Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Всеобщее управление качеством

  • 28 ноября 2018
  • 76
Всеобщее управление качеством

Вы узнаете:

  • Каковы преимущества всеобщего управления качеством.
  • Что препятствует внедрению системы тотального управления качеством.
  • На каких принципах основывается система TQM.

Если есть проблемы с продажами и выполнением производственных планов, используйте принципы всеобщего управления качеством, чтобы обеспечить эффективную работу своей фирмы. Ознакомьтесь с ними подробнее, прочитав этот материал.

Тотальное управление качеством

ТQM (тотальное управление качеством) – метод постоянного увеличения качества работы организационных процессов бизнеса. Способ применим к коммерческим и производственным предприятиям. Он подходит и для бизнеса, который оказывает услуги. Идея методики заключается в улучшении качества продукции и услуг. Эта цель достигается путем повышения квалификации работников и оптимизации бизнес-процессов в организации.

Стратегия TQM делится на 2 механизма – контроль и повышение качества. Принцип их работы:

  • Контроль. Поддержание нормального уровня свойств и характеристик выпускаемой продукции. Механизм не дает клиентам повода усомниться в получении качественной услуги или товара.
  • Повышение. Цель методики в удержании приемлемого качества и в постоянном повышении. За эту функцию отвечает механизм Quality Improvements в составе TQM.

Плюсы всеобщего управления качеством

Методика тотального управления качеством имеет краткосрочные и долгосрочные преимущества. В сравнении с другими методами у TQM больше результатов в перспективе. Первые серьезные достижения появляются через 2-3 года после перехода на тотальное управление.

Преимущества TQM по сравнению с устаревшим авторитарным стилем руководства фирмой:

  • Ориентация на продолжительный и устойчивый результат, ведущий к развитию бизнеса.
  • Использование нововведений, инноваций и творческого подхода в управлении компанией.
  • Оптимизация ресурсов в контексте всей организации без разделения.
  • Наделение работников полномочиями – альтернатива авторитарному контролю над людьми.
  • Повышение производительности труда за счет повышения мотивации персонала.
  • Улучшение имиджа и репутации компании, выпускаемой продукции, брендов и торговых марок.
  • Увеличение прибыли бизнеса – достоинство, которое резюмирует все плюсы.

Первыми достоинства методики тотального управления качеством оценили японские предприятия и компании США. Организации, которые достигли успехов в использовании этой стратегии, получают специальные награды. Именно в США и Японии сосредоточено наибольшее количество крупных прибыльных предприятий.

Внедрение TQM в работу действующей фирмы сильно отражается на корпоративной культуре, сформированной за годы деятельности компании. Человеческий фактор – главное препятствие для перехода на новую стратегию тотального управления. Успех зависит от компетентности, от воли и лидерских качеств руководителей.

Как руководителю развить лидерские качества

Можно ли научиться быть лидером? Одни считают, что лидерские качества в человеке – это от природы, другие уверены, что их можно в себе воспитать. Джон Маэда в книге «Редизайн лидерства» сводит разные точки зрения.

Предлагаем вам узнать некоторые способы развития лидерских качеств в статье журнала «Генеральный Директор».

Узнать 5 способов

5 проблем внедрения TQM

Использованию методики тотального управления качеством препятствуют 5 серьезных проблем в организации бизнес-процессов. Если не устранить хотя бы одну из этих проблем, применение TQM будет невозможно, как и дальнейшая работа компании в ближайшие месяцы. Эти проблемы устраняются в любой последовательности:

  • Утечка кадров. Если из фирмы регулярно увольняются работники, это свидетельствует о серьезных недостатках организационной структуры. Грамотное руководство стимулирует труд сотрудников. Применяются способы формирования единой команды, каждый участник должен понимать важность своего участия в жизни организации. Привлекаются специалисты для создания мотивации.
  • Недальновидность. Бизнес, руководители которого ориентированы на получение краткосрочного результата, обречен на банкротство. То же самое касается и сотрудников, которые привыкли получать быстрые выгоды и не приспособлены работать на перспективу. Задача руководства – убедить персонал в том, что продолжительный стабильный рост – лучше, чем краткосрочные мелкие выгоды.
  • Управление главной линией. Менеджмент, ориентированный на контроль за цифрами, никогда не будет эффективным. На управляющих должностях должны работать специалисты, которые понимают бизнес-процессы. Вовлеченные в работу менеджеры знают, из-за чего возникают проблемы, как бороться с предприятиями.
  • Отсутствие стратегии. Если руководство компании не разработало последовательность корпоративных целей, об эффективном управлении речи не идет. Сотрудники не имеют мотивации к работе, что не способствует развитию бизнеса. У компании должен быть четкий стратегический план, поделенный на небольшие цели с конкретными сроками.
  • Упор на количественные оценки. Система отчетов, рейтингов и обзоров достижений часто приводит к нездоровой конкуренции внутри штата компании. Сотрудники работают не для совместного достижения целей, а чтобы выделиться на фоне коллег. В этой ситуации руководство обязано отойти от системы количественных показателей к индивидуальной оценке эффективности каждого отдельного работника.

Переходите к внедрению тотального управления качеством только после решения описанных выше проблем. В противном случае применение принципов TQM не покажет должного результата.

Всеобщее управление качеством

14 принципов работы TQM

Американский ученый и статистик Уильямс Эдвард Деминг разработал 14 главных принципов внедрения TQM в работу предприятия. Эти правила легли в основу работы тысяч компаний. За разработки в сфере менеджмента Деминг получил национальную медаль США, и орден Священного Сокровища 2 степени от японского императора.

В рамках реализации TQM – всеобщего управления качеством – руководство компании внедряет эти принципы:

  • Установка соответствия целей с планом увеличения качества. Это первый этап, в рамках которого высшие руководители фирмы разрабатывают и доступно доносят цели до подчиненных. Это должны быть четкие задачи с конкретным сроком исполнения. Вместе с описанием целей формируется план их достижения.
  • Принятие нового отношения к качеству управления. Все сотрудники компании принимают новую философию TQM. Дефектная продукция никогда не поступает заказчику, независимо от того, возникли дефекты на производстве или нет.
  • Изменение целей проведения инспекций и проверок. При правильном подходе мероприятия проводятся для выявления слабых сторон продукта, улучшения бизнес-процессов и уменьшения затрат. Если качество товаров высокое, потребности в частых инспекциях нет.
  • Правильный подход к выбору поставщиков. Устраняется зависимость подбора производителей от цены их предложений. Вместо этого создается акцент на минимизации полной стоимости проекта, а не затрат на закупку отдельных материалов. Берется ориентир на поиск постоянных и проверенных поставщиков.
  • Непрерывное улучшение контроля качества. Ошибочно полагать, что у оптимизации управления есть какие-либо этапы и завершение. Это постоянный процесс, остановка которого приводит к неизбежной деградации системы.
  • Повышение компетентности новых сотрудников. Используются только методики формального обучения. Повышение квалификации новичков в процессе перехода на TQM неэффективно.
  • Повышение компетентности руководящего состава. Специалисты менеджмента дают поручения подчиненным, и оказывают поддержку в работе. Это невозможно, если руководители плохо обучены или не имеют лидерских качеств. Проблема решается обучением руководящих лиц.
  • Формирование доверительной атмосферы в коллективе. Этому мешает страх увольнения, связанный с чрезмерным использованием количественных показателей эффективности работы. Работникам следует достигать конкретных целей, а не получения хорошей оценки.
  • Организация взаимодействия между подразделениями. Разные отделы фирмы должны работать над совместным достижением корпоративных целей. В компании с неудачным управлением подразделения вовлечены в бессмысленную конкуренцию, которая значительно затормаживает развитие организации.
  • Отказ от абстрактных мотивирующих лозунгов. Пустые призывы к улучшению качества – это серьезный демотиватор для работников и повод к возникновению конфликтов. Вместо требований руководство должно предоставить персоналу подробный план с целями и методами достижения поставленных задач.
  • Минимизация количественных показателей. Компания, которая придерживается TQM, ставит повышение реального качества услуг выше стремления получить красивые цифры на бумаге. Стратегия всеобщего управления подразумевает отказ от численных оценок продуктивности работы сотрудников.
  • Отмена рейтинговых оценок достижений. Методика TQM – сотрудники нацелены не на повышение абстрактных рейтингов, а на развитие собственного мастерства. Это положительно сказывается на мотивации работников и желании выполнять поставленный руководством план.
  • Стимулирование программ повышения квалификации и переквалификации. Принцип направлен на сотрудников со стажем. Грамотное руководство не экономит на обучении и привлекает ведущих специалистов/консультантов.
  • Постоянное преобразование. Каждый работник компании должен иметь заинтересованность пусть и в медленном, но непрерывном улучшении качества работы. Для контроля процесса создается информационный центр с оповещением персонала о процессе преобразования.

Внедрение перечисленных принципов тотального управления качеством – профилактика пяти проблем, о которых сказано выше. Эти правила составляют основу методики TQM и обязательны к применению.

Всеобщее управление качеством

Заключение

Тотальное управление качеством – стратегия, ориентированная на получение долгосрочных выгод. Для достижения результатов пройдет не один месяц, но ожидание будет оправданным.

Методика TQM ориентирована на постоянное использование новшеств в сфере менеджмента, поэтому не устаревает. Это одна из немногих причин перейти на тотальное управление качеством.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.