Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Операционный менеджмент на предприятии: основные задачи и принципы эффективного использования

  • 15 февраля 2019
  • 341
Операционный менеджмент на предприятии: основные задачи и принципы эффективного использования

Вы узнаете:

  • В чем состоит суть операционного менеджмента.
  • Каковые его основные задачи и принципы.
  • В чем заключаются функции и должностные обязанности операционного менеджера.
  • Какие методы менеджер по операциям использует в повседневной работе.

Операционный менеджмент позволяет обеспечить эффективное функционирование предприятия в современных и быстро изменяющихся рыночных условиях. Рассказываем, как грамотно организовать такой тип менеджмента.

Сущность понятия операционного менеджмента

Под операционным менеджментом на предприятии понимается комплекс процессов, результатом которых становится принятие текущих управленческих решений на всех уровнях организации.

Наряду с маркетингом и управлением финансами, операционный менеджмент является важной частью общего управления хозяйствующим субъектом.

Другое значение термина определяет производственный и операционный менеджмент как деятельность по разработке, практическому применению и улучшению производственных систем предприятия, которые используются для изготовления продукции и оказания услуг. Несмотря на сложность определения, оно предельно точно отражает комплексный характер операционного менеджмента, охватывающего абсолютно все сферы деятельности компании.

Задачи и функции операционного менеджмента

Сущность операционного менеджмента состоит в том, чтобы сделать работу компании более эффективной и результативной. Важной его особенностью выступает тот факт, что оптимизация достигается за счет экономного расходования имеющихся на предприятии ресурсов и более грамотного их распределения.

Основные цели операционного менеджмента заключаются в следующем:

  • Повышение конкурентоспособности предприятия – ключевая задача, стоящая перед любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в условиях рыночной экономики.
  • Снижение издержек. Достигается за счет работы по нескольким направлениям, среди которых: грамотное планирование, выстраивание взаимовыгодных отношений с поставщиками и контрагентами, внедрение новых прогрессивных производственных технологий и т.д.
  • Повышение отдачи от имеющихся ресурсов. Применительно к операционному менеджменту принято рассматривать 3 вида ресурсов предприятия: кадровые, расходные материалы и комплектующие, основные фонды. Эффективность расходования каждого из них влияет на общий КПД предприятия.
  • Оперативное внесение изменений в используемые на предприятии производственные системы. Как и для любой другой части управления компанией, включая финансовый менеджмент или маркетинг, для операционного менеджмента крайне важное значение имеет выстраивание обратной связи, позволяющей оперативно анализировать происходящие процессы и вносить в них необходимые изменения.

Операционный менеджер в качестве приоритета рассматривает решение текущих задач, стоящих перед предприятием, отдельным подразделением или работником. Принимаемые решения могут носить долгосрочный характер и делятся на 3 группы:

  • Кратковременные, или оперативные. Используются в течение короткого срока – рабочей смены, нескольких дней, недели.
  • Тактические, или промежуточные. Принимаются на месяц, квартал или год. Имеют намного более серьезное значение, а потому требуют соответствующего подхода.
  • Стратегические, или долговременные. Такие решения принимаются в рамках существующей концепции развития предприятия и могут действовать в течение 2-3 или даже 5 лет.

Стратегический операционный менеджмент играет важную роль для общей эффективности работы организации, а принятие долговременного решения предусматривает наличие серьезной управленческой квалификации.

Принципы операционного менеджмента

Современная теория управления хозяйствующими субъектами рассматривает производственный и операционный менеджмент с социально-экономической точки зрения. Это позволяет воспринимать данную область менеджмента, опираясь не только на комплекс технических и технологических параметров, но и на показатели, характеризующие эффективность сотрудничества применительно к человеческому фактору и общей системе управления предприятием.

В число основных принципов операционного менеджмента следует включить:

  • Системный подход. Предусматривает необходимость восприятия менеджмента операциями как части комплексной системы руководства и управления компанией.
  • Целенаправленность. Эффективная работа операционного менеджера возможна только при наличии четко поставленных задач и целей. Важно, чтобы они были как кратко, так и средне- и долгосрочными.
  • Последовательность. Все действия грамотного управленца осуществляются в рамках единой стратегии. При этом стадии принятия, реализации и контроля над исполнением решения должны воплощаться в жизнь в указанной последовательности. Важно при этом избежать неэффективной управленческой работы, например, анализа целесообразности уже принятых и реализуемых решений.
  • Сочетание централизованности делегирования полномочий при принятии решений. Эффективный менеджер не стремится брать на себя принятие всех текущих управленческих решений. Намного правильнее распределить обязанности между подчиненными таким образом, чтобы обеспечить максимальное задействование всех имеющихся в распоряжении кадровых ресурсов. Это позволит менеджеру сосредоточиться на решении наиболее важных и сложных задач.
  • Баланс прав и обязанностей. Эффективно работающая организационная структура предполагает справедливое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми участниками принятия каких-либо управленческих решений. Только в этом случае получится подключить к достижению целей максимальное число работников компании или отдельного подразделения.
  • Общая заинтересованность. Предполагает материальное и моральное стимулирование трудового коллектива или отдельной категории работников, находящихся в подчинении операционного менеджера. Если сотрудник воспринимает цели компании как свои собственные и получает при этом достойное финансовое вознаграждение, эффективность его работы существенно возрастает.
  • Разумная состязательность. Здоровая конкуренция внутри коллектива способна стать одним из наиболее действенных механизмов повышения производительности труда и общего КПД предприятия.

Как принимать решения в рамках операционного менеджмента

Всем руководителям приходится принимать непростые для себя и компании решения, каждый из них руководствуется своей логикой.

В статье электронного журнала «Генеральный Директор» несколько ваших коллег делятся опытом принятия управленческих решений. 

Методы принятия управленческих решений

Функции операционного менеджера

Для операционного менеджмента, как и для любой другой управленческой деятельности, можно выделить 5 основных функций, осуществляемых непосредственно менеджером:

  • Планирование. Подразумевает определение текущих целей, касающихся руководителя и подчиненных ему сотрудников, а также выбор мероприятий и методов, направленных на их достижение. Грамотный менеджер устанавливает конкретные задачи как для предприятия в целом, так и для каждого его подразделения и работника.
  • Организация производственного процесса. Она предполагает подбор необходимых для решения поставленных задач ресурсов и создание организационной структуры, обеспечивающей их наилучшее взаимодействие и использование.
  • Мотивация. Она реализуется применительно к кадровому ресурсу, который в современных условиях заслуженно считается ключевым. При этом в ведении операционного менеджера находится решение вопросов формирования организационной структуры, набора персонала, проведение его обучения, аттестации и профессиональной подготовки.
  • Руководство. Оно состоит в ежедневном принятии управленческих решений, количество которых в значительной степени определяется квалификацией и уровнем профессионализма менеджера. Грамотный специалист и руководитель стремятся минимизировать частоту собственного вмешательства в производственные процессы.
  • Контроль над событиями, происходящими на предприятии, а также над работой подчиненных. Для оперативного получения объективной информации, необходимой для внесения корректировок в деятельность компании, требуется создание эффективных систем обратной связи, позволяющих оценить вероятность успешного решения поставленных задач.

Каждая из описанных выше функций может быть подразделена на несколько более мелких и частных. Из общей их совокупности и состоит работа операционного менеджера любого уровня.

Должностные обязанности операционного менеджера

Перечень должностных обязанностей операционного менеджера в значительной степени зависит от специфики деятельности предприятия и места, которое он занимает в управленческой иерархии компании. К числу наиболее распространенных можно отнести:

  • Определение необходимых производственных мощностей и требующихся ресурсов, включая расходные, кадровые и основные фонды.
  • Разработку и проектирование планируемой к производству продукции или предоставляемых услуг.
  • Распределение бизнес-процессов между подчиненными и передачу некоторых функций на аутсорсинг с привлечением сторонних ресурсов.
  • Организацию производственных процессов по изготовлению товара или оказанию услуги.
  • Составление графиков поставки материалов, сырья и расходников для бесперебойного обеспечения производственных потребностей.
  • Разработку и реализацию мотивационных программ.
  • Оперативное решение возникающих в ходе производственной деятельности проблем и конфликтов.

Приведенный список должностных обязанностей операционного менеджера сложно назвать исчерпывающим. Однако он позволяет понять, насколько сложной и разносторонней является деятельность сотрудника. Поэтому нет ничего удивительного в том, что грамотный менеджер по операциям часто является одним из самых высокооплачиваемых сотрудников компании.

Методы работы операционного менеджера

Эффективная работа операционного менеджера предполагает обязательное использование 3-х основных категорий методов управления.

Организационные методы

Они предполагают предварительное создание структуры предприятия и внутренней правовой базы, которая используется в последующей производственной деятельности. Организационная работа справедливо считается базой по отношению ко всем остальным действиям менеджера.

Административные методы

Они представляют собой разновидность властной мотивации, поэтому их сложно отнести к наиболее эффективным и часто применяемым в современных условиях.

Экономические методы

Их высокая результативность не вызывает сомнений, поэтому материальное стимулирование применяется повсеместно. Наибольший эффект оно дает в сочетании с социально-психологическими методами, в число которых входит создание благоприятного морального климата в коллективе и сплочение сотрудников для решения стоящих перед предприятием задач.

Операционный менеджмент на предприятии: основные задачи и принципы эффективного использования

Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.