Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Психология управления бизнесом и деятельностью персонала

  • 15 января 2019
  • 154
Психология управления бизнесом и деятельностью персонала

Вы узнаете:

  • В чем заключаются основы психологии управления персоналом.
  • Какую структуру и основные формы имеет психология управления.
  • Какие задачи должен выполнить современный руководитель.
  • Почему психология управления – задача отдельного сотрудника.
  • Как мотивировать подчиненных на продуктивную работу и достижение целей компании.

Грамотный руководитель должен уметь не только правильно выстраивать рабочий процесс и добиваться от подчиненных высоких показателей, но и создавать такие условия, при которых сотрудники максимально заинтересованы и в процессе, и в результате.

Разобраться в мотивах и интересах сотрудников помогает психология управления коллективом. О том, что это такое и как применять на практике, читайте в этом материале.

Основы психологии управления персоналом

Психология управления деятельностью персонала позволяет выявить подходящую мотивацию для сотрудников. Одним нужен карьерный рост, другим – денежное вознаграждение, третьим – стабильность. Понимание потребностей поможет найти верный подход и выстроить индивидуальную систему поощрений.

О взаимодействии потребностей с мотивацией говорил американский психолог Маслоу. В разработанной им системе потребности человека делятся на 5 ступеней в зависимости от уровня жизни. В основе – элементарные нужды, а каждая новая ступень обозначается выходом на новый уровень развития и несколько иной расстановкой приоритетов. Пирамида потребностей выглядит следующим образом:

  • Физические потребности – от которых зависит жизнь человека. Базовые – пища, вода, сон. Менее критичные, но такие же важные – одежда, гигиена и т.д.
  • Чувство защищенности – зависит от уверенности в будущем, здоровья, стабильности.
  • Социальные потребности – общение, чувство привязанности, ощущение причастности к группе или социуму. Потребность нуждаться в ком-либо и быть нужным.
  • Уважение – необходимость чувствовать собственную ценность и значимость для других членов общества.
  • Самореализация – желание творить, создавать, совершенствоваться, осваивать новое, улучшать навыки.

Эти базовые и более продвинутые потребности лежат в основе управленческой психологии. Когда человек удовлетворяет свои базовые нужды стандартным получением заработной платы, на первый план выходят потребности в социализации, стабильности, профессиональном росте и самовыражении.

Чаще всего задача по управлению мотивацией лежит на плечах менеджера по персоналу. Он проводит регулярные исследования, которые позволяют выработать общую концепцию и конкретные задачи по мотивации в коллективе. Исследования мотиваций следует проводить постоянно, чтобы корректировать управленческую стратегию. Желания и нужды людей меняются: покупка квартиры или машины делает более желанным финансовое вознаграждение, а в период личностного роста сотрудника может заинтересовать возможность повышения квалификации или дополнительного обучения за счет компании.

Структура психологии управления коллективом

Говоря о психологии управления, мы учитываем то, что управленческий процесс представляет из себя систему, в которой есть следующие элементы:

  • Субъект – директор или сотрудник, ведущий управленческую деятельность.
  • Объект – сотрудник или коллектив, испытывающий на себе прямое влияние деятельности субъекта управления.
  • Меры воздействия – комплекс действий или методов, которые используются при взаимодействии между субъектом и объектом.
  • Цель – ожидаемый результат, который формулируется перед началом управленческих действий.

Главная цель управленческой психологии – обеспечить формирование такого стиля руководства, который подходит конкретному коллективу и учитывает потребности сотрудников. Управленческая психология направлена на обе стороны процесса: и на субъект, и на объект управления, поскольку только их взаимодействие играет роль в проработке стратегии мотивации. С помощью психологии управления можно решить следующие задачи:

  • Повысить авторитет и компетентность управляющего состава.
  • Усовершенствовать существующие методы руководства.
  • Обеспечить принятие более успешных решений.
  • Снизить количество стрессов и конфликтных ситуаций.
  • Проанализировать и улучшить навыки руководства.
  • Изучить и использовать потенциал сотрудников.
  • Улучшать показатели эффективности каждого человека за счет правильной мотивации.
  • Нанимать управляющих, которые соответствуют целям организации.
  • Улучшить микроклимат в коллективе.
  • Достичь более высоких производственных показателей всего производственного процесса благодаря правильной мотивации его участников.

Психология управления бизнесом подразумевает взаимодействие между уровнями в организации и тесно зависит от организационной структуры. Оказывать влияние непосредственно на подчиненных может только руководящее звено, но разрабатывать рекомендации и вырабатывать мотивационные установки можно на всех уровнях.

К примеру, в компании с несколькими подразделениями может действовать одна и та же система премирования сотрудников, основанная на корпоративных стандартах, но индивидуальное назначение наград за заслуги может различаться в каждом из отделов.

Кроме того, основным руководством может поощряться индивидуальная разработка системы мотивирования сотрудников в конкретных отделах. Ведь начальник отдела хорошо знает своих подчиненных и может проработать данный аспект лучше, чем это сделает сотрудник, на чьих плечах лежит применение управленческой психологии в деятельности всей компании. Например, в одном из подразделений решили ввести штрафы за опоздания: каждый раз тот, кто нарушает режим, откладывает определенную сумму в общую копилку, а в конце месяца приобретается что-то для отдела. Такая система носит игровой характер и стимулирует сотрудников приходить на работу раньше остальных.

Задачи современного руководителя в рамках психологии управления

Психология управления персоналом базируется на регулярном обновлении теоретической базы, современных исследованиях и достижениях в данной области. Развитие психологии управления сегодня идет особенно активно, поэтому данная компетенция входит в необходимый набор для грамотного руководителя.

Профессионально подготовленный управляющий должен уметь рационально распоряжаться ресурсами компании, руководить сотрудниками, распределять задачи, применять новые знания, внедрять технологии в рабочий процесс, анализировать взаимодействия в коллективе и управлять системой ценностей так, чтобы это шло на пользу организации. Можно выделить несколько основных задач, которые решаются психологией управления.

Анализ руководства

Изучение деятельности управляющего осуществляется с целью улучшения работы коллектива. Также эту задачу можно рассматривать как самоанализ. Правильное руководство подразумевает регулярный анализ руководителем собственных действий для выявления недочетов и корректировки стиля поведения. Корректировать управленческий стиль необходимо, не стоит сосредотачиваться исключительно на сотрудниках, ведь производственный процесс подразумевает взаимодействие на всех уровнях.

Изучение механизмов деятельности

Важно понимать рабочие процессы, протекающие в коллективе как в стандартных, так и в чрезвычайных ситуациях. Понимание механизмов работы позволяет выработать стратегию поведения для любых ситуаций, включая стрессовые.

Исследование лидерских качеств

Руководители должны отличаться ярко выраженными лидерскими качествами. Понимание психологических особенностей, связанных с проявлением данной черты, позволяет определить эти качества и подобрать подходящего руководителя для коллектива.

Разработка рекомендаций

Практическое применение знаний в области управленческой психологии позволяет решать конфликтные ситуации, регулировать климат в коллективе и создавать благоприятные условия для рабочего процесса.

Изучение группового взаимодействия

Важны не только отношения начальника и подчиненных, но и отношения между самими работниками. Решение конфликтных ситуаций – важный аспект управленческой деятельности. Грамотный руководитель должен разбираться в протекающих в коллективе процессах и уметь их регулировать. Изучение данного вопроса позволяет разработать комплекс мер, актуальных для сотрудников.

Управление мотивацией

Правильно мотивировать можно только, разбираясь в причинах поведения работников и их потребностях. Мотивация подразумевает не только персональный подход, но и выработку системы, подходящей для коллектива.

Методы психологии управления стимулируют поиск эффективных для компании решений по мотивации и взаимодействию сотрудников, улучшению методов руководства и улучшению микроклимата в коллективе с применением базы знаний в данной области.

Особенности психологии управления от основателя McDonald’s

Психология управления бизнесом и деятельностью персонала

Коммерческие ходы Рэя Крока сделали McDonald’s сетью общественного питания мирового уровня. Основатель всемирно известного бренда предпочитал заниматься только стратегией, но если возникала необходимость встать за кассу или помыть туалеты, не отказывался и от такой работы.

Узнайте, какие особенности психологии управления бизнесом и персоналом прославили Рэя Крока на весь мир, из статьи электронного журнала «Генеральный Директор». 

5 особенностей управления Рэя Крока

Почему психологией управления должен заниматься отдельный сотрудник

Не все руководители обладают достаточными компетенциями для подробного изучения психологии коллектива, а управленцев, имеющих ресурсы на освоение данной дисциплины, еще меньше. У руководящего состава и без того обширный функционал, который требует внимания и концентрации. Поэтому в большинстве случаев наиболее разумным решением для данной задачи будет привлечение стороннего специалиста или повышение квалификации уже имеющегося сотрудника.

Умение управлять коллективом достаточно востребовано, найти подходящего специалиста не так просто. Если на предприятии уже есть сотрудник, готовый освоить новые навыки, то повышение определенных компетенций решит проблему. Подготовка в данной сфере подразумевает улучшение целого ряда компетенций:

  • Коучинг и психология.
  • Организация тренингов.
  • Оценка кадровых ресурсов.
  • Профессиональное консультирование.
  • Создание и анализ структуры кадров.
  • Изучение организационной структуры.
  • Организация учебных программ.

Получая специальное, углубленное обучение по программе повышения квалификации, сотрудник получает набор знаний и умений, которые позволяют профессионально применять психологию управления в компании.

Психология управления бизнесом и деятельностью персонала

Методы мотивации сотрудников в рамках психологии управления

Проблемы психологии управления затрагивают все сферы деятельности работников, но особенно – мотивацию. Правильно замотивированный человек заинтересован в результате и более тщательном выполнении собственных обязанностей. Существует несколько основных подходов к повышению мотивации.

Организационный подход

Это сбалансированное сочетание 3 факторов: повышение квалификации, материальные и нематериальные вознаграждения. Такой метод требует четко проработанной системы ценностей и вознаграждений, а также внимания к постоянному обучению сотрудников и проверке компетенций.

Личностный подход

Основывается на деятельности, подразумевает развитие потенциала сотрудников. Данный подход также основывается на коучинговых методиках и предполагает самостоятельную мотивацию на повышение работоспособности и улучшение личных навыков в условиях компании.

Коучинг также применяется для улучшения стиля руководства и вывода взаимодействия начальства с коллективом на новый уровень. Чем лучше управляющий состав разбирается в мотивах и потребностях сотрудников, тем проще ему выработать наиболее подходящий стиль управления.

Материальные стимулы

Распространенный вид мотивации, при котором главным поводом для улучшения труда становится вознаграждение: бонусы, подарки, премии. Система бонусов должна быть продумана, иначе она не будет работать на постоянной основе. Необходимо выработать определенную схему не только наград, но и штрафов, которая будет мотивировать работников регулярно, а не в исключительных случаях. Хорошим вариантом будет сочетание системы материальных поощрений с другими видами мотивации сотрудников.

Индивидуальный подход

Самый сложный и действенный из всех перечисленных, поскольку подразумевает уникальное взаимодействие с каждым работником и полное понимание его потребностей и целей. Все люди хотят разного: стабильности, признания заслуг, карьерного роста, регулярных вознаграждений, финансовых бонусов и т.д. Индивидуальный подход требует проведения исследований, анализа деятельности сотрудников, проведение опросов и анкетирования, изучения частных потребностей, интересов и желаний. Трудозатраты на организацию подобной мотивационной системы высоки, но и отдача от нее будет значительной, поскольку такой подход позволяет учесть интересы каждого из работников и улучшить его эффективность, а это ведет к росту производительности всего предприятия.

Вывод

Практическая психология управления – полезный и важный элемент в структуре руководства предприятием. Подчиненные, которые приходят на работу в хорошем настроении, проявляют активное участие в трудовом процессе и лично заинтересованы в результате – залог успешной, слаженной деятельности и высоких достижений.

Источником мотивации служат базовые и более высокоуровневые нужды: материальная обеспеченность, чувство защищенности, потребность в уважении и реализации собственных профессиональных навыков.

В задачи современного руководителя входит не только создать комфортные условия труда и обеспечить правильно выстроенный рабочий процесс, но и продумать систему вознаграждений, которая соответствует целям и интересам сотрудников. Практическое применение знаний психологии управления позволяет повысить авторитет и компетентность управляющего состава.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.