Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Порядок привлечения и отбора персонала в организации

  • 23 ноября 2018
  • 85
Порядок привлечения и отбора персонала в организации

Вы узнаете:

  • Из каких этапов состоит процесс привлечения и отбора персонала.
  • Какие методы отбора персонала существуют.
  • Какие каналы привлечения персонала бывают.

Чтобы процесс привлечения и отбора персонала был эффективным, руководителю необходимо четко понимать специфику подбора кадров, которую мы рассмотрим в данном материале.

Этапы привлечения и подбора персонала

Процесс привлечения и отбора персонала в организации является многокомпонентным и состоит из нескольких этапов. Ниже рассмотрим подробно каждый из этапов.

Оценка ресурсов

Руководство компании оценивает текущее положение компании. В процессе выявляется, какие функциональные и бизнес-процессы выполняются не должным образом по причине отсутствия человеческих ресурсов. Определяется общая потребность предприятия в работниках, а также эффективность выполнения своих должностных обязанностей имеющимися сотрудниками.

Прогноз потребностей

На данном этапе более детально выявляются потребности предприятия в человеческих ресурсах. Происходит расчет количества работников и требуемого уровня их квалификации для того, чтобы реализовать поставленные цели.

Action-план

В результате анализа информации и собранных данных создаётся программа удовлетворения нужд предприятия в трудовых ресурсах. Здесь прописываются конкретные действия по подбору и привлечению персонала. План включает в себя мероприятия, начиная от поиска сотрудников и заканчивая действиями по их профессиональной и коллективной адаптации в компании.

Работа с кандидатами

По времени длительность данного этапа зависит от сложности и масштабов проведения кампании по привлечению персонала. Необходимо собрать резюме и другую информацию о кандидатах и предварительно оценить их содержание. Те данные, которые вызывают у вас подозрение, необходимо проверить. Затем провести первичный отсев неподходящих соискателей и пригласить оставшихся на предварительное собеседование. Это самый действенный способ отбора персонала. В нем могут принимать участие любые сотрудники компании и даже привлечённые.

Прием на работу

Затем происходит прием кандидатов на работу. Если эта позиция конкурсная, то необходимо сделать испытательный срок, по истечении которого будет сделан выбор в пользу того или иного кандидата. На данном этапе необходимо провести правильный инструктаж устраиваемых людей и разъяснить критерии, по которым будет оцениваться успешность их деятельности. Будущие сотрудники должны выполнять круг обязанностей в полном объеме, а иногда выполнять и задачи сложнее установленных.

Решение о найме

Заключающим и самым важным этапом отбора персонала является решение о принятии кандидата на работу. Важным моментом здесь является объективность тех лиц, которые принимают решение о зачислении работника в штат предприятия. Должна быть комплексная беспристрастная система оценки качеств кандидата: деловых, личных и пр.

В настоящее время в России начинает складываться следующая система подбора персонала: кандидатов оценивает не только с профессиональной точки зрения, теперь важно, чтобы человек соответствовал философии организации, ее традициям и ценностям. Поэтому на первый план выходят личностные качества, способность работать в команде, налаживать хорошие отношения с коллегами.

Методы привлечения и отбора персонала

Для привлечения и отбора персонала используются различные методы:

  • Комиссия оценки персонала. Создание специального центра оценки профессиональных, деловых и личностных качеств будущих сотрудников. Он может создаваться под конкретную кадровую кампанию. Состоять комиссия может из руководителей HR-отдела, руководителей подразделения, где будет работать сотрудник, а также из привлекаемых извне бизнес-консультантов и психологов.
  • Испытания. Практические действия по привлечению кандидата к реальным рабочим ситуациям и разрешению конкретных специфических проблем, подобные которым будут встречаться в дальнейшей трудовой деятельности на этой должности.
  • Тестирование. Тесты на профессиональную пригодность покажут уровень теоретических знания кандидата. Психологические тесты на общие способности позволяют выявить степень развития, интеллекта, внимания, памяти и других психических функций. С помощью тестов личности можно узнать уровень развития, мировоззрение человека, его достижения и другие биографические данные.
  • Интервьюирование. Это метод взаимодействия, при котором сбор всей необходимой информации об опыте работе, профессиональных компетенциях происходит посредством личного контакта. Это может происходить в формате вопрос-ответ или свободной беседы.
  • Специфические методы. Это может быть использование полиграфа или детектора лжи, комплексный медицинский осмотр, психоаналитические способы отбора. Какой метод применять, зависит от особенностей вакансии, на которую привлекается человек.

Использование различных методов и их комбинаций поможет выявить все данные о личности кандидата, его уровень профессионализма. Так вы предотвратите получение необъективных выводов и сможете выбрать наиболее релевантного сотрудника.

Тесты для собеседования с кандидатом

Редакция журнала «Генеральный директор» приготовила 3 теста, которые помогут вам выбрать лучших кандидатов на собеседовании. 

Смотреть тесты

Каналы привлечения персонала

Привлечение персонала может происходить по разным каналам. Каналы могут быть публичными или непубличными, внешними или внутренними. Предлагаем рассмотреть все возможные пути привлечения людей для закрытия вакансии в различных компаниях.

Рекомендации

Данный источник привлечения кандидатов эффективен, если у вас небольшая организация. Рекомендации в данном случае поступают от родственников, друзей, знакомых или людей, работающих в организации.

Этот канал характерен для бизнеса узкой специализации, где количество специалистов небольшое, а также, когда искать специалиста на рынке труда долго и неэффективно в финансовом отношении.

Данный метод имеет недостаток: давление авторитета зарекомендовавшего человека. Существует риск сделать выбор необъективно и взять на работу не лучшего кандидата. Но это можно компенсировать, если вы сделаете равные условия отбора для всех соискателей.

СМИ

Рекламирование вакансии в средствах массовой информации является одним из самых популярных и эффективных каналов привлечение кадров. Соискатели находят информацию о том, что в организацию требуется определенные вакансии и связываются с кадровой службой самостоятельно.

Если условно провести разделение СМИ, в которых публикуется информация о вакансиях, то это офлайн и онлайн каналы. Телевидение и радио практически не используются в качестве каналов привлечение персонала.

Офлайн каналы подразумевают размещение вакансий в печатных периодических изданиях. Они также бывают специализированные и общепрофильные.

Возможности использования офлайн каналов растут вместе с развитием интернета. Существует большое количество порталов по тематике трудоустройства. Компании могут там размещать объявления о вакансиях, а соискатели работы – резюме. Размещение вакансий офлайн является эффективным способом привлечь большое число кандидатов.

Чтобы от объявления была максимальная польза, а вы не тратили время на отбор претендентов, советует соблюдать определенные принципы написания информации о вакансиях:

  • Максимально кратко, но ёмко изложить требования к кандидатам.
  • Объявление должно размещаться на соответствующей площадке.
  • Разместите несколько разных описаний одной и той же вакансии и проанализируйте их эффективность.

Самостоятельные кандидаты

Это люди, которые ищут работу самостоятельно. Посылают резюме, звонят в интересующую их организацию. Разумеется у компании, куда обращаются соискатели, в данный момент может не быть потребности в новых кадрах. Но обращения таких людей стоит зафиксировать и при появлении вакансии привлечь их к отбору. Обычно обращения самостоятельных кандидатов связаны с высоким положением и престижем интересующей их компании.

Также для привлечения самостоятельных кандидатов можно проводить ярмарки вакансий, дни открытых дверей. Предприятие может участвовать в специализированных профессиональных выставках и эффективно привлекать самостоятельных кандидатов.

Службы занятости

Существует государственные и частные службы по подбору персонала. Государственные (биржи труда) регистрируют безработных граждан, собирают информацию о соискателях (биография, образование, опыт работы, предпочтения в работе).

Существует 2 способа привлечения человека к трудоустройству:

  • Организация сама обращается на биржу, получает данные о соискателях и приглашает на собеседование.
  • Биржа получает информацию по вакансиям и сама сообщает о появившихся вариантах соискателям.

Порядок привлечения и отбора персонала в организации

Вывод

Привлечение и подбор персонала − одни из важнейших задач отдела кадров предприятия. Правильно организованный процесс позволит найти и трудоустроить подходящих сотрудников, а также сэкономить издержки работы HR-службы предприятия.

Все это возможно только при комплексном подходе, когда каждому этапу привлечения и подбора персонала уделяется соответствующее внимание. Также важно знать методики и понимать, в каких случаях и каком сочетании их использовать.

Чтобы вся работа по организации привлечения и отбора персонала не была проведена впустую, важно выбрать и наладить правильные каналы привлечения кандидатов. Использовать только те, которые привлекут релевантных соискателей в необходимом количестве.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.