Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

17 угроз бизнеса, которыми вы можете управлять

17 января 2019
1068
Средний балл: 0 из 5
17 угроз бизнеса, которыми вы можете управлять

Вы узнаете:

  • Что такое внешние и внутренние угрозы для бизнеса.
  • Какие еще виды угроз существуют.
  • Как избежать рисков и сохранить бизнес в кризис.

Любому руководителю компании приходится сталкиваться с различными рисками и угрозами бизнеса. Учесть и перечислить все практически невозможно. Но в данном материале мы рассмотрим основные из них, которые на практике встречаются чаще всего.

Внутренние угрозы бизнеса

Внутренние угрозы бизнеса – это результат того, что происходит внутри самой компании. Рассмотрим основные внутренние риски для компаний малого и среднего бизнеса. В корпорациях могут быть свои возможности и угрозы бизнеса.

К основным внутренним угрозам бизнеса можно отнести:

  • Неблагонадежность персонала. Сотрудник может сливать важную информацию конкурентам. В случае увольнения менеджер чаще всего уходит к конкуренту и проводит обзвон собственной клиентской базы, предлагая сотрудничество. Чтобы свести к минимуму подобный риск, многие компании внедряют СРМ-систему и хранят данные не в Excel-таблицах, а в централизованной базе на сервере компании.
  • Партнеры. Например, двое друзей решили открыть свое дело. Бизнес пошел в гору, начался дележ прибыли. Друзья начинают ссориться, каждый из них уверен, что заслуживает большего. В итоге может дойти до конфликта и даже до развала бизнеса. Здесь можно посоветовать только одно – начинать бизнес в одиночку, без партнеров и соучредителей, а по мере необходимости нанимать специалистов. Уволить сотрудника можно в любой момент, а соучредитель останется с вами навсегда.
  • Проблемы с менеджментом. Следствие недостаточной квалификации управленческого персонала, ошибок в планировании, неправильных решений. Низкий уровень управления компанией может привести к развалу всего предприятия.
  • Финансовые угрозы. Данный вид угроз бизнеса может быть в равной степени отнесен и к внешним, и к внутренним. Он возникает как из-за несвоевременных оплат, скачков валют или проблем в экономике страны, так и из-за неверного финансового планирования. Решением может быть планирование расходов, формирование необходимых финансовых резервов, при необходимости – своевременное получение кредитов в банке.

Внешние угрозы бизнеса

Внешние угрозы безопасности бизнеса – это ситуация, сложившаяся вне предприятия. Она не связана с деятельностью компании, поэтому руководитель может лишь снизить последствия. К основным угрозам такого типа относятся:

  • Макроэкономические кризисы. Любая проблема в мировой экономике неизбежно влияет на деятельность отдельных компаний. Во время кризисов снижается покупательская способность клиентов, наблюдается рост стоимости кредитов и уровня инфляции.
  • Недобросовестные конкуренты. Одна из главных угроз – это действия компаний, предлагающих аналогичный товар.
  • Несанкционированный доступ посторонних к коммерческой информации.
  • Резкое изменение политической ситуации в стране и мире.
  • Изменение регионального и федерального законодательства и влияние этого изменения на хозяйственную деятельность компаний. Государство должно гарантировать безопасность гражданам и бизнесу. На практике это происходит не всегда: постоянно меняется налоговая и кредитная политика, не всегда проводится достаточная борьба с финансовыми преступлениями в отношении предпринимателей.
  • Чрезвычайные ситуации природного характера. Стихийные бедствия, ураганы, грады, пожары.
  • Чрезвычайные ситуации технического характера.
  • Недобросовестные клиенты. Они могут несвоевременно оплачивать заказанный товар, отказаться его забирать или вернуть на следующий день.
  • Контрагенты. Есть поставщики, которые по каким-то причинам начинают необоснованно завышать цены на товар, срывать сроки поставок, поставлять компании сырье ненадлежащего качества. Если поставщик у компании один, угроза увеличивается.

Угрозы для бизнеса: статистика

Спойлер: IT-директора скрывают от руководства утечки информации, а треть компаний плохо готовы к переменам, которые диктуют цифровые технологии.

О других возможных угрозах вашего бизнеса узнайте, изучив статистику рисков, подготовленную редакцией электронного журнала «Генеральный Директор». 

Смотреть статистику

Другие угрозы бизнесу в России

Число угроз для бизнеса с каждым годом растет. Некоторые проблемы являются национальными, другие международными. Рассмотренные выше внутренние и внешние угрозы могут произойти в любой стране. Ниже рассмотрим некоторые угрозы, которых боятся российские предприниматели.

Дефицит кадров

Главной угрозой большинство руководителей предприятий, вне зависимости от формы собственности и размера, считают недостаток квалифицированных кадров.

Проблему дефицита кадров каждая компания решает по-своему. Некоторые «выращивают» кадры – к примеру, человек приходит на работу учеником, постепенно поднимается по карьерной лестнице до начальника отдела и выше. Такое решение возможно, если компания планирует стабильно работать и развиваться в течение ближайших десятилетий. Другие фирмы предпочитают работать с тем, что есть. Они распределяют обязанности в зависимости от знаний и способностей сотрудников. Работник, получая задание от руководителя, должен четко понимать, что и в какие сроки он должен сделать.

Если сотрудник выполнил работу правильно и в срок, его нужно поощрить. Если работа выполнена недостаточно хорошо, нужно объяснить, чем именно вы недовольны и как можно выполнить поставленную задачу более эффективно.

Неспособность действовать в кризис

Еще одна угроза бизнесу в России – неготовность принимать решительные меры во время кризиса. Руководители американских, китайских и некоторых других компаний считают, что кризис в стране – это время уникальных возможностей для роста. Около 40 % российских бизнесменов с ними согласны. Остальные же считают, что кризис – это прямая угроза бизнесу.

Чтобы сохранить бизнес в период кризиса, нужно сделать несколько простых шагов:

  • Проанализировать несколько сценариев развития событий и отобрать худший.
  • Уточнить, есть ли возможность сохранить компанию хотя бы частично – как минимум, в наличии будет клиентская база и некоторые наработки.
  • Пересмотреть затраты, оптимизировать отношения с контрагентами.
  • Сократить сотрудников, обязанности которых можно возложить на других или выполнять самостоятельно.
  • Освоить новые способы продвижения. Например, открыть интернет-магазин или представительство компании в социальных сетях.
  • Перепрофилироваться. Если вы – владелец магазина бытовой техники, возможно, стоит закупать более массовые модели по доступным ценам и не делать больших запасов – покупательная способность людей в кризис находится на низком уровне.

Если в процессе окажется, что некоторых рисков можно избежать, вероятность других ничтожно мала, а последствия остальных можно свести к минимуму, нужно проработать стратегию функционирования фирмы в новых условиях. Здесь стоит использовать триггеры, или внешние факторы, свидетельствующие о том, что стоит переключаться на запасной вариант. У каждой компании и отрасли такой триггер свой. У кого-то – падение доходов населения, у кого-то – рост курса доллара или падение цены нефти до определенной точки. На этот случай в стратегии должен быть предусмотрен альтернативный сценарий. К примеру, сокращение персонала. Но если без этого можно обойтись, начинать сразу с плана «Б» не стоит.

Поведение клиентов

В кризис люди начинают покупать более дешевые вещи и снижается общая покупательская способность. Такая же тенденция существует и в секторе b2b. В выигрыше останутся компании, которые правильно и в срок реагируют на новые запросы.

Чтобы своевременно отслеживать изменившиеся потребности клиентов, можно проводить опросы, проводить различные акции. Если планируется открытие новой точки продаж, нужно тщательно выбирать место. Клиент не должен испытывать проблем с тем, чтобы добраться до нужного магазина и купить товар.

Если вы осваиваете новые способы продвижения, потратьте немного времени на оценку того, насколько верно оценена эффективность той или иной рекламной кампании. Необходимо оценивать все возможные нюансы, от дизайна упаковки и позиционирования товара до реакции целевой аудитории.

Чем выше эмоциональный отклик клиентов от рекламы, тем выше уровень продаж. При условии, что вы предлагаете именно тот товар, который нужен клиенту.

Кибератаки

Не всегда слив коммерческих данных на сторону осуществляется сотрудниками компании сознательно. Примерно в 30 % случаев происходит внешнее проникновение. Хакер может взломать электронный почтовый ящик компании, получить доступ к аккаунту в социальной сети.

Справиться с кибератаками можно с помощью различных программных средств. При выборе нужного продукта необходимо проанализировать, какая именно информация является важной для конкурентов, кто имеет к ней доступ и по каким каналам могут осуществляться утечки данных. Необходимо ограничить доступ к данной информации, при возможности не держать важные данные на компьютере, подключенном к сети.

17 угроз бизнеса, которыми вы можете управлять

Как избежать угроз бизнеса и обеспечить безопасность

Зная основные риски, можно проработать несколько способов их нейтрализации:

  • Планирование. Этому моменту уделяется огромное внимание практически во всех странах. Бизнес-план следует делать гибким, так как это не алгоритм действий, от которого нельзя отступать ни на шаг, а именно руководство. В плане прописываются главные цели и задачи фирмы, а руководитель прорабатывает способы их достижения. С помощью качественного бизнес-плана можно уточнить, есть ли у вас необходимые ресурсы для создания или расширения.
  • Грамотный подбор персонала. В западных странах за это отвечают специальные рекрутинговые центры, в России – отдел кадров или непосредственно руководство компании.
  • Контроль данных. В любой компании есть информация, относящаяся к коммерческой тайне. Существует общее для всех правило: необходимо ограничивать или закрывать доступ сотрудников к той информации, которая не относится к сфере их профессиональной деятельности.

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.