Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Как внедрить систему управления качеством на предприятии

  • 7 декабря 2018
  • 250
Как внедрить систему управления качеством на предприятии

Вы узнаете:

  • Зачем внедрять систему управления качеством на предприятии.
  • Из каких этапов состоит внедрение системы управления качеством.
  • Как внедрить систему менеджмента качества в деятельность компании.

Внедрение системы управления качеством помогает предприятиям стандартизировать свою управленческую деятельность под общепризнанные стандарты ISO 9001.

Цели внедрения системы управления качеством

С помощью системы управления качеством предприятия можно решить различные задачи, которые в дальнейшем приведут к экономическому росту компании. Система поможет стабильно выпускать продукцию и контролировать её качество. Также это способствует повышению объемов производства, выходу на новые рынки сбыта.

Повышение качества выпускаемой продукции делает возможным продавать её дороже, увеличивает общую конкурентоспособность предприятия, а также стабилизирует финансовое состояние организации. На каждом этапе жизненного цикла продукции существуют свои требования системы качества. Все изменения производятся поэтапно.

Внедрение системы качества на предприятии затрагивает не только товарно-производственную сферу. Также это касается установления высокого уровня сервисного обслуживания для предприятий, деятельность которых связана с предоставлением услуг. Сюда могут относиться: обслуживание клиентов, количественные и качественные стандарты работы. Также система управления качеством регулирует менеджмент предприятия. Она позволяет оптимизировать руководство людьми и процессами на предприятии. В дальнейшем качество принимаемых управленческих решений возрастет, отдача от бизнес-процессов повысится.

Этапы разработки и внедрения системы управления качеством

Анализ и подготовка

Для постановки корректных целей и достижения необходимых результатов нужно знать существующее положение на предприятии. Всему этому предшествует составление подробного плана с указанием того, чего необходимо добиться в результате внедрения системы управления качеством.

Первым шагом является составление соответствующей документации. Кроме документации по проекту, это должен быть приказ руководителя, в котором должны быть указаны цели проекта, ответственные лица за внедрение и состав участников.

Выбор главного ответственного лица должен осуществляться по критериям реального властного воздействия и наличия свободных временных ресурсов для руководства проектом.

Рабочая группа реализации проекта не должна быть многочисленной. Для предприятий, где работает до 100 человек, достаточно 6-8 участников. Руководитель группы должен иметь полномочия на взаимодействие со всеми отделами компании, так как по ходу работы будет возникать потребность в широких коммуникациях с разными структурами предприятия.

Затем необходимо ознакомиться со всеми стандартами и требованиями системы качества ISO 9000 и обучить рабочую группу. Без детального ознакомления нельзя будет провести анализ деятельности и существующей ситуации.

После этого проводится анализ текущего положения предприятия. Сравниваются существующие порядки работы и стандарты качества с теми, которые предлагает система ISO 9001. Данные можно собирать с помощью наблюдения за бизнес-процессами, проведения сравнительных анализов, а также анкетирования персонала разного уровня.

В результате мы имеем информацию о бизнес-процессах предприятия (обеспечительные и основные). На основании этого можно сделать вывод, какие из них требуют модернизации. В процессе сбора информации выявляются несовершенства в системе регламентирующей документации.

Разработка документов и изменения процессов

В ходе этого этапа разрабатывается документация и вносятся изменения в порядок работы персонала и бизнес-процессы. Эталоном является международный стандарт ISO 9001, устанавливающий требования к системам качества.

Сначала необходимо спроектировать систему: какие основные процессы будут включены в систему, как она будет функционировать и расширяться в будущем. Это может быть сделано на примере одного какого-то процесса, товара или услуги. Когда будет разработана и внедрена система для одного процесса, товара или услуги, то в дальнейшем можно будет перенести позитивный опыт на другие. Строить систему управления качеством необходимо постепенно, увеличивая её масштаб и сферу применения.

Затем нужно определить и документально зафиксировать все бизнес-процессы предприятия. Для этого сначала необходимо произвести данную операцию с имеющимися процессами, входящими в область системы качества. Затем стоит создать то же самое, но только со внесенными изменениями.

Внесение любых изменений задевает интересы сотрудников предприятия. Чтобы изменения стандартов работы были восприняты позитивно, необходимо разъяснить сотрудникам, в чем преимущества данного процесса, какие выгоды от этого получат предприятие и отдельный работник конкретно. Для выполнения этого условия нужно, чтобы рабочая группа по внедрению системы управления качеством обладала реальными административными полномочиями и соответствующей квалификацией. Если люди увидят быстрые позитивные изменения, то с большим доверием будут относиться к данным нововведениям. В этом случае вам важно выстроить правильную систему документации и эффективно спланировать изменения в бизнес-процессах.

Последним шагом является составление подробной документации. Данная документация называется «карта процессов». В ней подробно отражается каждая бизнес-процедура и ее последовательность. Для каждой отдельно расписывается порядок получения и отдачи данных, критерии качества. Карта процесса должна быть составлена таким образом, чтобы любой сотрудник мог осознать свое место в цепочке процессов и четко понимал, что от него требуется. Дополнительно для этого создаются регламенты обязательных процедур, изменяются должностные инструкции и пр.

Лучше всего проводить процесс разработки документации и вносить изменения в существующую систему параллельно. Внедрение должно сопровождаться обучением персонала. Процесс тестирования осуществляется силами рабочей группы проекта по внедрению системы качества.

Как внедрить систему ISO 9001: алгоритм

Каким предприятиям необходимо внедрение системы ISO 9001? Какие существуют критерии внедрения данной системы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье по ссылке.

Также редакция журнала «Генеральный Директор» подготовила пошаговый алгоритм внедрения системы ISO 9001 в бизнес-процессы вашей компании. 

Смотреть алгоритм

Аудит и доработка системы

После составления документации и запуска работы системы качества необходимо провести аудит и на основании его результатов доработать систему. Цель данного этапа: подготовить работу системы качества для сертификации. Здесь также происходит получение необходимого в дальнейшем аудиторского опыта уполномоченными на то сотрудниками.

Сначала следуют провести подготовку и правильно спланировать аудит. Для этого из числа рабочей группы и привлеченных специалистов составляется команда аудиторов. Затем по каждому подразделению, которое в дальнейшем войдет в перечень сертификационного аудита, составляется программа проведения и план проверки. Должны быть подготовлены необходимые опросники. Последним этапом будет издание приказа об аудите и установление сроков его проведения.

После этого аудиторы ведут проверку сотрудников: насколько те поняли информацию, изложенную в картах процессов, как выполняют новые процедуры. В ходе каждого интервьюирования и тестирования должны выявляться несоответствия. Каждое нарушение должно фиксироваться и по нему составляться протокол. Также проверяется, находиться ли на рабочих местах документация, ведутся ли соответствующие записи и пр.

Когда собрана вся информация, то производится подготовка отчета об аудите. Группа, ответственная за проведение аудита, подготавливает заключения по каждой области, в которой была осуществлена проверка. Обязательным условием является составление статистики. Затем отчет визируется главные лицом по внедрению системы качества и предоставляется руководству организации, которая выносит решение о готовности или неготовности предприятия к сертификации по стандартам ISO 9001.

Вместе с руководством подразделений и отделов, где были выявлены несоответствия и нарушения системы качества, аудиторы подготавливают корректирующий план. В этом случае ответственность возлагается на руководителей тех отделов или подразделений, где были выявлены несоответствия.

После этого все недочеты должны быть исправлены, и через некоторое время команда аудиторов устраивает повторную проверку, обращая особое внимание на выявленные в прошлом несоответствия. Все корректирующие меры должны быть эффективны и реально внедрены в поле деятельности.

Сертификация

Чтобы ваша система управления качеством была лицензирована, вам нужно получить соответствующие сертификаты. Для этого вам следует подготовить ряд документов для предоставления в сертифицирующий орган:

  • Заявление на сертификацию.
  • Расширенную документацию по картам процессов.
  • Политику компании в сфере качества.
  • Внутренние регламенты и инструкции.

Затем в установленный законом срок сертифицирующий орган проверяет все представленные документы. На этапе экспертной оценки может происходить очное ознакомление сотрудников сертифицирующего органа с системой качества на предприятии. По итогам экспертизы фиксируются несоответствия между стандартами и имеющейся системой управления качества. Чаще всего ни одна компания не может пройти сертификацию с первого раза. В таком случае сертифицирующий орган предоставляет протоколы несоответствий и дают срок на их устранение. Задача предприятия – внедрить элементы системы управления качеством, которые не соответствовали, в деятельность предприятия и подать повторное заявление.

Когда все несоответствия исправлены, то происходит сама сертификация. Предприятие получает сертификат о том, что его деятельность подходит под стандарты управления качеством по системе ISO 9001. Назначается график и периодичность повторных аудитов, которые будут подтверждать сертификацию.

Как внедрить систему управления качеством на предприятии

Вывод

Внедрение системы управления качеством даст предприятию большие преимущества. Кроме того, что это оптимизирует бизнес процессы, это является большим плюсом к имиджу и репутации предприятия.

Но каждый руководитель, который запланировал внедрение такой системы у себя на предприятии должен понимать, что это сложный процесс. Для его реализации требуется большие человеческие и временные ресурсы, а также выполнение конкретных поэтапных действий.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.