Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Корпоративное обучение персонала

  • 19 ноября 2018
  • 81
Корпоративное обучение персонала

Вы узнаете:

  • Каких целей может достичь компания благодаря корпоративному обучению своих сотрудников.
  • Какие существуют разновидности корпоративного обучения.
  • В чем заключаются преимущества и нюансы корпоративного обучения.

Любой руководитель заинтересован в квалифицированной команде, поэтому многие компании обучают своих сотрудников. Главный принцип корпоративного обучения персонала – системность подхода, именно она позволяет достичь желаемого эффекта. В этой статье поговорим о том, с чего начать корпоративное обучение, каких результатов ожидать и какой вид обучения выбрать.

Цели корпоративного обучения персонала

Суть корпоративного обучения заключается в получении работниками каких-либо знаний. Компания проводит обучающие мероприятия для улучшения результативности рабочей деятельности. Государственные структуры не участвуют в подобном процессе.

Систематически проводимое обучение сотрудников предполагает, что условия работы постоянно изменяются. В такой обстановке работники должны увеличивать уровень своих знаний и освоенных навыков. К примеру, сотрудников бухгалтерского отдела знакомят с новыми нормами оформления отчета. Организацией подобных мероприятий занимаются как работники со стороны, так и персонал фирмы.

Корпоративное обучение решает следующие задачи:

  • Организация профильного обучения, повышение квалификационного уровня персонала в маркетинговой, управленческой, законодательной, правовой, экономической, финансовой, логистической сферах.
  • Получение новых навыков в области владения инновационными технологиями.
  • Получение информации, касающейся продукции, которая реализуется предприятием.
  • Улучшение навыков, связанных с продажами.
  • Создание эффективного коммуникационного процесса.

Нужно ли вам учиться? Тест от журнала «Генеральный Директор» ↓

Пройти тест

Разновидности корпоративного обучения сотрудников

Правильно организованная система корпоративного обучения сотрудников несет выгоду как для персонала фирмы, так и для руководителя. Работники могут улучшить собственную квалификацию и добиться повышения зарплаты. Руководство получает сотрудников, которые способны эффективно исполнять свои обязанности. Чтобы достичь этого, необходимо выбрать оптимальную методику обучения.

Способы обучения работников подразделяются по разным критериям. Можно выделить 3 уровня:

  • Подготовка – сотрудники получают основные знания, которые необходимы, чтобы успешно выполнять рабочие обязанности.
  • Переподготовка – персонал получает новые знания, необходимые для работы в изменившихся условиях.
  • Повышение квалификационного уровня – сотрудники углубляют и актуализируют знания по собственной специальности, которые у них уже имеются.

Традиционные методы корпоративного образования сотрудников

Накопленный за много лет опыт применения традиционных методик доказывает, что они эффективны. Основной их особенностью считается прямой контакт преподавателей и аудитории. Большое значение тут имеет личность преподавателя, его умение вербально общаться и привлекать внимание слушателей.

Лекции

Один из наиболее популярных способов обучения больших групп людей. Дает возможность за короткий срок донести до аудитории большое количество информации. Для лекций применяются мультимедийные устройства, которые позволяют дополнить материал диаграммами, таблицами и так далее.

Кроме традиционных лекций, в которых учащиеся участвуют пассивно, организуются лекции с обратной связью, вовлекающие аудиторию в обсуждение.

К преимуществам лекций можно причислить то, что они доступны, экономичны, обеспечивают адаптацию материала под запросы определенных слушателей. Из минусов стоит отметить пассивность слушателей. Чем дольше длится лекция, тем хуже аудитория усваивает материал.

Семинары

На семинарах можно закрепить знания, которые получены на лекциях, обсудить материал, выявить проблемы и выработать пути их разрешения, обменяться опытом. Эффективнее всего проводить семинары в небольших группах, размер которых не превышает 15 человек.

Преимуществом семинаров считается возможность получения обратной связи с преподавателем, корректировки пройденного материала, ответов на появившиеся вопросы, оценки качества усвоения материала. Минус заключается в том, что способы взаимодействия между слушателями ограничены. Кроме того, сложно организовать учебный процесс в небольших группах.

Видеокейсы

В видеороликах наглядным образом демонстрируется определенный аспект материала, который изучается. Потом следует блок с теорией. Видео можно применять дополнительно к лекциям.

Преимущество обучения посредством видеороликов состоит в том, что данный метод предоставления знаний понятнее прочих. Минусы заключаются в пассивности аудитории и быстрой ее утомляемости.

Интерактивные методы корпоративного образования сотрудников

Применяемые сегодня интерактивные способы обучения сотрудников предполагают, что персонал будет активно участвовать в процессе. Основной акцент делается не на том, чтобы передать нужное количество знаний, а на способности использовать их, особенно в ситуациях, отличающихся от стандартных. Обучение строится так, что теории уделяется немного времени. Большая часть времени тратится на то, чтобы сформировать у сотрудников практические навыки, обучить их находить решения в сложных ситуациях.

Тренинги

Самый распространенный тип обучения в группах. На тренинге сотрудникам преподносится немного теории, после чего они оттачивают умение успешно выполнять определенную работу, к примеру, осуществление деловых переговоров посредством телефонного разговора. Умения тренируются в маленьких группах (по 2-4 сотрудника) с изменяющимся составом. Обязательным элементом любого тренинга считается формирование позитивного настроя, увеличение уверенности сотрудников в собственных силах.

Основное преимущество тренинга заключается в том, что он нацелен на создание конкретных моделей поведения. В этом же заключается его минус. Сотрудникам не объясняется, как вести себя в ситуации, выходящей за рамки сценария. Однако если вам нужно в кратчайшие сроки научить своих работников выполнять стандартные действия, тренинги являются оптимальным вариантом.

Как тренинги могут разрушить бизнес

Иногда ущерб от тренингов может исчисляться не только денежными затратами и потраченным впустую временем, но даже потерей бизнеса. Поэтому мы советуем вам ознакомиться с различными ошибками, которые точно не стоит допускать при организации и проведении тренингов в своей компании. Их вы найдете в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Читать статью...

Деловые игры

В деловой игре моделируются процессы бизнеса либо производства, которые связаны с принятием решений. Сценарий игры продиктован особенностями процессов, протекающих в фирме. Сотрудники могут опробовать себя в разных ролях, в первую очередь в тех, которые связаны с руководством. Участникам игры нужно отыскать наилучшее решение определенной проблемы.

К преимуществу деловых игр можно причислить то, что они привлекательны для сотрудников. Кроме того, в них отсутствуют строго установленные способы решения задачи. В игре моделируются ситуации, максимально приближенные к реальным. Минус состоит в больших тратах времени. Перед началом игры сотрудников нужно долго подготавливать. Однако именно данный метод удобно применять, чтобы оценить, насколько эффективен курс обучения и насколько активно участвуют в обучающем процессе работники фирмы.

Первая деловая игра была организована в Ленинграде в 1932 году. Новый метод улучшения квалификации разработала М.М. Бирштейн в ЛИЭИ. Игра называлась «Пуск цеха», была разработана для выявления организационных и технологических сложностей при развитии производства. Однако, невзирая на высокую результативность подобного метода обучения сотрудников, в 1938 году деловые игры в Советском Союзе запретили. 2-я волна их популярности пришлась на Америку в конце XX столетия.

Кейсы

Кейс представляет собой определенную рабочую ситуацию, которая смоделирована для обучения. В кейсе описывается проблема и задается вопрос, на который слушатели должны дать ответ. При этом верных ответов может быть несколько. Кейсы делятся на проблемные и ситуационные. Первые нацелены на то, чтобы сотрудники анализировали проблему и предлагали способы ее разрешения. Вторые направлены на то, чтобы слушатели нашли наилучшее решение.

Обучение посредством кейсов может проводиться как в индивидуальном порядке, так и по группам. Во время обучающего процесса сотрудникам закладываются те знания, которые необходимы на данный момент.

Есть много компаний, которые занимаются профессиональной разработкой кейсов и предлагают готовые пакеты современным предприятиям.

Корпоративное обучение персонала

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение сочетает разные способы донесения материала до слушателей, дает возможность одновременно освоить материал большой группой без значительных расходов на подготовку помещений, зарплату преподавателям. Материал для обучения состоит из модулей, которые каждый из сотрудников изучает в собственном темпе. Основной инструмент – ПК, который позволяет не только преподнести материал, но и осуществить проверку знаний посредством системы тестов.

Главная особенность дистанционного обучения заключается в том, что отсутствует прямое взаимодействие преподавателя с аудиторией. Обучение проходит в то время, которое удобно для сотрудников.

По завершении каждого блока и в конце всего курса обучения проводится проверка знаний. В дистанционном обучении для этого предусмотрено несколько средств, позволяющих создать и обработать тестовые задания соответственно со специфическими особенностями установленных задач. В быстроте обработки данных и заключается безусловное преимущество дистанционного обучения перед иными методиками.

Разработку курсов обучения необязательно поручать работникам фирмы. Есть много готовых продуктов, которые нужно просто адаптировать под решение определенных задач. Цена подобных курсов гораздо ниже расходов, которые можно понести, организуя лекции, семинары либо тренинги.

Обучение без отрыва от работы

Подготовка/переподготовка может осуществляться прямо на месте работы. Обучение на рабочем месте обеспечивает формирование навыков, которые необходимы, чтобы выполнять свои обязанности, при этом сотрудник не отрывается от своей текущей деятельности. Теоретические знания сразу же используются на практике. Производится разбор ошибок и корректировка действий. Основными методами считаются:

  • Инструктаж – сотрудник получает общую информацию, которая необходима для исполнения работы.
  • Наставничество – к сотруднику-новичку ставят наставника с опытом, который контролирует качество исполнения рабочих обязанностей.
  • Стажировка – сотрудник отрабатывает свои умения на практике после того, как изучает теорию в фирме либо учебном заведении.
  • «Делай как я» – сотрудник запоминает, что делает работник с опытом, после чего повторяет его действия.

Преимущества корпоративного обучения персонала

У руководителя и работников при применении современных программ обучения возникают такие преимущества:

  • Формируются новые знания и навыки, необходимые для работы, а также корпоративная культура.
  • Оперативно повышается квалификация, что необходимо при постоянно изменяющихся условиях работы.
  • Повышается эффективность деятельности персонала.
  • Находятся решения для проблем, которые актуальны для организации.

Множество фирм открывают свои центры обучения, так как понимают выгоду подобного решения. Главное – следовать стандартам корпоративного обучения.

Для обучения персонала желательно создание отдельного подразделения. Лишь в таком случае обучающий процесс будет максимально эффективен, позволит повысить конкурентоспособность предприятия.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.