Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Как провести классификацию денежных потоков предприятия

  • 28 декабря 2018
  • 153
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Как провести классификацию денежных потоков предприятия

Вы узнаете:
  • Что показывают денежные потоки организации.
  • Как классифицировать денежные потоки компании.
  • Что входит в эффективное управление капиталом.

Любому современному предприятию для полноценной работы нужно своевременно оплачивать свои счета. Чтобы это сделать оно должно контролировать баланс между доходами и расходами в режиме реального времени. В менеджменте этот процесс называется – управление денежными потоками.

Для удобства работы необходима грамотная классификация всех видов доходов и расходов. Мы рассмотрим ее подробно в этой статье.

Что показывают денежные потоки организации

Деятельность любой фирмы зависит от наличия капитала на оплату ежемесячных обязательных расходов:

  • Аренда и коммунальные платежи.
  • Закупка товаров и комплектующих.
  • Зарплаты сотрудникам.
  • Прочие выплаты.

Это финансовая стабильность, к которой стремятся все руководители компаний, поддерживается постоянными поступлениями капитала на счет в определенный период времени. Приходят они из различных источников с разными интервалами времени. Полная сумма таких поступлений или расходов и называется денежным потоком предприятия.

Приток капитала происходит несколькими способами:

  • Выручка от реализации продукции.
  • Инвестиционные вложения.
  • Получение займов для развития фирмы.
  • Выход на финансовые рынки (выпуск облигаций или акций).
  • Поступления от продаж франшизы и сдачи в аренду помещений.

Сумму от всех этих поступлений финансисты называют «грязным» притоком. «Чистый» приток считается после вычета средств на покрытие текущих затрат:

  • Затраты на закупку и производство продуктов.
  • Расход на инвестиции.
  • Оплата зарплат.
  • Дивиденды акционерам.
  • Амортизационные затраты.
  • Налоги, штрафы и пени.
  • Проценты по займам.

Управление денежными потоками – это способность обеспечивать своему бизнесу стабильный рост по всем направлениям деятельности. Именно поэтому в менеджменте для удобства контроля введена классификация по видам поступлений.

Но есть еще несколько причин для грамотной организации финансовой деятельности:

  • Обеспечение эффективной работы бизнеса. Приток наличности носит неравномерный характер, что может приводить к кассовому разрыву при отсутствии планирования.
  • Снижение необходимости в кредитовании. Снижение количества займов происходит за счет выравнивания баланса между притоком и оттоком средств. Если средства на потребности предприятия есть в наличии, то нет необходимости в дополнительных займах.
  • Рост оборотных средств. Платежеспособность компании увеличивает скорость всех внутренних процессов. Это позволяет нарастить оборот продукции на рынке и выйти на новый уровень прибыльности.
  • Антикризисное управление. Банкротство в кризис происходит при нарушении баланса между поступлением денег и оттоком. Своевременное снижение количества выплат обеспечит безопасность в кризис.

Классификация денежных потоков

Как провести классификацию денежных потоков предприятия

Все поступления капитала в организацию разбиты на определенные виды для удобства управления хозяйственной деятельностью. Их общая сумма может включать большое количество приходов и расходов. Разберем их классификацию по основным признакам.

Классификация по масштабам затрат на обслуживание хозяйственных процессов

  • Полный денежный поток организации. Суммируются полные затраты на обслуживание деятельности и объемы поступлений.
  • По конкретному типу затрат. Например, на операционную деятельность или инвестиционную:
1. расходы на структурные подразделения бизнеса (филиал, отдел);
2. расходы на определенные хозяйственные операции (клининг, связь и т.д).

Здесь же приведем второй вид классификации по хозяйственной деятельности, но в разрезе международных стандартов:

  • По операционной деятельности. Это выплаты поставщикам сырья или товаров. Расчеты с поставщиками услуг и специалистами. Также в операционных данных учитываются поступления денежных средств от клиентов и возвраты от налоговой в виде перерасчета.
  • По инвестиционной деятельности. В классификатор попадает доход от финансовой деятельности, продажи основных фондов компании и нематериальных активов, платежи связанные с этой деятельностью.
  • Доходы и траты от инвестиций. К расходам относят оплату дивидендов учредителям, процентов по банковским займам на установленный календарный срок, амортизацию на приобретенные объекты недвижимости. В качестве доходов считают получение процентов по инвестиционным вложениям или долгосрочным займам.

Классификация по направленности средств

  • Положительные. Сумма всех поступлений финансов в компанию – приток наличности.
  • Отрицательные. Сумма всех выплат и затрат предпринимателя – отток наличности.

Оба вида взаимосвязаны друг с другом. Снижение объема по одному из них ведет к росту другого. Управление финансами рассматривает их как единый объект управления средствами.

Классификация по способам вычисления

  • Валовый. Рассчитывается в рамках определенного интервала времени как сумма всех расходов или доходов. Это наличность, которая аккумулируется для инвестиций и уплаты налогов с дивидендами.
  • Чистый. Считается как разница между доходом и расходом за определенный период времени. Этот поток показывает в каком балансе находится бизнес и какие у него темпы роста. Если компания имеет несколько отделов и подразделений с различной деятельностью, то этот вид рассчитывается по специальной формуле: ЧПП = ППП – ОПП (ЧПП – чистый поток за период, ППП – положительный приход за период, ОПП – отток за период).

Все данные берутся за период времени – месяц, квартал, год. Итоговая цифра рассматривается как показатель привлекательности для инвесторов. Чем она выше, тем привлекательнее бизнес для вложений и больше стоимость предприятия.

Пример

Индекс ЧПП > 0, значит бизнес развивается и представляет интерес для вложения инвесторов.

Индекс ЧПП = 0, бизнес стабилен, но не перспективен для вложений.

Индекс ЧПП

Классификация по уровню объемов поступлений

  • Избыточный уровень. Фиксируется при значительном превышении доходов над расходами и возникновении свободных средств, которые не тратятся на обеспечение хозяйственной деятельности.
  • Дефицитный уровень. Ситуация, в которой приход средств в компанию намного ниже, чем потребность в оплатах по счетам. Дефицитным будет считаться денежный поток, даже если его сумма положительная, но не покрывает потребностей бизнеса.

Классификация по методам оценки в промежутке времени

  • Настоящий денежный поток. Величина притоков финансов организации на текущий момент времени.
  • Будущий денежный поток. Величина средств, которая будет накоплена организацией к указанной дате в будущем. Он отражает инвестиционную ценность фирмы.

Классификация по непрерывности формирования в период времени

  • Регулярные. Постоянные поступления или расходы средств, которые выполняются регулярно в рамках квартала или года. В разрезе длительного периода большинство операций в компании являются регулярными. К ним относятся: выплаты зарплат, закупки комплектующих, продажи постоянным клиентам, кредитование.
  • Дискретные. Характеризуют единичные оплаты по хозяйственным операциям или поступления финансов за конкретный период времени. К ним относятся: покупка недвижимости и имущества предприятием, приобретение лицензий и франшиза.

Приведенная классификация поможет грамотно выполнять учет в финансовом менеджменте, управлять балансом между доходами и расходами предприятия. С ее помощью можно распределить все движения наличных денег в компании по видам и обеспечить контроль за каждым из них. Этот процесс называется управлением денежными потоками.

Как провести классификацию денежных потоков предприятия

Эффективное управление денежными потоками

Грамотный контроль финансовой активности компании дает возможность получать больше прибыли. Прибыль генерируется за счет эффективного использования свободной наличности и активов.

Дополнительное внимание к поступлениям средств через планирование продаж, снизит необходимость «замораживать» большой остаток денег на счетах компании, а также потребность в кредитовании.

В итоге работа с инвестициями и ресурсами выстраивается так, чтобы вкладывать их и извлекать максимальную прибыль. Рассмотрим процессы, которые позволят это сделать.

Бюджетирование

Составление бюджета – это описание планов и динамики развития предприятия на определенный период времени. Бюджет собирает все данные по бизнесу и консолидирует их в таблице как план развития бизнеса. При составлении обязательно анализируются и учитываются предыдущие данные по таким же показателям.

Бюджет – это инструмент управления денежными потоками при помощи сравнения фактических показателей с плановыми.

Чтобы выполнить планирование правильно необходимо разработать стратегию, в которой учитывается вся финансовая структура и система оценки показателей бизнеса. Применяются различные модели составления стратегии:

  • Планирование с нулевого результата.
  • От показателей предыдущего периода.
  • Дифференцированная от плана продаж.

Любая из выбранных моделей должна иметь измеримые цели и включаться в себя операционные нормы. Фактические данные будут фиксироваться через систему бухгалтерского учета и уже с их помощью проводится анализ отклонения от нормы. Для крупных компаний есть автоматизированные системы бюджетирования, которые помогут сэкономить время на выполнение других процессов.

Как разработать бюджет денежных потоков: алгоритм

Чтобы четко понимать все нюансы финансовой деятельности организации, необходимо изучить отчетность:

  • демонстрирующую, насколько предприятие обеспечено денежными средствами в любой момент времени;
  • свободную от всякого влияния законодательных и учетных требований (то есть предназначенную только для главы предприятия);
  • охватывающую по возможности все аспекты работы компании.

Лучше всего этим условиям соответствует бюджет денежных потоков (или cash flow).

Редакция журнала «Генеральный Директор» рассказывает, зачем нужен бюджет денежных потоков и как его разработать.

Смотреть алгоритм

Определение допустимого уровня средств

Основной причиной деятельности любого предприятия является извлечение прибыли и накопление денежных средств. Но сами по себе накопления не являются прибыльным активом, поэтому второй целью управления в финансовом менеджменте является определение допустимого остатка капиталов на счетах компании.

Остаток рассчитывают с учетом потребностей в оплате следующих процессов:

  • Поставок товаров и комплектующих от поставщиков.
  • Необходимости в погашении кредитных обязательств.
  • Выплаты зарплат.
  • Прочие непредвиденные расходы.

Задача менеджмента поддерживать баланс между инвестированием и пополнением средств на издержки содержания – платежеспособностью предприятия.

Прогнозирование

Этап прогнозирования помогает заранее определить источники получения денежных средств. На основе прогнозирования решается, какие планы продаж будут выставляться, а также определяется стратегия развития компании.

Основная задача прогнозирования – оценить перспективы рынка на заданный период времени и сопоставить их с планируемыми расходами. Понять потребность в дополнительных займах.

Прогноз составляется с разбивкой на конкретные временные интервалы и выводится в виде графика платежей.

График платежей – запланированные активности в хозяйственной деятельности организации на заданный период времени. В плане взаимосвязаны все поступления и расходы, учтены разные каналы поступления средств. График позволяет контролировать все платежи и поступления так, чтобы предприятие не попадало в кассовый разрыв. Это обеспечивает полную ликвидность.

Учет и анализ всех операций

Вести полный учет и анализ операций по денежным потокам необходимо для достоверности бухгалтерских отчетов и исключения проблем бизнесу со стороны налоговой службы. По закону все компании обязаны вести такой учет, за исключением индивидуальных предпринимателей.

При достоверном учете всех операций бухгалтерская система покажет, как работает бизнес – с прибылью или в убыток. Могут возникать расхождения в данных при условии, что не были получены данные от структурных подразделений по расходованию средств. В такой ситуации проводится полный анализ, для выявления пробелов в системе учета. Для ведения самого учета используются специализированные программы. Например, 1С или SAP.

Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.