Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

438
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Светищев Алексей
Руководитель дирекции информационных технологий компании «Велобайк», Москва
  • Работу каких сотрудников облегчает мобильное приложение
  • Можно ли обучать персонал с помощью приложения
  • Сколько времени нужно на создание мобильного приложения

Цель нашей компании – сделать так, чтобы на станциях, с одной стороны, были доступные для клиентов велосипеды, а с другой – были свободные места. Чем больше велосипедов, тем больше людей ими воспользуется. Чем больше станций и свободных мест, тем проще клиенту сдать взятый напрокат велосипед, а не кататься по округе в поисках свободной станции.

Чтобы решить главные задачи, мы оптимизировали логистику велосипедов, рассчитали оптимальное соотношение числа велосипедов и свободных мест на станциях. Добились этого, рационально используя рабочее время водителей-экспедиторов. С 2016 года они применяют специальное мобильное приложение, что экономит время, оптимизирует работу велопарка. Расскажу, что это за приложение и как оно работает.

Три примера, как мобильное приложение оптимизировало работу предприятия

1. Розничная торговля. Сеть магазинов натуральных продуктов «Вкусвилл» использует мобильное приложение на базе Android и «1С:Предприятие». Мобильное приложение интегрировано в автоматизированную систему. На разработку пилотной версии ушло 2,5 месяца, столько же времени понадобилось на создание рабочей версии. Магазины используют приложение для отправки отчетов. Например, если в магазине что-то сломалось, сотрудник фотографирует поломку и отправляет снимок в центральный офис. Объяснять ничего не нужно – все и так понятно по изображению. С помощью приложения торговая сеть контролирует возвраты, списания, качество продуктов и пр. На складе для приемки товара используют сканер мобильного приложения, которое отправляет информацию прямо в базу данных. По словам владельца сети, приложение позволяет экономить миллионы рублей в месяц. А поскольку мобильное приложение выпущено на базе «1С», то стоимость разработки оказалась в 10 раз ниже той суммы, которую пришлось бы заплатить, если бы компания заказала его в специализированной фирме.

2. Производство. Предприятие «АтомЭнергоМаш технологии» внедрило мобильное приложение на базе iOS и «1С:Управление производственным предприятием». Используют мобильное приложение рабочие в цехах, около 100 человек. Один из типов продукции – комплектующие для атомных реакторов. Это изделие размером с самосвал делают полностью на данном предприятии. Каждую операцию нужно фиксировать в автоматизированной системе. Однако из-за правил техники безопасности установить рабочие места с компьютерами в цехах нельзя. Выход из положения – мобильное приложение. Оно ищет комплектующие по штрихкоду, считывает его сканером, открывает доступ к технологическим картам. Через приложение рабочие получают задания и отчитываются о выполнении.

3. Оптовая торговля. Дистрибьютор медицинской техники «СиЭс Медика Поволжье» внедрил в работу мобильное приложение на базе «1С:Управление торговлей 8» и «1С:Бухгалтерия предприятия 8». Используют приложение торговые представители пяти офисов компании. Через приложение они резервируют товары на складе, принимают от клиентов заказы и регистрируют их в автоматизированной системе, заполняют авансовые отчеты. Благодаря мобильному приложению торговые представители за день успевают сделать на 20% больше встреч с клиентами.

Подготовлено редакцией по материалам сайтов mobile-1s.ru и 1c.ru

Почему поменяли порядок работы водителей

Каждый водитель обслуживает конкретную зону города. Он объезжает закрепленные за ним велостанции, оценивает их внешний вид, наводит порядок, отмывает граффити, осматривает каждый байк. Если необходимо, забирает сломанные велосипеды и отправляет в ремонт. Еще водитель выгружает из машины велосипеды или забирает их для перемещения на другую станцию. По каждой выполненной операции делает отчет.

В 2015 году мы использовали бумажные бланки. Водителю приходилось вписывать в каждый бланк свое имя, номера велосипедов и пр. Когда станций и велосипедов было мало, это не отнимало много времени. Сейчас у нас 330 велостанций и 3200 велосипедов. Теперь каждый водитель обслуживает днем по 25–30 станций, ночью – по 32–40. Бумажные отчеты отнимали много времени, выросло число ошибок. Так, в дождь водители предпочитали сначала осмотреть станцию и погрузить или разгрузить велосипеды, а отчет сделать позже, в машине. Или, если нужно быстро перераспределить велосипеды, заполняли отчет после объезда нескольких станций. Номера велосипедов в таких ситуациях запомнить сложно.

Чтобы найти пропавшие велосипеды, диспетчерам приходилось вручную заново пересматривать бумажные отчеты, сверять их с информационной базой. Другая проблема – почерк. Водитель мог записать номер велосипеда неразборчиво, в результате диспетчер вносил в информационную систему ошибочные данные. Из-за этого мы однажды несколько дней искали велосипед, который водитель снял со станции, неразборчиво записал номер и отвез в мастерскую.

Как решили проблемы

Раньше информацию из отчетов водителей мы заносили в таблицу Excel. Затем написали программу учета, однако она не справлялась с возросшим объемом данных. Тогда на платформе «1С:Предприятие 8» подрядчик для нас написал мобильное android-приложение. Его установили на специальные терминалы сбора данных. Это портативные устройства, по размеру и функционалу похожие на смартфон. У терминала есть считыватель штрихкодов, еще он работает как навигатор. Терминал стоит около 35 тыс. руб.

Приступая к работе, водитель получает у диспетчера терминал, открывает приложение и авторизуется (см. рис. 1). На станции он выбирает в приложении тип задачи, которую намерен выполнить: убраться, выгрузить велосипеды, забрать их для перемещения на другую станцию, забрать для отправки в ремонт и пр. (см. рис. 2).

Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Иногда водитель забирает велосипед, который бросили в городе, не потрудившись доехать до станции. Случалось, велосипеды приходилось доставать из реки. Для таких задач в приложении есть список «вне станции».

Например, на станции водитель выбрал задачу «перемещение». Это значит, что он должен забрать велосипеды и отвезти их на другую станцию. Когда водитель выбрал задачу, он сканирует штрихкоды нужных велосипедов. Приехав на другую станцию и выгрузив велосипеды, водитель выбирает задачу «выставил» и снова сканирует штрихкоды. Информация о местонахождении велосипедов попадает в информационную систему.

Данные с терминалов попадают в базу каждые пять минут. Ошибок при электронном способе ввода данных нет. Сам процесс сбора информации об операциях стал быстрым и удобным.

Штрихкоды есть на каждом велосипеде, каждой станции и каждом автомобиле. Их мы нанесли давно, когда применяли примитивный аналог нынешних терминалов. Но использовали терминалы только на складе для учета велосипедов, которые выдавали или принимали на хранение.

Как приложение повлияло на работу велопарка

1. Выросла скорость принятия решений. Данные с терминалов попадают в информационную систему компании, которую использует диспетчер. Также диспетчер использует две карты. На первой отмечены станции с указанием количества велосипедов. На второй видно, где едут водители (см. рис. 3). Раньше такую информацию мы получали два раза в день. Сейчас узнаем о происходящем в режиме реального времени. То есть диспетчеры сосредоточены на управлении велопарком, а не на ручном вводе данных с бумаги.

Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Пример. Диспетчер видит, что на станции нет или мало велосипедов. А недалеко от станции едет водитель с машиной, полной велосипедов. Данные о том, сколько байков везет машина, диспетчер находит в базе одним кликом. Он связывается с водителем, просит заехать на станцию и выгрузить велосипеды: «Недалеко от тебя пустая станция, а у тебя десять велосипедов. Заскочи на нее и выгрузи пять». Причем станция может даже находиться в зоне работы другого водителя. Раньше добиться подобной оперативности было невозможно. В ближайшее время сведем все источники информации в единый диспетчерский комплекс и начнем работу над автоматизацией постановки задач водителям.

2. Стало проще обучать новых водителей. Работа на станции идет по определенному алгоритму. Мы рекомендуем водителям сначала выгрузить или погрузить велосипеды, а затем выполнять остальные задачи.

Когда человек привыкает к работе, он может поменять порядок так, как ему удобнее. Но мы уверены, что такой водитель уже ничего не забудет сделать. А вот новичкам еще надо запомнить порядок операций. Терминал облегчает эту задачу.

Водитель видит список операций и, следовательно, ничего не упустит. А мы видим в базе данных время выполнения каждой операции. Если необходимо, вносим коррективы в работу водителя.

Как внедряли приложение в работу

Обычно сотрудники сопротивляются автоматизации и изменению привычного алгоритма работы. Однако у нас при внедрении мобильного приложения проблем не было.

Секрет в простоте терминала и программы. Устройство не сложнее современного смартфона, а интерфейс программного обеспечения понятен интуитивно. Сотрудникам было интересно опробовать новый гаджет, оценить, что тот умеет делать. Водители охотно давали обратную связь по использованию нового продукта. Благодаря этому устранили все недочеты, которые не заметили на этапе составления технического задания и на стадии тестирования продукта.

Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Вот простой пример. Чтобы сделать интерфейс терминала более интуитивным, упростили названия некоторых элементов. Так, пункт «Изъятие» переименовали в «Забрал».

Другой пример. Мы выяснили, что в редких случаях велосипеда, за которым по заявке диспетчера приехал водитель, нет на месте. Тогда доработали функционал программы, чтобы водитель мог закрыть задание в такой ситуации (см. рис. 4).

Как мобильное приложение ускорило работу сотрудников и компании

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Андрей ШКОЛИН

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Андрей ШКОЛИН.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль