Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Мотивы сотрудников: как определить стимулы ваших работников, ведущие к достижению целей компании

  • 5 февраля 2019
  • 108
Мотивы сотрудников: как определить стимулы ваших работников, ведущие к достижению целей компании

Вы узнаете:

  • Чем обуславливаются мотивы ваших сотрудников.
  • Какие бывают виды мотивов.
  • Какие существуют способы определения мотивации сотрудников.

Лучше всего работает тот сотрудник, который четко понимает, что и зачем он делает. Одних мотивирует денежное вознаграждение, другим требуется самореализация, а кого-то лучше всего вдохновляет перспектива общественного одобрения.

Мы советуем определить мотивы ваших подчиненных, чтобы подобрать правильную стратегию стимулирования их труда. Как это сделать? Рассказываем в этом материале.

Теория мотивации и мотивы сотрудников

Мотивация сотрудников является ключевым фактором, определяющим их поведение, поэтому занимает важнейшее место в управлении персоналом. Задействовав правильные мотивы можно значительно повысить показатели эффективности и улучшить атмосферу в коллективе. Каждый руководитель хочет, чтобы работники были заинтересованы в процессе и результате, а добиться этого помогает как раз мотивация.

Мотивация – это побуждение к деятельности с использованием различных факторов, затрагивающих персональные интересы человека. Мотивация основывается на потребностях человека: социальных, материальных и персональных. В системе управления персоналом мотивация решает несколько важных задач:

  • Признание успешного выполнение задач и эффективности работника.
  • Демонстрация позиции руководства по отношению к успеху сотрудников.
  • Повышение качества труда.
  • Вовлечение работников в процесс.
  • Применение бонусов за успешное выполнение задач.
  • Формирование позитивной атмосферы в коллективе.
  • Персональный подход к интересам сотрудников.

Мотивировать сотрудников можно различными способами. Существует несколько основных подходов к мотивации, которые различаются по степени взаимоотношения между участниками процесса. Нормативная мотивация побуждает человека к действию, используя убеждение и внушение. Принудительная мотивация опирается на использование авторитета, угроз, системы штрафов за невыполнение. Мотивация путем стимулирования является косвенной, она задействует внешние факторы и воздействует на работника путем стимулов и бонусов, которые побуждают выполнять работу активнее.

Главное место в системе мотивации занимает мотив. Это внутреннее побуждение человека, стимулирующее его на действия, которые ведут к удовлетворению его желаний и потребностей. Это всегда осознанный импульс, направляющий поведение человека. Мотив опирается как на базовые потребности – обеспечение условий жизни, защищенность, стабильность, так и на более возвышенные – самореализация, признание заслуг, доминирование в окружении и т.д. Руководствуясь определенным мотивом, можно игнорировать неудобные факторы и делать процесс достижения результата более активным.

Мотивы увольнения сотрудников вытекают из-за несоответствия цели компании их персональным интересам.

Виды мотивов сотрудников

Работа эффективнее, когда у нее есть цель, причем персональная, отвечающая на внутренние мотивы сотрудника. Вознаграждения или система привилегий стимулируют труд гораздо лучше, чем стратегические цели предприятия. Можно выделить несколько видов мотивов, которые встречаются в рабочем процессе.

Вознаграждение

Денежная премия и различные бонусы, выдаваемые за достижение определенных результатов, являются самым распространенным и понятным способом мотивирования сотрудников. Система вознаграждений должна быть четко продумана и аргументирована, чтобы не возникало недопонимания и конфликтных ситуаций.

Социальный мотив

Скрывает под собой стремление к похвале и общественному одобрению, а также соответствию образа идеального сотрудника. Для таких работников похвала является важным элементом рабочего процесса, а повышение по карьерной лестнице оценивается в первую очередь как возможность заслужить одобрение коллег и начальства.

Интерес к процессу

Тип мотивации, при котором сотрудник получает удовлетворение не от результатов своего труда, а от процесса их достижения. Общение с клиентами, обмен опытом, командировки и стажировки, творческая деятельность – все это привлекательно само по себе и служит источником сил и вдохновения для трудовой деятельности. У такого вида мотивации есть минус: его сложно контролировать со стороны.

Достижение целей

Система мотивации, основанная на вызовах. Сотрудники, которых вдохновляет именно такой подход к работе, ставят перед собой амбициозные цели и постоянно повышают планку. Решение сложных и нестандартных задач для них в приоритете, а радость от достижения превышает другие бонусы и мотивы. Но без регулярной постановки целей и сложных задач интерес к работе может угаснуть.

Приверженность идее

Корпоративная цель настолько схожа с ценностями сотрудника, что становится личной. Подобный тип мотивации характерен для командных игроков и часто встречается в азиатских компаниях. Главным стимулом тут выступает ощущение себя частью команды и желание участвовать в совместных проектах. Также такая мотивация может быть следствием внушения – когда идеи широко пропагандируются и рано или поздно начинают восприниматься сотрудником как свои собственные.

Как определить ведущие мотивы сотрудника

Чтобы использовать мотивацию в управлении персоналом, необходимо для начала выяснить, что движет каждым из участников рабочего процесса. Определение ведущего мотива у сотрудников стоит проводить еще при найме. Это можно сделать с помощью опросов и интервью, в которых необходимо выяснить следующие моменты:

  • В чем заключается для сотрудника привлекательность занимательной должности.
  • Представление об идеальной работе.
  • Плюсы и минусы работы на предыдущем месте.
  • Положительные и отрицательные качества прошлого руководителя.
  • Факторы, вызывающие вдохновение для рабочего процесса.
  • Условия, которые позволяют выйти за рамки, сделать больше запланированного, выполнить непривычную задачу.
  • Желаемые перспективы развития в компании.
  • Какие действия вы бы предприняли на месте руководителя для повышения мотивации.

Обычно в ответах на перечисленные вопросы присутствует склонность к одному или двум видам мотиваций. Список можно дополнить уточняющими пунктами, чтобы получить более точную картину. Рассмотрим критерии для каждой из категорий более подробно.

Ответы, указывающие на мотивацию вознаграждением

Хороший руководитель, по мнению такого сотрудника, продумывает систему вознаграждений и не препятствует получению заработка. На предыдущем месте работы препятствиями обычно служит низкий финансовый уровень и невозможность заработать больше. Карьерный рост рассматривается как способ получить привилегии и более высокий уровень дохода.

На подвиги мотивирует награда, а вдохновением для работы служит возможность получить за нее заработанные деньги. Часто задает вопросы о сокращении испытательного срока, возможностях повышения и дополнительного заработка.

Ответы, указывающие на социальную мотивацию

Респондент часто упоминает команду, поддержку, одобрение, сплоченность коллектива. Идеальной работой для него будет совместная работа с приятными коллегами, следование общим правилам и поддержка со стороны коллектива и руководителей.

На трудовые свершения сотрудников этого типа мотивирует похвала, одобрение, признание лучшим работником месяца/недели/года, поручение важнейших производственных задач.

Идеальный руководитель оказывает всестороннюю поддержку и следит за успехами сотрудников. Повышение по карьерной лестнице является способом заслужить признание, повысить статус и получить уважение сослуживцев. Перед вступлением в должность интересуется организацией совместной работы и отдыха в компании, составом коллектива и рабочей атмосферой, требованиями руководства к сотрудникам.

Ответы, указывающие на процессный мотив

Интереса к работе добавляет свободный график и возможность самостоятельно планировать задачи и выстраивать рабочий процесс. Прошлое место работы отталкивало рутинностью и непрерывным контролем со стороны руководства.

Идеальный руководитель по мнению такого работника должен быть гибким, поощрять креативный подход к решению задач, не поручать сразу несколько дел и заблаговременно предупреждать о грядущих изменениях.

К трудовым свершениям может побудить простая увлеченность делом и желание сделать его на высшем уровне. Перспектива карьерного роста радует возможностью получать более интересные задачи и проекты. При трудоустройстве обычно задает вопросы о графике и возможности его изменить.

Ответы, указывающие на мотив достижения

Работники с мотивом достижения также могут указывать финансовые бонусы и признание заслуг в качестве главных движущих мотивов. Чтобы выяснить, задайте уточняющие вопросы, выяснив, зачем именно сотруднику нужны перечисленные бонусы – если в ответах будут фигурировать такие слова как «самореализация» или «получение опыта», то это укажет на мотив достижения.

Идеальной работой для таких сотрудников будет та, где есть сложные, но понятные задачи и широкий спектр возможностей для карьерного роста. Хороший руководитель будет постоянно повышать планку и давать сложные задачи, а карьерный рост для такого работника – способ показать свои возможности и проверить себя на прочность.

Вопросы, задаваемые при найме, касаются обучения, получения дополнительного опыта, путей развития в фирме. На трудовые свершения мотивируют самостоятельные сложные задачи, которые требует навыков и профессионализма.

Ответы, указывающие на идейный мотив

На предприятие такие сотрудники обычно приходят надолго. Работа в конкретной компании может и являться их жизненной профессиональной целью. Идеальная работа видится как совместная деятельность коллектива на благо грандиозной идеи или созданию революционного продукта.

Такой тип мотивации встречается в современном мире в крупных технических компаниях, работа в которых сама по себе служит привилегией. Хороший руководитель ведет себя с работниками на равных, заинтересован в рабочем процессе, привлекает все ресурсы к решению задач, активно взаимодействует с сотрудниками.

Мотивацией для трудовых достижений служит польза компании и общему делу, а карьерный рост воспринимается как возможность оказывать большее влияние на конечный результат и дела фирмы.

Мотивы сотрудников: как определить стимулы ваших работников, ведущие к достижению целей компании

Лучше всего дела обстоят в компаниях, где преобладают сотрудники с одним типом мотивации, желательно тем же, что и у руководителя. Если типы мотиваций совпадают, то не придется тратить силы на удержание сотрудников, чьи интересы идут вразрез с вашими собственными.

Интересные примеры мотивации сотрудников

Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» проанализировала деятельность пяти крупных компаний и определила рецепт эффективного стимулирования работников в каждой из них.

Смотреть примеры мотивации

Вывод

Правильно замотивированный сотрудник работает в разы эффективнее. Разобравшись с причинами, которые побуждают работников на трудовую деятельность, вы сможете грамотнее управлять человеческими ресурсами и добиваться максимальной результативности бизнес-процессов в компании.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.