text
Генеральный директор

Стратегия организации: выбор вида и разработка

  • 25 октября 2018
  • 67
Стратегия организации: выбор вида и разработка

Вы узнаете:

  • Какие существуют разновидности стратегий предприятия.
  • На чем основывается каждый тип стратегии.
  • Какие выделяют стадии разработки стратегий.

Разработка стратегии организации – это процесс формирования целей развития и работы компании на определенный временной период, а также выбор способов достижения намеченной цели. Наша редакция подготовила материал, в котором подобно разобраны вопросы, касающиеся выбора стратегии организации, ее разработки и ожидаемых результатов. 

Выбор стратегии компании

Выбор стратегии зависит следующих факторов:

  • форма конкурентной борьбы;
  • скорость и тип инфляции;
  • экономическая политика государства;
  • преимущества государственной экономики на международном рынке.

Кроме того, необходимо учитывать внутренние факторы – производственные силы и материальные ресурсы компании.

Процедура разработки хозяйственной стратегии компании:

  • создание базисной стратегии;
  • создание конкурентной стратегии;
  • установление функциональных стратегий.

Разновидности

Существуют различные типы стратегий организации:

  • стратегии роста предполагают расширение предприятия и требуют достаточное количество ресурсов;
  • стабильности – предприятие сосредотачивается на имеющихся направлениях и поддерживает их;
  • выживания – попытка приспособиться к действующим условиям рынка и отказаться от предыдущих способов хозяйствования;
  • сокращения – применяются, когда деятельность организации находится под угрозой;
  • обороны – отражают реакцию компании на действия конкурентных организаций и предпочтения клиентов;
  • наступления – требуют кредитных вложений, обычно их применяют компании, которые располагают повышенным финансовым потенциалом и профессиональными кадрами;
  • 1-го вида – направлены на получение дохода в долгосрочной перспективе и повышение устойчивости материального положения организации;
  • 2-го вида – направлены на оптимизацию имеющихся финансовых показателей и максимальное увеличение дохода в краткосрочной перспективе.

Как разработать стратегию компании: чек-лист

Редакция "Генерального Директора" подготовила полезную памятку по разработке стратегии организации. Следуйте нашему чек-листу и добивайтесь поставленной цели.

Скачать чек-лист

Базисная стратегия организации

Формирование базисной стратегии компании зависит от перемен внешней и внутренней среды, представляет собой общий план поведения организации на конкретной стадии ее работы. Подобная стратегия может преследовать различные цели:

  • Рост. Ключевыми признаками стратегии роста считаются:
  1. диверсификация посредством поглощения слабых конкурентных фирм (конгломерация);
  2. создание новых производств;
  3. партнерство с другими организациями, объединение для управления рынками сбыта и ресурсами;
  4. деятельность, связанная с внешней экономикой.
  • Стабильность. Стратегия стабильности используется в условиях, когда рост невозможен из-за внешних факторов (период экономического спада либо усиление конкуренции внутри отрасли). Еще одним значимым фактором необходимости стабилизации являются появляющиеся после расширения проблемы ослабления контроля работы организации. Когда необходимо скорректировать задачи и перестроить структуру компании, руководители стараются сохранить темпы расширения, которые достигнуты. Ключевыми признаками подобных стратегий считаются:
  1. применение нового режима применения ресурсов;
  2. экономия за счет снижения затрат, которые связаны с оформлением новых договоров, исследованием рынка, представительством;
  3. сдвиги, направленные на то, чтобы усилить управленческие функции.
  • Выживание. Такая стратегия формулируется организацией, которая четко понимает собственные ограниченные возможности, невысокую конкурентоспособность и потребность обеспечения минимума реализованных целей. К подобным стратегиям возможно причислить стратегию «сбора урожая», уменьшения затрат и прочее. Ключевые признаки:
  1. поддержка технологического уровня производства;
  2. оперативное выявление кризисных тенденций на начальных этапах;
  3. изменение проектов производственных и иных бизнес-процессов;
  4. сохранение высококвалифицированных кадров, профилактика множественных увольнений.
  • Сокращение. При использовании данной стратегии уровень намеченных целей ставится меньше того, который был достигнут ранее. Может использоваться стратегия ликвидации либо изменения типа бизнеса. Ключевыми признаками считаются:
  1. отказ от изготовления нерентабельной продукции, лишнего персонала, неэффективных каналов распределения;
  2. сбыт части акций организации;
  3. банкротство.

Каждый из видов общей стратегии организации включает в себя несколько вариантов. Компания имеет возможность сама избрать тип базисной стратегии либо использовать одновременно разные ее разновидности. Стратегии-базисы проходят конкретизацию посредством формирования конкурентных стратегий.

Конкурентная стратегия организации

Представляет собой долгосрочные меры оборонительного либо наступательного типа, которые призваны усилить позиции организации в условиях жесткой конкурентной борьбы. Разработка подобной стратегии направлена на то, чтобы предприятие получило преимущества перед конкурентами.

В экономической практике отмечают 4 уровня конкурентоспособности организаций:

1 уровень – маленькие фирмы, которые получили рыночную «нишу». Их цель – выпуск продуктов какого-либо типа, четкое выполнение разработанного плана производства, без учета нужд покупателей и наличия конкурентных предприятий. Когда подобная фирма начинает расширяться, увеличивать масштабы собственного производства, она либо перерастает рыночную «нишу», на которую изначально работала, и начинает конкурировать в другом секторе рынка, либо изначальная рыночная «ниша» развивается в растущий рынок и становится привлекательной для других изготовителей.

В такой ситуации нужно подумать о получении сравнительных преимуществ перед конкурентными предприятиями. Ввиду этого лучшим вариантом конкурентной стратегии для компаний первого уровня является беспрерывный поиск новых рыночных «ниш». Подобный подход, который представляет собой самый простой тип диверсификации производства и экономической деятельности, дает возможность поддержания конкурентоспособности, позволяет оставаться на плаву.

Фирмы 2-го уровня конкурентоспособности называют «следующими за лидером». Они желают по максимуму задействовать все те технологические методики, сырье, способы организации производственного процесса, что и лидирующие компании соответствующей сферы. Большинство из них попадают в ситуацию, когда стереотипы бизнес-поведения, которые полностью базируются на использовании передового опыта, уже неэффективны, не делают фирму конкурентоспособной даже при несущественном усилении конкурентной борьбы.

Ввиду этого организации второго уровня со временем превращаются в компании 3-го уровня конкурентоспособности. Система управления начинает активным образом влиять на производство, способствует тому, чтобы оно развивалось и совершенствовалось. Успех в конкурентной борьбе превращается в управленческую функцию, зависит от качества, эффективности менеджмента. Фирмы, которые смогли дойти до 4-го уровня конкурентоспособности, сильно опережают конкурентов. По факту, они представляют собой организации мирового уровня, которые известны во всем мире собственными продуктами высокого качества.

Выделяют 3 ключевые стратегии, имеющие универсальный характер и применяемые относительно любых конкурентов. К ним относятся:

  • Преимущество в издержках – широкий выбор действий в ценовой политике и при установлении степени дохода.
  • Дифференциация – разработка компанией товара либо услуги с уникальными характеристиками.
  • Фокусирование – сосредоточение внимания на одном из рыночных секторов, особенной категории потребителей либо на определенном географическом сегменте.

Хозяйственные стратегии могут относиться к 1-му либо 2-му виду. К стратегиям 1-го вида причисляются:

  • Сведение к минимуму производственных издержек . Доход увеличивается благодаря уменьшению затрат трудовых ресурсов, использованию современного оснащения и оптимального сырья.
  • Расширение рыночной доли . Производственная эффективность повышается благодаря высокой доле вновь созданной стоимости в суммарном объеме проданных товаров, ускоренному обороту капитала организации. Стратегия предусматривает создание преимуществ перед конкурентами посредством улучшения качества продуктов и уровня сервиса, уменьшение затрат, которые связаны с продажей товаров.
  • Инновационное программирование НИОКР . Направлено на разработку и интеграцию современных технологий, создание совершенно новых типов продуктов повышенного качества, которые не имеют аналогов.

В действительности стратегии 1-го вида часто совмещаются. Фирма, которая вышла на рынок с новым продуктом, для расширения рыночной доли должна будет уменьшать производственные издержки.

Стратегии 2-го вида нацелены на то, чтобы оптимизировать имеющиеся финансовые показатели, максимизировать доход в краткосрочной перспективе. Среди них отмечают:

  • Искусственно завышенные производственные издержки . Увеличение производственных издержек при слабых конкурентах внутри отрасли включается в стоимость, следовательно, его оплачивает покупатель. Компания не заинтересована в уменьшении производственных издержек.
  • Имитационное программирование НИОКР . Ассортимент обновляется благодаря косметическим улучшениям продукции, которая имеется в продаже.
  • Манипулирование портфелем инвестиций капитала . Акции компании продаются, одни организации поглощаются другими посредством манипуляций с ценными бумагами на фондовой бирже. При подобной стратегии осуществляется внепроизводственное отвлечение капитала. Внимание сосредотачивается на том, чтобы оптимизировать имеющиеся показатели компании, стабильно выплачивать большие дивиденды, а не увеличивать цену активов предприятия.

Функциональная стратегия организации

Включает в себя комплексные мероприятия для определенных функциональных сфер и отделов организации. Они обеспечивают практическую реализацию базисной стратегии. Ключевыми сферами работы организации считаются изготовление продукции, маркетинговая деятельность, научные исследования, финансовые манипуляции, менеджмент.

Стратегия производства сосредотачивается на решениях о требуемых мощностях, размещении промышленного оснащения. Стратегия НИОКР используется для обобщения основных идей о новом товаре (от его изготовления до реализации на рынке).

Финансовое планирование применяется для разработки правил поведения фирмы на рынке денег и акций, выбора оптимальных форм и способов кредитования. Маркетинг определяет торговую деятельность компании, способы рекламирования продукции на рынке.

Стратегия управления кадрами дает возможность разрешать вопросы, связанные с увеличением привлекательности труда, мотивацией сотрудников, оптимизацией рабочих процессов и количества работников.

Большое значение при разработке экономических стратегий в рыночных условиях играет временной фактор. Из-за продолжительного периода оборота главного капитала, проблем в получении дохода от вложений в производственное оснащение и создание новой продукции, преобладание функциональных стратегий 1-го вида предполагает устойчивость экономической конъюнктуры, пониженный уровень риска новых инвестиций капитала.

Повышение скорости инфляции может вынудить организации отказаться от вложений в разработку и реализацию крупных проектов перестройки аппарата производства. Обусловлено это тем, что реальная величина дохода, который можно будет получить спустя несколько лет, окажется значительно сниженной. Отсюда и желание организаций инвестировать деньги в проекты, которые быстро окупаются, даже в ущерб увеличению эффективности производственного процесса. С другой стороны, обесценивание акций компаний относительно их активов либо искусственно завышенный акционный курс делают операции на рынке фиктивного капитала гораздо выгоднее, если сравнивать с покупкой существующих фирм либо открытием новых.

Сегодня большое значение имеет государственное стимулирование структурной перестройки производства, обеспечение высокого темпа межотраслевого перелива труда и капитала, развитие современных сфер промышленности.

Стратегия организации: выбор вида и разработка

Какой тип стратегии выбрать для вашей фирмы

При создании стратегии направление деятельности компании выбирается обычно по результатам стратегического анализа, проведенного с помощью шаблонов, или фреймворков, таких как матрица БКГ, «Пять сил Портера», SWOT-анализ и др. Каждый из них помогает компании проанализировать свое место на рынке и сформировать стратегию. Журнал "Генеральный Директор" подготовил материал, в котором вы найдете подходящий для вашего бизнеса метод разработки стратегии, учитывающий особенности рынка и конкурентные преимущества.

Читать статью...

Стадии разработки стратегий фирмы

Любая фирма, вне зависимости от области своей деятельности и производственных масштабов, должна планировать собственную работу. При планировании формируются задачи, определяются приоритеты, средства и способы их достижения. Планирование охватывает несколько направлений. Сначала определяется миссия компании, цели ее работы. При этом учитываются внешние факторы и имеющиеся ресурсы. После этого выполняется разработка долгосрочных прогнозов, на которых основывается подбор экономических стратегий. Последние конкретизируются в планах фирмы по разным направлениям работы: реализация, изготовление, финансовое обеспечение и так далее.

Стратегическое планирование сосредотачивается на высшем управленческом уровне. Его цель – определить тенденции развития разных направлений работы компании, рассчитать и выбрать лучшие условия ее деятельности. Ключевым признаком подобного планирования считается его гибкость, которая обусловлена подвижными плановыми горизонтами (временные периоды, на которые разрабатывается перспективная политика).

Чтобы определить плановый горизонт, используют разные критерии: жизненный цикл товара, цикл коренного изменения спроса на производимые продукты. Плановый горизонт зависим от размера фирмы.

Выбрав оптимальную стратегию развития фирмы, можно значительно увеличить эффективность работы предприятия. Отнеситесь к разработке стратегии организации со всей ответственностью.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.