

5 действий, чтобы сохранить бизнес и не потерять рентабельность в кризис

Параллельно с заменой поставщиков переработали рецептуры. Перешли на продукты с отечественными компонентами. Отказались от импортного сырья с высокой себестоимостью. Так сохранили себестоимость продукции на прежнем уровне. Это позволило нам, несмотря на кризис, не повышать цены.

В кризис ищите новых поставщиков, даже если нынешние идут на уступки. Вы обязательно найдете производителя, который даст цены ниже при подходящем уровне качества.

4. Сократить людей, без которых можно справиться

Руководители сходятся во мнении, что в кризис можно спокойно сократить треть сотрудников. Я сократила четверть. У нас было подразделение кухни: двое поваров готовили обеды и бизнес-ланчи. Посчитав эффективность работы кухни, выяснила, что прибыль от их деятельности уходила на их же зарплаты. Тогда сократила кухню полностью, продала оборудование, а деньги отложила. Затем выяснила, справится ли наш семейный бизнес без наемного управляющего персонала из трех человек. На две недели отправила управленцев в отпуск. С мужем договорились, что не будем звонить этим сотрудникам и консультироваться по рабочим вопросам. Мы справились. И сократили управленческие должности. Наша нагрузка выросла, зато фонд оплаты труда уменьшился на треть.

Проанализируйте, какую работу можете взять на себя, отказавшись от наемных сотрудников. Начинать стоит с управленцев.

5. Освоить интернет-продвижение

В начале кризиса мы неправильно перенесли сайт на новый домен. Сайт просел так, что невозможно было найти компанию напрямую через поисковый запрос. А две трети продаж мы делали через Интернет. Чтобы исправить положение, освоили интернет-продвижение. Научились продвигать сайт в поисковых системах, вести группы в соцсетях, взаимодействовать с аудиторией и т. д. Если не могли самостоятельно справиться с какой-то задачей, нанимали специалиста на фрилансе. Затраты на рекламу выросли с 1 до 5% от выручки, но отдача от нее увеличилась на 40%.

Осваивайте новые каналы продвижения. Выделяйте пробные бюджеты на незнакомые виды рекламы и следите за отдачей. Если «пошло», увеличивайте бюджет в этом направлении. Учитесь сами, чтобы понимать, как это работает. Сейчас существуют вебинары и мастер-классы, где рассказывается, как самостоятельно освоить тот или иной вид рекламы. Поняв, как это работает, ищите исполнителей и делегируйте им полномочия.

Выводы и результаты

Я благодарна кризису. Подобные обстоятельства развивают в руководителе необходимые навыки: креативность, способность трезво оценивать риски и умение вертеться, если хочешь жить. Такая проверка боем дает представление, надо ли Вам все это или проще уйти вновь работать по найму.

Вот каких результатов мы добились.

  1. Не закрыли ни одной кондитерской.
  2. Удержали цены на продукцию на прежнем уровне.
  3. Сохранили затраты на докризисной отметке, нарастив при этом объемы производства. В 2015 году сохранили обороты на уровне 2014-го. В 2014 году кризис начался в конце года, поэтому сравнение корректное. А в 2016 году идем с опережением на 30% по сравнению с показателями 2015-го.

5 действий, чтобы сохранить бизнес и не потерять рентабельность в кризис

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Андрей ШКОЛИН

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Андрей ШКОЛИН.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль