Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Аттестация и повышение квалификации персонала

  • 23 ноября 2018
  • 115
Аттестация и повышение квалификации персонала

Вы узнаете:

  • В чем особенности аттестации и повышения квалификации персонала
  • Какие ставятся цели и задачи при проведении аттестации.
  • Каких сотрудников аттестовать не обязательно, а кому аттестация положена по закону.
  • Какие используют методики аттестации и повышения квалификации персонала. 

Одним из главных ресурсов предприятия, обеспечивающих конкурентоспособность, является квалифицированный персонал. Поэтому проверка уровня квалификации и её повышение становятся основными действиями кадровой политики для улучшения человеческих ресурсов предприятия.

Мы расскажем, как грамотно провести аттестацию и повышение квалификации персонала, а также какие при этом можно использовать методики.

Особенности аттестация и повышение квалификации персонала

От квалификации и правильной оценки профессиональных качеств людей зависит общая эффективность использования человеческих ресурсов на предприятии и успешность его деятельности в целом.

Аттестация и повышение квалификации персонала – это комплекс мероприятий по диагностике, оценке и выявлению оптимальных способов профессионального роста сотрудников. В результате появляется реальная возможность оценить, соответствует ли человек той должности, которую занимает.

Оцениваются различные критерии для разных профессий, но практически всегда это:

  • уровень образования;
  • теоретическая подготовленность;
  • деловые навыки и качества;
  • дополнительные компетенции.

С помощью аттестации также можно диагностировать уровень внутреннего скрытого потенциала работника. Это в дальнейшем поможет, если вы собираетесь продвигать сотрудника по карьерной лестнице или расширить перечень его функциональных обязанностей. Также вы будете знать, квалификацию каких конкретно сотрудников необходимо повысить и в каком объеме. Это поможет подобрать подходящие курсы переподготовки, направить на обучение или провести соответствующие тренинги.

Цели и задачи аттестации и повышения квалификации персонала

Работа с персоналом, как и многие другие виды управленческих решений, оценивается по измеримой пользе для компании. Цели проведения аттестации персонала могут быть:

  • получение информации о том, соответствует ли количество денежных затрат на содержание работника той пользе, которую он приносит предприятию;
  • выявление правильности положения человека в организационной структуре организации, ориентируясь на его профессиональные навыки и компетенции;
  • оценка реальных возможностей сотрудника по выполнению определенных видов функциональных задач, а также выявление зон роста и имеющихся перспектив.

При проведении аттестации и повышения квалификации работников необходимо:

  • Сформировать из числа своих сотрудников сильный кадровый запас. С помощью мероприятий по аттестации и повышению квалификации происходит движение персонала в организационной структуре предприятия по вертикали. Так вы экономите на трудовых издержках по поиску и подбору внешнего персонала.
  • Оптимизировать процесс управления, повысить уровень ответственности и дисциплинированности. Если вы будете периодически проводить аттестации и повышение квалификации, то персонал будет стремиться к самообучению, будет выполнять свои должностные обязанности в полной мере.
  • Установить коммуникацию между управленческим составом и другими сотрудниками предприятия. Не только руководители смогут оперировать данными об уровне квалификации персонала, рядовые работники смогут объективно ознакомиться с уровнем своих возможностей. Человек сможет вовремя понять, что отстает от коллег по каким-то компетенциям, трезво оценить свою роль в общем трудовом процессе.

Как сэкономить деньги на обучении сотрудников

Что делать, если ухудшившееся финансовое положение компании вынуждает вас порезать бюджет на обучение сотрудников? Внедряйте культуру самообучения. Так вы сократите расходы на развитие персонала и сможете быстро реагировать на изменения рынка.

Подробнее о том, как это сделать, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать 3 способа

Кого необходимо аттестовать в обязательном порядке

От того, какие задачи ставятся перед аттестацией и повышением квалификации персонала, зависит, кого и в какой мере будет оценивать кадровая комиссия. Комплекс данных мероприятий может быть обязательным и необязательным.

Представим список должностей, аттестация которых обязательна и устанавливается государством. Во второй колонке запишем, каким нормативно-правовым документом регулируется данное требование.

Руководство государственных федеральных и унитарных учреждений

Пункт 2 статья 21 ФЗ №161 от 14 ноября 2002 г.

Пункт положения №234, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г.

Сотрудники, задействованные в гражданской службе и получающие заработную плату из федерального или регионального бюджета

 Статья 48 ФЗ №79 от 27 июля 2004 г.

 Пункт 1 Положения №110, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110

Сотрудники всех предприятий, деятельность которых связана с работой на железнодорожных путях общего сообщения: движение, маневрирование, сервис и пр.

Пункт 4 статьи 25 ФЗ №17 от 10 января 2003 г.

Работники авиационных служб, а также задействованные в авиаперевозках

Пункт 2 статьи 8 Воздушного кодекса РФ

Работники, обеспечивающие безопасность деятельности любых видов транспортных средств: наземных, железнодорожных, воздушных, морских.

Пункт 1 Положения № 13/11, утвержденного приказом Министерства Транспорта России и Министерства Труда России от 11 марта 1994 г.

Работники государственных и негосударственных образовательных учреждений (педагогические работники)

Пункт 1.1 Положения № 1908, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 26 июня 2000 г.

Пункт 1 Положения № 284, утвержденного приказом России от 6 августа 2009 г.

Сотрудники, задействованные в опасных производствах

Часть 2 статьи 9 ФЗ №116 от 21 июля 1997 г.

Таможенные работники

Статья 47 ФЗ №114 от 21 июля 1997 г.

Пункт 1 Положения № 1658, утвержденного приказом Федеральной Таможенной Службы России от 24 декабря 2008 г.

Необязательная аттестация может проводиться для работников, занимающих любые должности. Но если функционал сотрудника ограничивается повторением типичных действий и решением ограниченного набора задач, то аттестация и повышение квалификации не будут столь эффективны. Гораздо полезнее определять уровень квалификации работников, задействованных в деятельности, где есть возможность для творческих решений. Но решение проводить или не проводить аттестацию в любом случае принимает кадровое руководство компании.

Оценивать уровень квалификации можно как линейных руководителей, так и подчинённых (или групп подчинённых). Руководители оцениваются на способность управлять отделом и выполнять поставленные задачи. Подчиненные аттестуются для выявления способностей и перспектив роста.

По итогам обязательной или необязательной аттестации сотрудника, который не соответствует уровню квалификации, могут уволить (ст. 81 ТК РФ).

Тест для руководителей

Чтобы понимать, насколько вы эффективно управляете своей компанией и сотрудниками, предлагаем пройти тест, разработанный редакцией журнала «Генеральный Директор» специально для руководителей.

Пройти тест

Методики аттестации и повышения квалификации работников

Оценка квалификации персонала – это комплекс мероприятий, которые начинается с выбора персонала и методов аттестации, а заканчивается интерпретацией результатов. Далее мы перечислим и опишем методики, по которым можно проводить аттестацию и повышение квалификации персонала.

РМ

Данная методика подразумевает комплекс аттестационных мероприятий, в результате которых для конкретного работника будет спланировано возможное карьерное развитие на предприятии. При помощи методики можно оценить все категории работников и должностей в компании по различным критериям.

Метод состоит из постановки задач и обратной связи. Таким образом, аттестация может происходить постоянно, нужно только правильно определить временные промежутки.

Максимальным временем между постановкой задач и обратной связью от руководства является 1 год. Совместно оцениваются результаты работы и показатели успешности.

Затем составляются планы повышения квалификации для отдельных работников или групп, происходит выработка путей развития и повышения качества выполняемой работы.

МВО

Метод позволяет оценить результаты работы, определить список задач и направлений развития сотрудника, наметить персональные планы повышения квалификации. Также по результатам аттестации принимаются решения о структурных изменениях и подводится общая оценка результатов обучения сотрудников.

Аудитория данного метода – это руководители всех уровней и специалисты любых типов. Технология проведения аттестация подразумевает широкое интервьюирование и анкетирование, составление целей SMART и объяснение сотрудникам взаимосвязи между достижением целей компании и их личным благосостоянием. Используются различные формы взаимодействия и методические пособия, составляются индивидуальные планы развития.

Метод состоит из следующих этапов:

  • Разработка системы показателей, по которым будет определяться степень достижения целей.
  • Формирование SMART-карты для каждой должности сотрудников.
  • Создание системы распределения премий и определения правил достижений как отдельных сотрудников, так и групп.
  • Определение стандартов и форматов работы (интервью, анкеты, другие техники), разработка методических пособий.
  • Подготовка аттестационной комиссии к проведению и контролю процедуры аттестации.
  • Мониторинг эффективности аттестационного процесса, внесение корректировок.

В результате данного метода получается набор инструментов, которые можно использовать в будущем, адаптируя под отдельную ситуацию. Также появляется основа, чтобы планировать и прогнозировать карьеру сотрудников, формировать кадровый резерв предприятия. Формируется система показателей и трудовых коэффициентов. Чем более понятна и близка будет система работникам, тем выше будет уровень их трудовой мотивации в дальнейшем.

360 градусов

Данный метод является субъективным, но также имеет место на использование при аттестации персонала. Оценка выполняется людьми, которые постоянно взаимодействуют с работником. Данный метод может применяться как самостоятельный, но чаще используется как дополнение к основному.

Свое решение по оцениваемым компетенциям выносят: руководитель сотрудника, его подчиненные, коллеги и клиенты. Здесь будет играть большую роль личная симпатия.

Оцениваться могут различные навыки лидерства, умение работать как индивидуально, так и в команде, общительность, предприимчивость, решительность, профессиональная компетенция, адаптивность к нетривиальным задачам и пр.

Аттестация и повышение квалификации персонала

Вывод

Аттестация работников – это важный кадровый процесс. Полученные результаты непосредственно влияют на дальнейшее сотрудничество с работником. При получении высоких оценок за аттестацию работник соответствует той должности, которую занимает. При удовлетворительных результатах следует предложить сотруднику пройти повышение квалификации или перевести его на другую должность.

Руководителю проведения аттестации следует разбираться в понятиях оценки и повышения квалификации персонала, понимать, кого нужно аттестовать, а также разбираться в процедуре аттестации и оперировать различными методиками оценки персонала.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.