Как развить креативное мышление сотрудников, используя методику Белютина

8867
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Черногоров Андрей
Генеральный Директор компании «Когнитивные технологии», Москва

На определенном этапе развития компании мы столкнулись с проблемой поиска талантливых и оригинально мыслящих менеджеров. Справиться с проблемой развития креативного мышления у наших сотрудников помогла методика, которую разработал известный российский педагог, художник и философ Элий Белютин. Она помогает развить креативное мышление, активизировать творческие способности человека и находить нестандартные решения. У Белютина было более 250 учеников, и около 20 из них стали основоположниками новых направлений в мировом искусстве. Другими словами, методика доказала свою эффективность на практике.

Сегодня существуют разнообразные приемы, основанные на идеях Белютина; они помогают по-новому настроить работу мозга и активизировать ранее незадействованные участки. В результате человек находит оригинальные решения. Такие методики применяются, например, в компаниях Apple, Google и др. Аналогичный проект реализуется в компании Hyundai – «My Baby: Discovery 2050»; он предназначен для развития креативного мышления сотрудников и создания необыкновенных автомобилей будущего.

Развитие креативного мышления методом Белютина

Современный человек делегирует хранение ценной информации (паролей, кодов и пр.) мобильному устройству и в итоге утрачивает способность запоминать что-либо самостоятельно. Феномен уже получил название «цифровая амнезия». Если не тренировать функции памяти, то притупляются и все остальные когнитивные процессы, снижаются показатели работы в целом.

Значительную часть коллектива нашей компании составляют представители умственного труда, активно использующие различные гаджеты, поэтому мы в обязательном порядке проводим для них мастер-классы по абстрактному искусству. Это снимает их с «цифровой иглы», стимулирует работу ранее незадействованных участков мозга, развивает память и способность находить верное решение проблемы. Суть методики Белютина как раз и заключается в том, чтобы визуализировать проблему. В результате сотрудник может научиться:

  • запоминать большой массив данных, например ключевые параметры продаваемых программных продуктов и их нюансы для определенных категорий заказчиков;
  • легко разбираться в сложной структуре, например в алгоритме прохождения клиентской заявки между отделами или в иерархическом плане работы компании;
  • развить креативное мышление;
  • решать личностные проблемы.

Покажу, как с помощью данной методики можно улучшить память и развить креативное мышление у взрослого человека.

развитие креативного мышления

Белютин Элий Михайлович

Фото © kaliningrad.kp.ru

Поэтапное развитие креативного мышления

Этап 1. Выбор главного символа

Перед каждым сотрудником лежит лист бумаги. Педагог объясняет, какими символами нужно изображать информацию. Например, пятна обозначают отделы или процессы, интенсивность штриховки показывает, какие бизнес-процессы входят в полномочия менеджера целиком, а какие частично. С помощью линий задается временная ось.

На каждый урок назначается главный символ. Например, если менеджерам предстоит развить память и улучшить концентрацию и работоспособность, то подходящим символом для занятия будет вода (символизирует нескончаемый поток изменчивой информации).

Работа начинается с того, что каждый менеджер на пустом листе рисует воду – так, как чувствует или умеет. Это может быть волнистая линия, изображающая водную гладь, как на дорожном знаке, или несколько линий, наподобие прожилок листьев, которые напоминают дельту реки, если смотреть на нее сверху. Дальнейшее изображение строится вокруг главного символа.

Этап 2. Изображение проблемы и ее решения

Менеджер должен описать и изобразить то, что знает о проблеме (или о бизнес-процессе), причем на пяти разных уровнях.

Физиологический. Если тема занятия – улучшение памяти, то можно нарисовать реку или другой водоем, который надо преодолеть. Важно, чтобы сотрудник подробно изобразил водоем: показал, какие у него берега, какая на них растительность, какова глубина, есть ли мостики, настилы и т. д.

Экспрессивный. Педагог объясняет, что нарисованный символ – вода – это ситуация, которую нужно взять под свой контроль. Менеджер должен найти решение, как именно можно взять воду под контроль. Например, нарисовать над ней крепкий мост, который соединит два берега: текущий статус-кво памяти менеджера и тот уровень умственных способностей, который необходимо достичь. Ответив на вопрос, каким образом можно взять воду под контроль, менеджер должен нарисовать решение – изобразить форму моста (соединяет ли он два берега либо сразу несколько частей водоема), уровень моста над водой. Вслух педагог с менеджером проговаривают, из какого материала сделан мост, скрипит ли он под ногами или хранит молчание каменной глыбы, есть ли у входа на мост ступеньки или он покатый. По тому, каким именно сотрудник изображает мост, можно достаточно точно определить степень его уверенности в собственных силах, готовности привлекать для решения своих задач коллег, друзей, руководителей.

Интеллектуальный. Далее педагог предлагает новую тему. Например, путешественник, перед которым открывается путь через водоем. Менеджеры на том же листе рисуют отвлеченные сюжеты на заданную тему. Причем два изображения должны образовать единую картину: например, дорога до моста извилистая и заросшая кустарником, а на том берегу сразу становится ровной и широкой. Опять же важно нарисовать все детали: как дорога петляет, частью какого общего пейзажа является водоем и т. п.

Визуальный. Теперь начинается работа с цветом. В первую очередь нужно подобрать цвет для материала, из которого возводится мост. Как правило, участники интуитивно выбирают цвет, характеризующий в их понимании прочность: темно-серый, имитирующий камень, или коричневые оттенки, изображающие бревенчатые своды. К мосту можно дорисовать детали. Например, снабдить его какими-нибудь причудливыми резными перилами. Тем самым подчеркивается, что решение проблемы носит индивидуальный характер.

Рациональный. Наконец, менеджер должен нарисовать свою цель. Это может быть просто новый цвет на картине. Обычно чем детальнее образ цели, тем лучше менеджер понимает, что его ждет после того, как она будет достигнута. Важно, какой цвет предпочитает менеджер для изображения своей цели. Так, красный цвет часто выбирают явные лидеры, он символизирует постоянное движение и решительные действия. А носители какой-либо уникальной компетенции в компании чаще склоняются к оттенкам зеленого (или изумрудного) цвета, традиционно символизирующего интеллектуальные возможности человека.

Этап 3. Изображение эмоций

В заключение менеджеры должны окончательно раскрасить свою картину. По выбору красок можно многое узнать о тех эмоциях, которые вызывает у сотрудника его работа. Например, менеджер, легко устанавливающий контакт с новыми клиентами, скорее всего, будет использовать яркие краски. Более застенчивый выберет темные для изображения тех моментов, где испытывает наибольшие трудности. Некоторые участники закрашивают одним цветом все белые места, оставшиеся на листе, показывая, что все элементы картины представляют собой единое целое. Тем самым они интуитивно проявляют свой талант стратега, который наделен развитым логическим аппаратом.

развитие креативного мышления

Результат

Во время рисования менеджеры, казалось бы, просто малюют разные пятна, однако параллельно идет бессознательная внутренняя работа по анализу проблемы и поиску оптимальных решений. Благодаря внедрению элементов визуализации в процесс обучения и адаптации сотрудников мы достигли нескольких важных результатов.

Сократили время на адаптацию новых сотрудников на 70% (с 15 рабочих дней до трех). Новичков мы сразу приглашаем на мастер-класс, чтобы помочь им побороть коммуникативный страх и почувствовать себя в компании более комфортно. В течение месяца они с помощью рисования развивают способности к быстрому принятию решений, готовность к личной и коллективной ответственности, умение проявлять инициативу.

Повысили уровень выполнения ежемесячных KPI производственных отделов (программистов) и отделов продаж на 25 и 38% соответственно, сократили время на обработку входящих звонков от клиентов в отделе продаж на 15%. Регулярное посещение изобразительных мастер-классов помогает менеджерам увереннее чувствовать себя при общении с потенциальными заказчиками и в различных проблемных ситуациях.

Своевременно получаем обратную связь от коллектива. Например, долгое время наши продавцы страдали от того, что им приходилось самим вести финансовые расчеты для выставления клиенту предварительного предложения. Переключение с одного вида работы на другой снижало производительность. Узнав об этом, мы поручили составление финансовых расчетов специальному менеджеру.

Наладили диалог между давно работающими сотрудниками-экспертами (докторами наук РАН) и молодыми менеджерами-управленцами. Во время одного из учебных курсов выяснилось, что менеджеры всех возрастов используют похожие визуальные элементы из книг братьев Стругацких, Александра Беляева. Когда это обнаружилось, лед между старожилами и новичками сразу растаял. Так, молодые менеджеры воспроизводили на своих рисунках технологические аппараты, похожие на иллюстрации в романе Беляева «Властелин мира».

Увеличили ежеквартальный показатель продаж на 30% за счет дополнительного раскрепощения менеджеров.

Вдвое снизили количество первичных ошибок, багов и прочих «опечаток» в программном коде благодаря улучшению концентрации внимания у программистов.

Как использовать метод Белютина для привлечения клиентов и партнеров

Данную методику мы пропагандируем среди наших клиентов и партнеров. Регулярно проводим совместные бесплатные акции в рамках клуба закупщиков. Благодаря такому мероприятию один из партнеров сумел привлечь в бизнес нового стратегического инвестора.

Год назад мы проводили мастер-класс в Русском музее Санкт-Петербурга совместно с Фондом русского абстрактного искусства и Единой электронной торговой площадкой. Участвовали российские топ-менеджеры и госслужащие. Каждый получил тему и сопровождающий ее ассоциативный ряд. Правильно сформулированные ассоциации и визуально описанные аспекты электронных торгов помогли клиентам и партнерам составить единую памятку, предназначенную для борьбы с недобросовестными участниками. В ней были описаны лазейки, к которым прибегают нечестные заказчики электронных тендеров.

Например, указание в проекте госконтракта только односторонней ответственности исполнителя, установление требования об исполнении обязательств по контракту в слишком короткие сроки с целью лоббирования интересов своих поставщиков и т. д. Все эти аспекты были изображены в виде миниатюрных сценок из жизни.

Как развить креативное мышление сотрудников, используя методику Белютина

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль