Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Этика и культура делового общения

  • 11 декабря 2018
  • 90
Этика и культура делового общения

Вы узнаете:

  • Зачем нужен деловой этикет.
  • Как составить грамотное деловое письмо.
  • Какие правила коммуникации стоит применять в деловом общении.
  • Как вести переговоры, согласно нормам этики делового общения.

Рассказываем, как вести себя в рамках делового сотрудничества и почему соблюдение норм этики делового общения – основа успешного ведения бизнеса.

Этика деловых коммуникаций

Грамотное общение позволяет легче установить взаимопонимание с коллегами и партнерами, что создает устойчивые деловые отношения. Нормы культуры делового общения предполагают соглашение о том, что принято в коммуникациях, а что нет.

Этика делового общения – это совокупность формальностей в конкретных ситуациях. Основы такой культуры общения просты: грамотно и стилистически правильно общаться, не использовать вульгарные слова и нецензурные выражения, исключить слова-паразиты и быть вежливым.

Владение речевым этикетом и манерами помогает приобрести авторитет и уважение со стороны коллег, подчиненных, клиентов и партнеров.

Также важен внешний вид, одежда и умение правильно себя подавать в общественных местах в разных ситуациях. Человек, который одет со вкусом и ведет себя достойно, определенно произведет приятное впечатление.

Управление эмоциями – это сильный инструмент в деловом общении. Не стоит показывать собеседнику негатив. Всегда можно разрядить обстановку обычной улыбкой.

Этикет – это богатство и его надо умело использовать как средство эквивалентного обмена. Тот, у кого хорошие манеры, может извлечь из этого большую пользу, укрепив свою репутацию, а это равносильно обладанию рекомендательными письмами на все случаи жизни.
— Ф. Бэкон

Деловая переписка

Часто установление первого контакта происходит не при личной встрече, а с помощью переписки. Именно здесь уже следует проявить знания этики деловых коммуникаций.

Деловое письмо должно быть безупречным. Желательно писать его на фирменном бланке. Чем официальнее бланк, тем официальнее тон письма.

Первое правило делового письма – начинайте с благодарности. Например, «Большое спасибо, что уделили время…» или «Для меня было удовольствие встретить Вас…». Это покажет, что на первом месте стоит читатель, а вы доброжелательны и любезны.

В деловой переписке необходимо обращаться к получателю по имени и ставить личную подпись.

Язык в деловом письме должен быть лаконичным: рационально построенные предложения, отсутствие «воды» и избыточной информации.

Пример делового письма с поздравлением:

Этика и культура делового общения

Соблюдение норм этики делового общения также необходимо и в неформальной обстановке.

Основы этики делового общения

Бизнес строят не только на экономике, но и на этике. При освоении рынка бизнесмены должны понимать, что всего 10-15 % добиваются поставленных целей. Чаще всего остальные просто пренебрегают культурой общения и тем самым портят отношения с партнерами по бизнесу, что негативно сказывается на дальнейшем успехе.

Основные правила этики делового общения:

  • Пунктуальность. Опоздание говорит о том, что на человека не стоит полагаться. Деловые люди всегда четко знают, сколько времени уйдет на ту или иную задачу. Часто получается, что на задачу требуется больше времени, чем было запланировано. Поэтому на выполнение работы стоит брать время с запасом.
  • Коммерческая тайна. Все сотрудники обязаны хранить в секрете дела компании.
  • Уважение к партнерам. Будьте терпеливы и уважайте других, это поможет вам лучше понять людей, чтобы подняться выше по карьерной лестнице и остаться авторитетным человеком.
  • Дресс-код. Если ваш внешний вид будет соответствовать окружению на службе и одновременно демонстрировать ваш вкус, вы быстро завоюете общее признание.
  • Грамотная речь. То, как вы разговариваете и пишете, отражает ваше воспитание. Все должно быть изложено грамотным языком. Освойте искусство риторики – это напрямую влияет на ваш образ и увеличивает шансы на успешное совершение сделки. Также следите за интонацией и дикцией, не используйте жаргон и учитесь слушать.

Стандартные нормы профессиональной этики делового общения:

  • Приветствие. Будьте инициативны при приветствии. Сначала требуется поздороваться с женщиной, но женщина первой должна протянуть руку. Младший первым здоровается со старшим, подчиненный – с боссом, тот, кто входит – с тем, кто уже присутствует, вне зависимости от положения.
  • Обращение. Большое внимание стоит уделить обращению. Если правильно подобрать его форму, тональность и настроение, то можно существенно повлиять на дальнейшие отношения. Есть определенные формы обращений, которые рекомендуют к употреблению. Например, «Извините, пожалуйста», «Будьте любезны», «Позвольте».
  • Комплименты. В деловом общении комплименты – это вежливость, которой должно заканчиваться каждое деловое письмо.
  • Сопереживание. Если вы будете зациклены сами на себе, вам будет сложнее понять желания и чувства собеседника. Старайтесь внимательно слушать, и тогда будет намного легче прийти к взаимовыгодному решению.
  • Прощание. Дружелюбное и уважительное прощание обязательно оставит о вас положительное впечатление. В прощании вы можете показать, как приятно вам было общаться, что вы будете рады дальнейшему контакту. Это даст понять собеседнику, что он вам приятен.

Этика и культура делового общения

Особенности этики делового общения с партнерами из Китая

Сегодня Китай оказывает большое влияние не только на развитие евроазиатского континента, но и всего мира. Если раньше китайцы экспортировали «землю», выращивая на ней рис и тутовые деревья, то сейчас они активно вывозят «рабочую силу», продавая продукцию по всему миру. 

Поэтому важно уметь находить подход к китайским партнерам. При этом этика делового общения в Китае несколько отличается от привычных этических норм, например, в Европе.

Из статьи журнала «Генеральный Директор» узнайте, какие именно особенности китайского делового этикета и языка общения стоит учитывать.

Узнать 5 особенностей

Противоречия в знании этики делового общения и применении на практике

Суть делового общения – соответствие не только определенному виду коммуникации, но и отсутствие противоречий во взаимоотношениях или в поведении людей.

В любом правиле могут быть исключения. Также правила могут нарушаться.

Пример: рано или поздно кто-нибудь из ваших друзей или родственников поинтересуется, нет ли свободной вакансии в вашей компании. Допустим, вакансия действительно есть, но вы понимаете, что человек не подходит в качестве сотрудника на эту должность.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения друга/родственника, то вам будет трудно отказать. Но если смотреть с точки зрения сотрудника, следует сразу отказать и объяснить ситуацию.

Также можно помочь ему устроиться на работу, но четко объяснить, что придется уволиться, если человек не справится с обязанностями. С одной стороны, вы помогли человеку, а с другой – не взяли на себя никаких обязательств.

Для того чтобы создать себе хорошую репутацию, требуется двадцать долгих лет. Чтобы испортить ее, достаточно пяти минут. Если вы поймете это, то начнете вести себя по-другому.
— У. Баффет

Этика и культура делового общения – это результат длительного отбора правил и форм успешного поведения для достижения установления долгосрочного сотрудничества. Она включает в себя четкое соблюдение всех норм и культуры поведения, где во главу ставится уважение к личности другого человека.

Воспитанный предприниматель сможет одинаково уважительно относиться как к министру, так и к уборщице. Если общение искреннее и дружелюбное, это поможет любому бизнесмену сохранить лицо и быть уважаемым человеком, с которым хочется общаться в дальнейшем.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.