Рейтинг журнала «Генеральный Директор» Где делать бизнес в 2015?

Талантливый предприниматель и в сложные времена разглядит возможности развития. А перспективные регионы для бизнеса подскажет «Генеральный Директор».
Медиапартнеры

Представляем Вашему вниманию ежегодный рейтинг привлекательности российских регионов, составленный журналом «Генеральный Директор».

Если Вы предполагаете освоить новые территории, он поможет выбрать верное направление.

Редакция журнала «Генеральный Директор», Москва

Рейтинг регионов россии

  • Суммарный рейтинг
  • Рабочая сила
  • Спрос на повседневные товары
  • Спрос на долгосрочные товары
  • Динамика экономического роста
  • Инфраструктура
  • Налоги
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент
Описание

Субъект Коэффициент

Второе число в ячейке показывает изменение показателя по сравнению с данными прошлого года

МЕТОДОЛОГИЯ

Рабочая сила

Формула учитывает численность экономически активного населения (чем больше людей, тем проще найти специалистов), квалификацию кадров - через число людей, получающих среднее и высшее образование, - и, конечно, стоимость этих кадров. Как выяснилось, хоть люди в Москве и дороги, зато можно подобрать специалистов на любой вкус, а московские вузы каждый год выбрасывают на рынок труда порядка одного миллиона человек.

√Ea / (3 * √Emax) + Sa / (6 * Smax) + Ha / (6 * Hmax) + (1 - (Ra – Rmin) / (Rmax – Rmin)) / 3, где

E – численность экономически активного населения за июнь-август 2013 года,

S - численность обучавшихся по программам среднего профессионального образования в 2011-2012 годах в регионе,

H - численность обучавшихся по программам высшего профессионального образования в 2011-2012 годах в регионе,

R - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в июне 2013 года в регионе,

max – показатель региона-лидера,

min – наихудший показатель среди регионов,

а – показатель искомого региона.

Наличие спроса на повседневные товары

Объем любого рынка зависит в первую очередь от количества потенциальных потребителей. Даже Apple не сможет продать свои айфоны на необитаемом острове. Но было бы неправильно при оценке российских регионов обращать внимание только на число внутренних потребителей, особенно в европейской части страны. Чтобы продать свой товар в Москве, не нужно строить производство в дорогом во всех смыслах столичном регионе. Выгоднее присмотреть площадку во Владимирской, Ивановской или Калужской области. Другой важный момент – среднедушевые доходы населения, которые отвечают на вопрос, насколько потенциальные клиенты платежеспособны. Наконец, оставшиеся показатели говорят о настроениях потребителей, стоимости жизни в регионе и привычке людей ходить в магазин. Например, средний москвич, включая младенцев и стариков, за полгода потратил на продукты питания почти 80 000 руб. А житель Ингушетии – всего 5758 руб. Зато рынок розничной торговли в республике быстрее всего растет.

Pa / (3 × Pmax) + Sa / (9 × Smax) + (Ra – Rmin) / (6 × (Rmax – Rmin)) + (Ta – Tmin) / (9 × (Tmax – Tmin)) + (1 – (Ca – Cmin) / (Cmax– Cmin)) / 9 + (Ha – Hmin) / (6 × (Hmax – Hmin)), где

P – численность населения на 1 января 2013 года,

S – городское население окружающих регионов (в пределах ≈6 часов езды),

R – среднедушевые денежные доходы населения в июне 2013 года,

T – розничная торговля пищевыми продуктами (включая напитки и табачные изделия) за январь – июнь 2013 года в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду 2012 года,

C – доля расходов на фиксированный набор в среднедушевых доходах населения,

H – розничная торговля пищевыми продуктами в январе – июне 2013 года на душу населения,

max – показатель региона-лидера,

min – наихудший показатель среди регионов,

а – показатель искомого региона.

Наличие спроса на товары длительного пользования

Все те же показатели объема и динамики рынка, а также привычки ходить в магазин, дополнены уникальными компонентами. Во-первых, долей людей с зарплатой выше средней по региону. Во-вторых, тяжестью кредитной нагрузки, которую взвалило на себя население: человек с большим кредитом вряд ли станет меньше есть, а вот покупку нового телевизора или телефона отложит.

Pa / (4 × Pmax) + Sa / (3 × Smax / 20) + (Ra – Rmin) / (3 × (Rmax – Rmin) / 20) + (Va – Vmin) / ((10 × (Vmax – Vmin)) + (1 – (Da – Dmin) / (3 × (Dmax – Dmin))) / 20 + (Ta – Tmin) / (10 × (Tmax – Tmin)) + (Ha – Hmin) / (10 × (Hmax – Hmin)), где

P – численность населения на 1 января 2013 года,

S – городское население окружающих регионов (в пределах ≈6 часов езды),

R – среднедушевые денежные доходы населения в июне 2013 года,

V – доля населения с зарплатой выше средней по региону,

D – соотношение средней задолженности (кроме ипотечной) по кредитам кредитным организациям на человека к средней зарплате,

T – розничная торговля непродовольственными товарами в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года,

H – розничная торговля непродовольственными товарами на душу населения, тыс. руб.,

max – показатель региона-лидера,

min – наихудший показатель среди регионов,

а – показатель искомого региона.

Состояние экономики в регионе

Прилив поднимает все лодки – гораздо лучше вложить деньги в регион, который находится на подъеме, чем попасть в провинцию со стагнирующей экономикой. Для этого показателя журнал «Генеральный Директор» выбрал три ключевых компонента и посмотрел на их динамику за прошедшие полгода, а также за январь – июнь предыдущих трех лет. Получилось познавательно, а лидером оказалась Астраханская область.

((Ia – Imin) / (Imax – Imin) + (Na – Nmin) / (Nmax – Nmin) + (Ma – Mmin) / (Mmax – Mmin) + (Ka – Kmin) / (Kmax – Kmin) + (Ba – Bmin) / (Bmax – Bmin) + (La – Lmin) / (Lmax – Lmin)) / 6, где

I – промышленное производство за январь – июнь 2013 года к соответствующему периоду 2012 года,

N – средний темп прироста промышленного производства в январе – июне за последние три года,

M – инвестиции в основной капитал в январе – июне 2013 года к соответствующему периоду 2012 года,

K – средний темп прироста промышленного производства в январе – июне за последние три года,

B – изменение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в январе – июне 2013 года к соответствующему периоду 2012 года (%),

L – средний темп прироста объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в январе – июне за последние три года,

max – показатель региона-лидера,

min – наихудший показатель среди регионов,

а – показатель искомого региона.

Инфраструктура

Здесь учтена плотность транспортной сети, а также стоимость недвижимости. Статистика по стоимости аренды или покупки офисной недвижимости во всех регионах России отсутствует, а игроки этого рынка отслеживают только немногочисленные города-миллионеры. Однако в ходе исследования выяснилось, что стоимость офисной недвижимости, особенно ее покупки, в целом коррелирует с ценами на первичном рынке жилья.

Ra / (4 × Rmax) + H / (4 × Hmax)+ (1 – Oa / (4 × Omax)) + P, где

R – плотность ж/д путей, км на 1000 кв. км,

H – плотность автодорог, км на 1000 кв. км,

O – стоимость недвижимости в регионе,

P – бонус за наличие крупного морского порта в регионе или недалеко от него (= 0,25),

max – показатель региона-лидера,

min – наихудший показатель среди регионов,

а – показатель искомого региона.

Региональная налоговая политика

Субъекты Федерации могут влиять на ставки трех корпоративных налогов:

  • транспортный (в рейтинге учитывались ставки для легковых и грузовых автомобилей мощностью от 100 до 150 л. с.);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на прибыль.

Но далеко не все губернаторы пользуются фискальными мерами стимуляции региональных экономик. Даже там, где есть подобные льготы, воспользоваться ими можно, только пройдя заведомо коррупционные процедуры конкурсного отбора. Это единственный комплексный показатель, который рассчитывался путем собственных экспертных оценок. При этом особое внимание уделялось простоте получения льгот и их охвату, то есть потенциальному количеству организаций, которые могут воспользоваться послаблениями.