Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Обучение и развитие персонала: рекомендации по применению теории на практике

  • 28 ноября 2018
  • 93
Обучение и развитие персонала: рекомендации по применению теории на практике

Вы узнаете:

  • Каковы цели обучения персонала.
  • В чем преимущества обучения персонала для заинтересованных сторон.
  • Какие применяются виды профессионального обучения.
  • Как правильно разработать и реализовать программу обучения и развития сотрудников компании.
  • Каковы основные методы внутрифирменного профессионального обучения работников.
  • Каковы методы профессионального развития и обучения сотрудников вне фирмы.

Грамотно разработанная и реализованная система обучения сотрудников – это эффективный способ улучшить качество предоставляемых компанией услуг или выпускаемых товаров. Такие системы часто используются в практической деятельности, так как позволяют при небольших затратах повысить конкурентоспособность компании.

Разберемся, как правильно разработать и реализовать программу обучения и развития персонала своей компании.

Особенности системы обучения и развития персонала

Характерной особенностью современного бизнеса выступает постоянное изменение условий для его ведения, что связано как с появлением новых технологий, так и с большим количеством внешних факторов, влияющих на деятельность конкретной компании.

Одним из способов адекватного реагирования на это является обучение и развитие персонала в организации, позволяющее сотрудникам получать необходимые для работы в новых условиях профессиональные навыки и знания.

Система обучения и развития персонала представляет собой комплекс мероприятий, проводимых компанией и направленных на совершенствование профессиональных умений, навыков и знаний работников, которые необходимы для выполнения ими должностных обязанностей.

Цель обучения и развития сотрудников

Основной целью обучения выступает повышение квалификации сотрудников предприятия и, как следствие, качества производимой продукции или предоставляемых услуг.

Немаловажной дополнительной задачей, которую также призвано решать обучение и развитие сотрудников, является создание условий для их дальнейшего карьерного роста. Это необходимо как самим работникам, так и компании в целом.

Любой, кто перестает учиться, стремительно стареет. При этом не имеет значения, сколько ему лет – 20 или 80.
— Генри Форд

Преимущества системы обучения и развития персонала

Разработка и реализация различных мероприятий по профессиональной подготовке сопровождаются очевидными преимуществами как для предприятия, так и для самих работников. Главными плюсами компании в подобной ситуации выступают:

  • получение квалифицированных сотрудников, обладающих способностью к принятию грамотных и самостоятельных решений;
  • уменьшение текучки кадров;
  • формирование резерва для продвижения на руководящие должности;
  • уменьшение расходов, связанных с необходимостью поиска подходящих специалистов на рынке рабочей силы;
  • мотивация персонала на дальнейшее повышение квалификации.

Главными положительными результатами обучения и развития сотрудников для персонала являются:

  • повышение собственной квалификации, что положительно сказывается как на дальнейшей карьере, так и на спросе на специалиста на рынке труда;
  • увеличение заработной платы, что является следствием более качественного выполнения должностных обязанностей;
  • отсутствие опасений потери работы, так как квалифицированному сотруднику намного проще трудоустроиться;
  • повышение статуса сотрудника в иерархии предприятия и т.д.

Как сэкономить деньги на обучении сотрудников

Что делать, если ухудшившееся финансовое положение компании вынуждает вас порезать бюджет на обучение сотрудников? Внедряйте культуру самообучения. Так вы сократите расходы на развитие персонала и сможете быстро реагировать на изменения рынка.

Подробнее о том, как это сделать, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать 3 способа

Виды профессионального обучения и развития персонала

Принято выделять несколько классификаций применяемых на практике видов профессионального обучения и развития. По месту проведения подобных мероприятий различают:

  • Внутрифирменное обучение. Организуется на предприятии, при этом используются внутренние ресурсы компании. Может осуществляться на рабочем месте и в специально отведенных помещениях, без прекращения выполнения должностных обязанностей. Плюсы такого подхода – минимум необходимых финансовых расходов, максимальный учет специфики конкретной компании. Недостатки – низкая квалификация наставников и отсутствие свежих идей.
  • Внешняя профессиональная подготовка. Приглашение для обучения и развития персонала специализированной аутсорсинговой компании. Такой подход к повышению квалификации и развитию сотрудников требует существенных затрат, но обеспечивает более высокий и основательный уровень подготовки.

Правильная и эффективная система обучения и развития персонала должна оптимальным образом сочетать оба вида профессиональной подготовки сотрудников в зависимости от места ее проведения.

Незнания нельзя стыдиться. Нужно стыдиться отсутствия тяги к знаниям.
— Бенджамин Франклин

Альтернативный вариант классификации обучения и развития работников компании предусматривает 3 вида деятельности:

  • Профессиональная подготовка. Проводится в том случае, когда необходимые для выполнения должностных обязанностей навыки и знания у работника отсутствуют.
  • Переподготовка. Необходимость в этом виде обучения возникает при изменении требований, предъявляемых к работнику, или при переводе его на другую должность.
  • Повышение квалификации. Предусматривает предоставление сотруднику новых знаний или обучение дополнительным навыкам, которые необходимы в связи с изменившимися условиями работы и квалификационными требованиями к должности.

Пошаговая инструкция по организации системы обучения и развития персонала

Чтобы система обучения и развития персонала была эффективной и полезной для практической деятельности предприятия, необходимо серьезно подойти к процедуре ее разработки и последующей реализации.

Рекомендуется действовать в соответствии со следующей инструкцией:

  • Определение целей. Необходимо четко сформулировать главные задачи, которые должны быть решены в ходе профессионального обучения сотрудников.
  • Выбор вида и формата обучения. Современные информационные технологии существенно расширили возможные варианты профессионального обучения, добавив к традиционным дистанционные способы в виде вебинаров и других подобных форматов.
  • Определение обучающей программы и выбор тренера. Стадия, непосредственно влияющая на итоговую результативность обучения. Допускается как самостоятельная разработка необходимых образовательных курсов, так и использование уже готовых. В качестве наставника могут приглашаться действующие сотрудники компании или специалисты со стороны.
  • Составление графика профессионального обучения. Эффективная система обучения и развития персонала должна охватывать большую часть или абсолютно всех сотрудников компании. При этом следует минимизировать негативные для предприятия последствия отвлечения работников от выполнения должностных обязанностей.
  • Анализ результатов подготовки персонала. Результативность проведенных образовательных мероприятий выявляется при помощи аттестации сотрудников и осуществления различных дополнительных тестов. При этом следует обращать внимание на то, какие именно курсы и программы дали наибольший эффект.
  • Внесение корректировок в систему обучения. Программа повышения квалификации и развития персонала становится эффективной только в том случае, если реализуется постоянно. Для повышения отдачи от ее реализации необходимо вносить оперативные изменения, зависящие от результатов уже проведенных мероприятий.

Обучение и развитие персонала: рекомендации по применению теории в практической деятельности организации

Методы профессионального обучения и развития персонала внутри фирмы

Организация внутрифирменной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников компании не требует серьезных финансовых расходов. При этом обычно используются методы:

  • Обучение примером. Самый простой способ, предусматривающий наблюдение за работой более опытного и квалифицированного сотрудника. Важно не просто копировать его действия, а понимать решаемые при этом задачи.
  • Инструктаж. До сотрудника доводятся основные сведения о предстоящей работе и правилах ее выполнения. Несмотря на кажущуюся рутинность и повседневность подобных процедур, их осуществление является полезным при вступлении в новую должность или изменении перечня выполняемых обязанностей.
  • Наставничество. Более эффективная и разносторонняя форма обучения примером. Предусматривает повышение квалификации сотрудника непосредственно на рабочем месте за счет постоянного общения с наставником и поддержки с его стороны.

Приобретайте лучших людей и хорошо их обучайте.
— Чарльз Меррилл, американский финансист

  • Ротация. Под ротацией понимается временный перевод сотрудника на другую должность. Это позволяет получить новые профессиональные знания и умения, а также лучше понять структуру предприятия и действующие механизмы взаимодействия между отдельными подразделениями и работниками.
  • Делегирование. Процедура делегирования полномочий предусматривает их передачу для решения конкретной задачи или проблемы. При этом от сотрудника требуется более высокий уровень квалификации, чем был необходим ранее.
  • Постепенное усложнение заданий. Эффективная форма обучения, предусматривающая поручение работнику разовых задач, сложность которых постепенно увеличивается. В результате повышаются его квалификация и профессиональные навыки.

Методы профессионального обучения и развития персонала за пределами компании

Наиболее часто на практике применяются такие методы обучения и развития персонала:

  • Лекции и семинары. Стандартная форма обучения. При этом лекции предполагают предоставление теоретических знаний тренером, а слушатели выступают пассивными получателями информации. Семинары сопровождаются коллективным обсуждением проблемы и совместным поиском ее решения.
  • Деловые игры и тренинги. Главной особенностью подобных видов обучения выступает моделирование различных практических ситуаций. Участники тренинга или деловой игры могут решать поставленные перед ними задачи индивидуально и работая в группе.
  • Самостоятельное обучение. Простая и при этом достаточно эффективная форма самообразования. Наилучший результат достигается в том случае, если в обучении принимает участие опытный наставник, способный помочь правильно выбрать дальнейшее направление образования.

Как тренинги могут разрушить бизнес

Иногда ущерб от тренингов может исчисляться не только денежными затратами и потраченным впустую временем, но даже потерей бизнеса.

Поэтому мы советуем вам ознакомиться с различными ошибками, которые точно не стоит допускать при организации и проведении тренингов в своей компании. Их вы найдете в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Читать статью...

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.