Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Конкуренция на внутреннем рынке как способ контроля и развития российской экономики

  • 31 января 2019
  • 16
Конкуренция на внутреннем рынке как способ контроля и развития российской экономики

Вы узнаете:

  • Что такое внутренний рынок.
  • Какие виды внутренних рынков существуют.
  • Чем обусловлена конкуренция на внутреннем рынке РФ.
  • Как государство поддерживает такую конкуренцию.
  • Почему необходима защита внутреннего рынка от конкуренции извне.
  • Какие стратегии защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции применяются сегодня.

Разберемся, нужна ли защита национального рынка от конкуренции извне, как государство осуществляет политику защиты и какие стратегии применяет, чтобы свести к минимуму конкуренцию с иностранными компаниями.

Внутренний рынок и его виды

Под внутренним рынком понимают национальный рынок, функционирующий внутри определенной страны. Это ограниченное пределами государства (либо города, региона, группы стран) коммерческое пространство, на котором ведется экономическая деятельность между его участниками.

Основные виды внутреннего рынка:

Экономическое развитие невозможно без живой конкуренции между коммерческими предприятиями в той или иной сфере.

Конкуренция на внутреннем рынке России

На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция представлялась как явление, присущее лишь капиталистической системе. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном значении. А все зачатки конкурентной борьбы между участниками рынка жестко подавлялись силами контролирующих и правоохранительных органов.

Со сменой политического строя в России стала поощряться конкуренция как на внутреннем, так и на мировом рынке, государство приняло позицию стороннего регулировщика в отдельных направлениях.

Основная задача государственной власти на сегодняшний день в вопросах конкуренции на внутреннем рынке – организовать и направить борьбу между субъектами так, чтобы она стала движущим фактором развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

В национальной экономике страны обычно действуют собственные законы конкуренции. Во-первых, борьба может возникать внутри определенной отрасли. Коммерческие предприятия-участники национального рынка производят аналогичные, взаимозаменяемые товары/услуги и вступают в борьбу между собой за более выгодные условия и получение высокой прибыли. Такая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует научно-технический прогресс в государстве, оптимизацию себестоимости, ликвидацию слабых и нерентабельных бизнес-проектов.

Председатель Счетной палаты РФ (в прошлом Министр финансов) Алексей Кудрин отмечает, что хорошая конкуренция на внутреннем рынке должна быть среди промышленных предприятий. В ходе конкурентной борьбы производители становятся более эффективными. На внешних рынках конкуренция с иностранцами второстепенна, в промышленности государство должно оказывать поддержку собственному производству.

Во-вторых, внутри страны может работать и межотраслевая конкуренция, в которой участники борются за более выгодное использование капитала. Такой вид национальной конкуренции стимулирует развитие и модернизацию различных отраслей, рост эффективности производства.

Различают также горизонтальную и вертикальную конкуренцию. В первом случае в борьбу вступают продавцы и производители одного и того же продукта, услуги. При вертикальной конкуренции на внутреннем рынке взаимодействуют производители различных продуктов, которые могут удовлетворить одно и то же желание потребителя.

Президент РФ Владимир Путин неоднократно отмечал в своих выступлениях, что конкуренция на внутреннем рынке должна быть открытой, честной и прозрачной. Главная цель для отечественных предприятий – научиться производить товары и оказывать услуги лучше, чем иностранные конкуренты. Для этого государство поддерживает внутреннюю конкуренцию и при этом активно проводит политику импортозамещения.

Как создать новую нишу на высококонкурентном рынке

Директор по маркетингу компании «АБИ Продакт» (торговая марка «Горячая штучка») рассказал редакции электронного журнала «Генеральный Директор», как прийти к созданию абсолютно нового продукта, когда, казалось бы, рынок забит конкурентами.

Кейс торговой марки «Горячая штучка»

Защита внутреннего рынка от конкуренции

При определенных политических и экономических условиях государство целенаправленно ограждает внутренний рынок от поступления товаров иностранного производств – проводит политику протекционизма. В самом общем виде это означает вытеснение с национального рынка импортной продукции и поддержку отечественных производителей, продавцов, исполнителей услуг.

На сегодняшний день протекционизм продолжает широко применяться во многих развивающихся странах, на это есть ряд объективных причин.

Прежде всего, защита от иностранной конкуренции связана с необходимостью поддержки национальных производителей, конкретных предприятий и отраслей, стратегически важных для экономического роста страны. Многие исследования подтверждают, что протекционизм не должен полностью заменяться политикой открытой экономики, вопрос в ограничении лишь до определенной меры в зависимости от уровня развития государства. Соответственно, чем ниже уровень развития экономики в стране, тем выше ожидается поддержка государства национальных субъектов бизнеса.

Есть еще один нюанс, почему протекционизм стимулирует экономический рост государства, способствует появлению новых предприятий и увеличению капитала внутри страны. Иностранные компании в условиях ограничения импорта создают на территории определенной страны свои филиалы, производственные подразделения, то есть непосредственно инвестируют в развитие бизнеса.

Политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции

Такая стратегия защиты претворяется в жизнь различными методами. Назовем основные из них.

Применение антидемпинговых мер

Демпинг имеет место, если цена экспортируемого товара при обычном ходе торговли ниже нормальной цены на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране, и вследствие этого причиняется существенный ущерб промышленности на территории импортирующего государства.

Для установления факта демпингования необходимо провести сравнение цен. При этом должна быть установлена разница между ценой товара на внутреннем рынке и экспортной ценой. Демпинг подлежит устранению как проявление «недобросовестной конкуренции». Для этого государствам предоставляются механизмы борьбы с демпингом. Например, право государств вводить антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем «демпинговой маржи».

В настоящее время идут дискуссии о том, следует ли в соглашениях о зонах свободной торговли положения об антидемпинговых мерах заменить политическими мерами по защите конкуренции.

Предоставление налоговых льгот и преференций

Правительством РФ подготовлены планы до 2020 г. по импортозамещению товаров в 20 отраслях российской экономики. Более 60 комплексных приоритетных инвестиционных проектов уже получили государственные субсидии и специальные программы финансирования. Активно заключаются и специальные инвестиционные контракты.

Важная мера стимулирования отечественных производителей – предоставление налоговых льгот и преференций. Например, региональные налоговые льготы (например, снижение в регионах ставки по налогу на прибыль до 15,5 % вместо 20 %) и/или снижение ставки по налогу на имущество до 0 %.

Актуальны эти меры для:

  • участников специальных инвестиционных контрактов;
  • участников региональных инвестиционных проектов;
  • резидентов территорий опережающего развития и особых экономических зон (к примеру, Дальний Восток).

Применение национального режима в государственных закупках

При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, преимущество имеют товары, которые произвели на территории стран-членов ЕАЭС: РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.

Подробнее ознакомиться с правилами работы с импортной продукцией можно в приказе Минфина от 04.06.2018 № 126н. На сегодняшний день это главный документ по импорту в закупках.

Использование особых таможенных правил при импорте и экспорте

В отношении различных товаров возможно как повышение таможенных пошлин, так и их обнуление, например, с целью насытить внутренний рынок сырьем и оказать поддержку в развитии отечественных перерабатывающих предприятий. Так, в 2016 году Минэкономразвития РФ обнулило ставки ввозных таможенных пошлин в отношении морской рыбной продукции (в общей сложности 150 кодов ТН ВЭД ЕАЭС) на 2 года для того, чтобы насытить внутренний рынок рыбы и увеличить загрузку отечественных рыбоперерабатывающих заводов.

Конкуренция на внутреннем рынке как способ контроля и развития российской экономики

Вывод 

Можно утверждать, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики, ее движущей силой. Однако конкурентная борьба не сама по себе способствует развитию производства и торговли – она должна чутко поддерживаться и направляться государством.

Поддержка открытой и честной конкуренции на внутреннем рынке, ограничение в некоторой степени иностранной конкуренции, импортозамещение некоторых категорий товаров – экономический путь современной России, который должен привести ее к стабильности и промышленному росту.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.