Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Регистрация торговой марки: инструкция для руководителя

  • 26 декабря 2018
  • 77
Регистрация торговой марки: инструкция для руководителя

Вы узнаете:

  • Зачем нужны торговые марки и какая организация занимается регистрацией заявок.
  • Какие преимущества дает зарегистрированный товарный знак.
  • Сколько этапов включает процесс регистрации.

Зачем нужна торговая марка

Компании в попытке заслужить известность среди покупателей продвигают свои товары с помощью различных маркетинговых решений. Одно из них – брендирование. Торговая марка, служащая отличительным знаком товара от аналогичного у конкурентов, является совокупностью художественно-графического оформления, названия и дополнительной текстовой информации.

Фирменный знак, он же «товарный знак» или «знак обслуживания», является охраняемой интеллектуальной собственностью и обладает уникальностью. Его не имеет права использовать без разрешения никакая другая компания.

Данный объект интеллектуальной собственности охраняется законом согласно главе 76 ч. 4 ГК РФ, однако обязательным условием для этого является наличие его регистрации.

Регистрация торговой марки производится в единственной в России организации федерального значения – Роспатенте. Для обращения напрямую в данную организацию необходимо быть юридическим лицом, кроме того, требуется собрать объемный пакет документов. Заявку может подать аккредитованный патентный поверенный или доверенное лицо, имеющее соответствующие документы. Многие компании предпочитают привлекать посреднические фирмы и юристов соответствующей специализации.

Важно: утвержденный в Роспатенте знак действителен только на территории Российской Федерации.

Общие правила регистрации торговых марок в России запрещают их оформление на физическое лицо. Бизнесменам, запускающим новую компанию, следует ознакомиться со статьей 1483 ГК РФ, где представлены обозначения, регистрация которых запрещена.

Компаниям, планирующим выйти на международные рынки, следует обратиться в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности).

Регистрация торговой марки – довольно дорогостоящая услуга. Если не пользоваться услугами посредников, при подаче заявления вам потребуется заплатить следующие госпошлины:

  • за регистрацию заявки,
  • за ее рассмотрение,
  • за собственно регистрацию торгового знака и выдачу свидетельства (сертификата).

Какие преимущества дает регистрация торгового знака

  • Ваш товарный знак будет защищен, так как по ГК РФ незаконное использование и кража чужого брендового изображения предусматривает гражданскую, административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
  • Зарегистрированный товарный знак можно использовать в любой сфере деятельности. Он может быть нанесен на упаковку продукта, на документы, может использоваться в рекламной деятельности (в том числе на сувенирной продукции), на вывесках и для создания доменного имени в интернете.
  • Регистрация марки повышает доверие потребителя. Эта процедура ассоциируется у большинства клиентов с высоким качеством продукции, серьезным отношением к работе и предполагает, что компания имеет долгосрочные планы развития.

Какие штрафы и сроки лишения свободы грозят за использование чужого товарного знака

Ответственность предусмотрена за незаконное использование не только чужого товарного знака (или сходного изображения до степени смешения), но и знака обслуживания, а также наименования места происхождения товара в отношении однородной продукции.

Узнайте, сколько придется заплатить или отсидеть тем, кто использовал чужой товарный знак, в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Узнать штрафы

Первый этап регистрации товарного знака – разработка

Регистрация торговой марки в России, как и в других странах, начинается с разработки самого знака, фирменного стиля, выбора названия, девиза, логотипа и других дизайнерских элементов, например, шрифтов. Готовый товарный знак может быть изобразительным, то есть без надписей, текстовым (словесным) или смешанным.

Если дизайнеры и бренд-менеджеры выполнили работу качественно, никаких вопросов к уникальности знака при регистрации не будет. 

Второй этап – предварительная проверка уникальности торгового знака

К этому этапу нельзя подходить формально. Примерно треть заявок получает отказ в регистрации, так как знак не проходит проверку по степени уникальности и по степени смешения. К тому же, тщательная проверка позволит избежать в будущем проблем с обвинениями в плагиате. 

Для уточнения, какие на территории РФ уже существуют торговые знаки, можно обратиться в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), подведомственную организацию Роспатента. С ФИПС можно заключить договор на доступ к их базам онлайн или заказать услугу поиска. Здесь можно узнать, какие товарные знаки зарегистрированы на территории РФ, какие заявки поданы на регистрацию, а также перечень международных знаков, действующих в РФ. 

Существуют независимые сайты и порталы, предлагающие автоматизированный платный и бесплатный поиск по словесному признаку. Чтобы уточнить совпадение названий продуктов или услуг, можно воспользоваться базой ФНС в разделе поиска по ЕГРЮЛ.

Рекомендуется проводить подобную проверку до подачи заявления на регистрацию, так как в настоящее время зарегистрировано более 500 000 марок и вероятность совпадения весьма значительна.

Проверка не может затронуть права знаков, уже находящихся в процессе регистрации, которая длится около года. Они в любом случае будут иметь приоритет.

Регистрация торговой марки: инструкция для руководителя

Третий этап – определение класса МКТУ

Классы МКТУ (международной классификации товаров и услуг) определяют род деятельности организации. И правовая защита товарного знака будет действовать только в пределах выбранных классов.

Оптимизация выбора очень важна, потому что:

  • увеличение количества классов повышает стоимость заявки (оплата увеличивается с каждым добавленным классом);
  • если какие-то классы по роду деятельности не используются 3 года, возможно досрочное прекращение действия товарного знака.

При выборе необходимо использовать специальные перечни, содержащие пояснения.

Безопасность торговой марки обеспечивается с помощью проверки на похожие виды деятельности.

Этап четвертый – подготовка и подача заявки на регистрацию торговой марки

Комплект документов для подачи в Роспатент включает:

  • заявление, в котором должны быть указаны данные физического лица, предоставляющего товарный знак организации, заполненное по образцу Роспатента (можно найти на сайте rupto.ru);
  • квитанции, свидетельствующие об оплате всех пошлин (цену и количество пошлин также следует уточнить на сайте, так как стоимость меняется от года к году, и общая сумма может составить от 30 000 до 50 000 рублей и более);
  • изображение марки (8 экземпляров), ее описание, перечень выбранных классов МКТУ;
  • свидетельство о регистрации ИП или, в случае регистрации на юрлицо – устав организации и заверенную руководителем копию документа с ОКПО;
  • при коллективном заявлении будет необходим устав знака;
  • при подаче заявки патентным поверенным потребуется заверенная руководителем компании доверенность.

Предусмотрено несколько способов подачи комплекта документов: лично, с помощью факса, после чего потребуется передача оригиналов, почтовым отправлением или в электронном виде. В последнем случае потребуется установка рекомендуемого ПО и получение личных ключей.

Можно воспользоваться услугами компании-посредника, что в некоторой степени сокращает затраты времени и минимизирует возможность выявления ошибок, а значит дополнительных затрат времени и средств.

Этап пятый – регистрация в Роспатенте

  • Формальная экспертиза в соответствии с положениями Гражданского кодекса

После получения пакета документов эксперты Роспатента присваивают заявке регистрационный номер, который сообщают клиенту. По ней заявку можно найти в базе данных, отслеживая изменения ее статуса. Ведется проверка правильности составления документов, причем на этом этапе могут потребоваться корректировки или дополнения.

  • Рассмотрение заявки по существу

Это долгий процесс, занимающий до 18 месяцев. Главным требованием является невозможность смешения вашего знака с уже существующими, находящимися в процессе регистрации, а также с международными товарными марками, действующими в России.

Сравнение идет по звуковому, графическому и смысловому содержанию. Следует учитывать, что, если знак относится к сфере товаров народного потребления, то требования к отсутствию схожести будут более строгими, чем при регистрации товарного знака, относящегося к производственной или технической отрасли. 

Кроме того, в процессе рассмотрения немаловажным является личностный фактор. Главным в данном случае будет мнение сотрудника Роспатента. 

В случае обнаружения совпадения, что происходит примерно в трети случаев, ФИПС заявку отклоняет. Данное решение можно обжаловать в еще одном подразделении Роспатента, Палате по патентным спорам. Эта процедура платная, а обжалование продлевает срок регистрации еще на один-два года, на протяжении которого вы не можете использовать выбранную торговую марку.

Также часть логотипов идут «в отказ» из-за соискателя, который не реагирует на запросы агентства вовремя, а также из-за неготовности дополнять пакет документов. Следует учитывать, что каждая ошибка будет стоить денег, поскольку внесение исправлений в пакет документов в Роспатенте платное.

Обратите внимание: если марка не зарегистрирована, то прописан запрет на ее использование.

Шестой этап – выдача регистрационного свидетельства

В случае положительного решения организация должна оплатить пошлину государству за выдачу сертификата. После этого в течение двух месяцев выдается сам документ и при необходимости копии. Готовая торговая марка будет внесена в Государственный реестр, а сведения о ней опубликуются в ежемесячнике «Товарные знаки».

Не забудьте: свидетельство о регистрации товарного знака требуется продлевать один раз в десять лет, оплачивать госпошлину за каждое продление.

В итоге владелец знака получает исключительные права на его использование. Марке присваивают определенную стоимость, которая ставится на баланс компании как нематериальный актив. Права на нее можно передавать и продавать.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.