Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Анализ финансового плана организации: основные методы и особенности применяемых коэффициентов

  • 15 февраля 2019
  • 154
Анализ финансового плана организации: основные методы и особенности применяемых коэффициентов

Вы узнаете:

  • Что такое финансовый анализ и почему он необходим в работе предприятия.
  • Каковы основные цели и этапы анализа финансового плана компании.
  • Какие методы применяются в ходе финансового анализа планов хозяйственной деятельности предприятия.
  • Какие коэффициенты и показатели используются для анализа финансового плана компании.

В этой статье читайте о том, как грамотно проведенный финансовый анализ предприятия позволяет получить информацию об успешности выполнения бизнес-процессов и эффективности работы в плане достижения поставленных целей.

Финансовый план предприятия и необходимость его анализа

Под финансовым планом компании понимается комплекс внутренних документов организации, который включает в себя составные элементы:

  • анализ текущего финансового состояния и возможностей хозяйствующего субъекта;
  • перечень планируемых управленческих решений и мероприятий, связанных с осуществлением производственной деятельности;
  • экономическое обоснование намеченных мероприятий;
  • прогнозируемые результаты принятых решений и проведенных мероприятий, выраженные в количественных финансовых показателях.

Реализация любого разработанного плана предприятия нуждается в итоговой оценке, состоящей из определения уровня достижения поставленных целей, выявления отклонений от планируемых показателей и определения причин их возникновения.

Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности организации помогает не только определить эффективность проведенной работы за прошедший промежуток времени, но и разработать более точный план на следующий календарный период.

Цели анализа плана финансово-хозяйственной деятельности

Главной целью анализа выполнения финансового плана предприятия является сопоставление прогнозных и фактических показателей хозяйственной деятельности компании. Для ее достижения необходимо решить несколько задач, в число которых входят:

  • Оценка общего уровня выполнения плана, которая осуществляется как в разрезе предприятия в целом, так и по отдельным подразделениям организации, а при необходимости даже по конкретным сотрудникам.
  • Анализ исполнения финансового плана по каждому конкретному параметру, включая показатели выручки, себестоимости, продажной цены, рентабельности, оборачиваемости и т.д.
  • Определение причин расхождения плановых и фактических показателей, а также расчет доли влияния каждого из выявленных факторов. В первую очередь оцениваются отклонения по таким параметрам, как объем продаж, изменение цен, величина производственных издержек и другие подобные показатели.
  • Оценка эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов – финансовых, кадровых, основных фондов и т.д.

Этапы выполнения анализа финансового плана

Последовательность действий, предпринимаемых при осуществлении анализа выполнения финансового плана, выглядит следующим образом:

  • Выбор специалистов, которые будут заниматься анализом. Для этого могут привлекаться как собственные сотрудники, обладающие достаточным уровнем финансовых знаний, так и сторонние специалисты или специализированные организации, например, аудиторские компании.
  • Сбор сведений о разработанном плане финансово-хозяйственной деятельности и фактических результатах работы предприятия.
  • Расчет различных финансовых коэффициентов и показателей, а также их последующий сравнительный анализ в разрезе «план/факт».
  • Выявление основных факторов и причин отклонения плановых и фактических показателей.
  • Итоговая оценка выполнения финансового или бизнес-плана и текущего финансового положения предприятия.
  • Рекомендации специалиста или компании по более точной и грамотной разработке дальнейших планов.

Методы исполнения анализа финансового плана

Выполнение финансового анализа планов хозяйственной деятельности предприятия происходит с применением различных методов. Наиболее часто используются следующие из них:

  • Структурный анализ. Делится на 2 разновидности:
1. горизонтальный – производится сравнение плановых показателей с фактическими;
2. вертикальный – определяется структура параметра и доля каждого из показателей, влияющих на его итоговое значение.
  • Факторный анализ. Ключевой составляющей выступает определение нескольких важных факторов, оказывающих влияние на итоги работы организации. Затем сравниваются количественные значения этих параметров в плане и по факту.
  • Трендовый анализ. Особенность заключается в изучении трендов, сложившихся на предприятии, в отрасли или в стране в последние годы. Часто применяется при разработке планов и бизнес-проектов.

Практически всегда в реальной деятельности применяется набор из нескольких методов финансового анализа. Тем более что сегодня не нужно заниматься расчетом многочисленных показателей вручную, так как разработано и активно используется большое количество программных продуктов, позволяющих обработать и проанализировать любые по объему массивы данных.

Дополнительным бонусом большей части подобных сервисов выступает возможность импорта сведений из различных систем бухгалтерского и управленческого учета, что позволяет производить некоторые виды финансового анализа даже неспециалистам. Для маленькой компании или ИП такой подход может быть вполне оправдан.

Бизнесхак: как тратить на анализ финансовой отчетности всего 15 минут в неделю

Если на предприятии не налажен управленческий учет, то генеральный директор довольно будет получать от бухгалтерии информацию о прибылях и убытках спустя месяц после закрытия периода. Это означает, что оперативно повлиять на ситуацию просто невозможно. Избежать многих финансовых проблем позволит планирование на еженедельной основе: вы сможете, не дожидаясь отчетов от бухгалтерии, контролировать расходы, а самое главное – у Вас будет инструмент для прогнозов на будущее. Для этого нужно установить плановые показатели деятельности и затем следить за их отклонениями. Такой контроль требует не более 15 минут в неделю.

Как наладить такую систему еженедельного планирования финансовых показателей? Узнайте бизнесхак из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать бизнесхак

Основные показатели анализа финансового плана

Перечень финансовых показателей, расчет которых выполняется в ходе анализа плана финансово-хозяйственной деятельности, определяется с учетом специфики предприятия и поставленных перед ним задач. Стандартный анализ показателей финансового плана предусматривает вычисление 5 основных групп коэффициентов.

Коэффициенты ликвидности

Используются для оценки возможности реализовать имеющиеся у предприятия активы в денежные средства и покрыть текущие обязательства компании перед инвесторами, кредиторами, контрагентами и собственниками. Применительно к анализу финансового плана сравниваются коэффициенты на начало и по окончании его реализации.

Коэффициенты рентабельности

Самый популярный и наглядный показатель, который характеризует соотношение полученной прибыли и потраченных средств в процессе осуществления бизнес-плана или проекта. Различают несколько видов этого коэффициента, при расчете которых вместо израсходованных денежных ресурсов используются такие параметры, как величина инвестированного капитала, размер собственного капитала, объем реализации или себестоимость произведенной продукции. Каждый из перечисленных коэффициентов рентабельности наглядно демонстрирует эффективность использования различных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Коэффициенты финансовой устойчивости

Используются для того, чтобы определить степень защищенности интересов владельцев и инвесторов предприятия. При анализе плана финансово-хозяйственной деятельности выполняется сравнение показателей устойчивости на начало и на конец прогнозируемого временного периода.

Улучшение значений коэффициентов данной группы означает, что финансовое положение предприятия стало более стабильным и надежным. В большинстве случаев рассчитывают следующие виды показателей финансовой устойчивости:

  • Коэффициент концентрации, определяющий долю собственного капитала в общем капитале предприятия.
  • Аналогичный коэффициент, рассчитывающий долю заемных средств.
  • Коэффициент зависимости проекта, который показывает величину влияния заемного капитала на успешность конкретного бизнес-плана.

Коэффициенты оборачиваемости

Применяются для оценки скорости оборота денежных средств организации. Этот показатель позволяет определить, является ли объем выделенных и получаемых в ходе реализации проекта денежных средств достаточным для нормальной работы предприятия.

Анализ финансового плана компании предполагает расчет и последующее сравнение между собой нескольких видов планового и фактического коэффициента оборачиваемости:

  • Оборачиваемость активов, когда определяется соотношение объема реализации к размеру активов.
  • Оборачиваемость инвестиций. При расчете выручка делится на сумму собственных и заемных инвестиций.
  • Оборачиваемость собственного капитала, при вычислении которой учитывается только размер собственных средств.
  • Оборачиваемость оборотного капитала. В этом случае рассчитывается отношение объема реализации к величине оборотных средств организации.

Анализ финансового плана организации: основные методы и особенности применяемых коэффициентов

Вывод

Современные информационные технологии позволяют без проблем оперативно рассчитать любое количество показателей финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия. Однако для их грамотной интерпретации требуется наличие финансового образования и соответствующих знаний и навыков.

Именно поэтому настолько высоко оцениваются услуги профессиональных аудиторов, предоставляющих квалифицированные услуги финансового анализа бизнес-планов и проектов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.