Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Доверие сотрудников как способ достижения стратегических целей

  • 23 января 2019
  • 116
Доверие сотрудников как способ достижения стратегических целей

Вы узнаете:

  • Какие факторы влияют на степень доверия сотрудников.
  • Как проявляется доверие руководителя к сотрудникам.
  • Почему важно доверие между сотрудниками в коллективе.
  • Как уволить сотрудника в связи с утратой доверия.
  • Как вернуть утерянное доверие сотрудников и руководителя.

Доверие является одним из главных факторов межличностных отношений и всей работы компании. Оно оказывает огромное влияние на эффективность деятельности фирмы и на профессиональную мотивацию работников.

Расскажем, что делать, если вы утратили доверие коллег/подчиненных или сами перестали им доверять.

Доверие сотрудников в компании

В современном бизнесе существует одно простое правило: договор, контракт, нотариально завершенное соглашение и прочие документы не гарантируют стабильной успешной работы. Это – формальности. Важнейшим неформализуемым фактором является именно доверие между работниками компании. При этом оно может рассматриваться с различных позиций:

  • Доверие руководства к сотрудникам.
  • Доверие сотрудников к руководству.
  • Доверие между членами команды или коллектива.

Увольнение в связи с потерей доверия к сотруднику

Если сотрудник важен для компании, ему стоит дать шанс на восстановление доверия. Провести переговоры, понизить в должности, поручить другие задачи, ограничить доступ к определенной информации, с которой он не связан по работе. Прежде чем что-то предпринимать в связи с утратой доверия к сотруднику, нужно сначала доказать умысел.

Увольнение по утрате доверия производится в соответствии со статьей 81 Трудового Кодекса РФ. В пункте 7 данной статьи уточняется, что одной из причин увольнения сотрудника по инициативе работодателя может стать совершение неких виновных действий сотрудником, обслуживающим товарные либо денежные ценности, если данные действия стали основанием для потери доверия к сотруднику со стороны руководителя.

При обнаружении виновных действий составляется докладная записка. Форма записки свободная, однако в ней должна быть следующая информация:

  • ФИО работника, обнаружившего виновные действия.
  • Обстоятельства, при которых эти действия были совершены и обнаружены.
  • Время и дата события.

Если утрата финансовых или материальных ценностей обнаружены при проводимой инвентаризации, составляется специальный акт. Основываясь на этом документе, работодатель имеет право провести внутреннее расследование и установить виновное лицо.

Для установления факта виновного деяния, а также причастности к нему отдельных лиц, создается комиссия из трех или более человек. Основанием для начала работы комиссии является приказ, в котором содержатся данные о фамилиях, должностях работников, полномочиях комиссии и сроках, в течение которых эти полномочия будут действительны. Среди функций комиссии:

  • Определение обстоятельств ущерба, включая место, время и способ нанесения.
  • Выявить круг лиц, причастных к причинению ущерба.
  • Собрать доказательства вины.
  • Определить степень вины каждого лица, уточнить необходимость увольнения в связи с утратой доверия, определить сумму взыскания.

В процессе подозреваемый сотрудник может объяснить свои действия. Комиссия может попросить сотрудника объяснить и действия, которые напрямую не привели к ущербу, однако могли его спровоцировать.

Приказ доводится до сведения всех членов комиссии. Если стоит вопрос об увольнении работника за утрату доверия, провести расследование может и сам руководитель, служба безопасности компании, доверенное лицо и т.д. Сведения, установленные комиссией, должны быть оформлены в виде актов, справок и докладных. Все данные необходимо приложить к материалам внутреннего расследования и передать руководителю организации для ознакомления и собственных выводов.

По окончании расследования его результаты и решение комиссии доводятся до сведения сотрудника под роспись. Если он отказывается ставить подпись, об этом составляется отдельный акт.

До издания официального приказа относительно увольнения или иного взыскания из-за утраты доверия, руководитель должен потребовать от работника объяснение в письменном виде. Если сотрудник не может объяснить или оправдать свои действия, следует увольнение. Этот процесс происходит в 3 этапа:

  • Уведомление в письменной форме. В данном случае увольнение не требует обязательной двухнедельной отработки, в случае надобности работодатель может уволить сотрудника в связи с утратой доверия в любой момент. Уведомление выдается сотруднику в письменной форме под роспись. Если сотрудник отказывается ставить роспись, составляется акт.
  • Приказ об увольнении. Если факт совершения виновного действия установлен и принято решение об увольнении, создается стандартный приказ по форме Т-8. Формулировки в приказе и трудовой ставятся идентичные.
  • Расчет. В день увольнения за утрату доверия работник получает на руки все положенные документы и выплаты:
    1. трудовую с записью;
    2. справку о доходах за год;
    3. не выплаченную заработную плату;
    4. премии, компенсации и иные выплаты.

Методы формирования доверия сотрудников в компании

Вы как руководитель компании можете формировать доверие своих сотрудников к вам, а также их доверие между собой внутри коллектива с помощью специальных методов. Их подробно описывает эксперт электронного журнала «Генеральный Директор» в статье «Как сделать, чтобы подчиненные вам доверяли».

Узнайте подробно о каждом методе формирования доверия сотрудников и выберете для себя тот, который больше всего вам подходит.  

Узнать 4 метода

Доверие руководства к сотрудникам

Доверие руководства – это положительное мнение непосредственного начальника о сотруднике. Если человек выполняет свои обязанности в полной мере и в оговоренный срок, руководство ему доверяет. Если человек начинает, например, манкировать своими обязательствами или распространять слухи о руководстве – доверие теряется.

Абсолютное доверие между начальством и подчиненными может разрушить коллектив: чем выше доверие, тем ниже способность к критической оценке действий.

Что делать, если вы утратили доверие руководителя

Утрата доверия сотрудником – это не всегда прямой путь к увольнению. Это понижение статуса работника в организации. С него снимаются отдельные функции, он лишается права подписи. Отсутствие доверия означает и отсутствие карьерного роста.

Первое, что нужно сделать – понять, что именно поставил под сомнение руководитель – надежность или компетентность. Надежность – это безупречная репутация, кристальная честность и т.д. Компетентность – набор знаний и навыков, необходимый для решения конкретной задачи. Грамотные руководители при продвижении тех или иных сотрудников учитывают оба фактора.

Если вы недостаточно надежны, нужно улучшать репутацию в глазах руководителя. Если под сомнением компетентность, то ставьте работу на первое место, повышайте квалификацию, посещайте профильные курсы, изучайте новинки в своей отрасли.

Доверие сотрудников к руководителю

Доверие персонала к руководителю складывается из нескольких предпосылок:

  • Порядочность. Руководитель должен быть честным человеком и отвечать за свои слова. Причем честность важна как по отношению к сотрудникам, так и по отношению к акционерам.
  • Компетентность. Знание предприятия, рынка, способность к оперативному принятию правильных решений, также навыки межличностного общения.
  • Справедливость. Хороший руководитель умеет оценить результат выполненной работы и по итогам наградить сотрудников.
  • Последовательность и здравый смысл. Если сотрудники не смогут предсказать реакцию руководителя на ту или иную ситуацию, им трудно будет сохранять доверие.
  • Лояльность к сотрудникам. Работники должны знать, что руководитель их поддержит и защитит.
  • Открытость. Руководитель должен быть открыт для подчиненных, делиться с работниками необходимой информацией и идеями для размышлений.

Чтобы завоевать доверие, нужно быть хорошим наставником для подчиненных, обеспечивать им обратную связь. Можно устраивать индивидуальные беседы с сотрудниками, советовать, как им развивать свои навыки и сильные стороны. Нужно показывать заинтересованность в достижениях сотрудников, помогать новичкам адаптироваться в коллективе.

Главное умение грамотного руководителя – постановка адекватных задач, точных целей и реальных сроков, разработка четкой стратегии развития для команды и несколько путей для достижения желаемого результата.

Доверие между сотрудниками в команде

Согласно современным исследованиям, доверие членов коллектива или команды друг к другу может пройти 3 последовательных этапа: расчет, опыт, тождество.

  • Этап расчета – это начальная стадия. В это время люди присматриваются друг к другу, просчитывают все «за» и «против», оцениваются вероятность и последствия нарушения одной из сторон взятых на себя обязательств. На этом этапе важно, чтобы члены команды как можно чаще встречались, выполняли все договоренности.
  • Этап опыта. Первичное представление о коллегах уже составлено. Люди знают, чего можно ожидать друг от друга, знают, как вел себя коллега в аналогичной ситуации несколько дней назад. Если менеджеры отказываются выражать мнение по сложным вопросам, доверие между сотрудниками снижается. Если люди открыто обсуждают возникшие проблемы и обращаются за помощью друг к другу – доверие повышается.
  • Этап тождества. Коллектив становится единым целым. Вырабатывается общая система ценностей, командные принципы.

Доверие сотрудников как способ достижения стратегических целей

Вывод

Доверительные отношения чаще всего появляются там, где существуют сформулированные и общепринятые цели, задачи и принципы команды или компании в целом.

Чтобы достичь общей цели, члены коллектива должны отказаться от классического соперничества. У них могут быть разные интересы, разные функции, разные взгляды, но при этом всегда есть нечто общее, благодаря чему можно наладить эффективное и взаимовыгодное сотрудничество.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.