Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Как организовать брейнсторминг: 6 видов мозгового штурма и 5 правил его проведения

  • 20 февраля 2019
  • 156
Как организовать брейнсторминг: 6 видов мозгового штурма и 5 правил его проведения

Вы узнаете:

  • Что такое брейнсторминг.
  • Какие виды мозгового штурма существуют.
  • Каков процесс проведения брейнсторминга.
  • Какие правила брейнсторминга следует соблюдать.

Иногда в процессе работы возникают сложные задачи, для решения которых недостаточно привычных методов и производственных процессов. Найти оригинальное решение, по-новому взглянуть на проблему и сгенерировать множество новых идей поможет метод брейнсторминга или мозгового штурма.

Метод брейнсторминга или мозгового штурма

Термином «брейнсторминг» называется подход к решению проблем, во время которого идеи на определенную тему накидываются в большом количестве за определенное время, а затем разбираются и анализируются. Важный аспект – генерирование идей происходит непременно в группе, что позволяет значительно расширить информационное поле для дальнейшей работы. Другая важная составляющая – оперативность, которая служит мотивирующим элементом.

Метод был основан еще в тридцатые годы прошлого века и основывается на том принципе, что при большом количестве идей возрастает шанс того, что среди них будут стоящие. Мозговой штурм – это фокус на конкретной задаче и поиск для нее как можно большего количества решений. Один человек обычно ограничен собственным представлением о задаче и подходом к ее решению, а групповой подход позволяет взглянуть на вопрос с различных сторон и сгенерировать гораздо больше возможных вариантов.

6 видов мозгового штурма

Несмотря на общий принцип, брейнсторминг имеет несколько разновидностей. Выбор того или иного вида мозгового штурма зависит от ваших целей и задач.

Теневой

Не все могут выражать идеи открыто, поэтому такой вид брейнсторминга как теневой предполагает участие двух групп экспертов. Одна часть открыто высказывает идеи, а вторая – записывает свои варианты, после чего все обсуждается совместным советом.

Обратный

Часто используется для создания нового продукта и услуги. Заключается в том, что оцениваются проблемы или недостатки. На первом этапе выявляются все слабые стороны продукта или возможные трудности, а далее обсуждаются меры по их устранению.

Индивидуальный

Если групповой (классический) вид мозгового штурма применяется для решения вопросов на предприятии, то персональный или индивидуальный предполагает решение личных проблем или концентрации на вопросе конкретного специалиста или руководителя отдела.

Брейнрайтинг

Вид мозгового штурма, при котором идеи генерируются участниками самостоятельно, фиксируются на бумаге, а затем передаются другому участнику для их развития, анализа или генерации новых на их основе.

Также можно выделить комбинированный вид мозгового штурма, при котором все перечисленные методы могут сочетаться или использоваться комплексно.

Не стоит забывать и о классическом методе, когда выявляется проблема или задача. Группа экспертов генерирует идеи, которые затем анализируются и обсуждаются.

Как проводить брейнсторминг

Существует несколько критериев, которые определяют проведение мозгового штурма: категории участников, их количество, обстановка и условия, временной фактор, решаемые проблемы, руководитель и способ оценки идей. Разберем каждый из элементов подробнее.

Участники

Правила брейнсторминга не предполагают четких рамок, но, учитывая логику, решение проблем стоит доверить экспертам, имеющим опыт в этой области. Однако и свежий взгляд на проблему чрезвычайно важен. Для специфичных задач необходимо пригласить экспертов, которые смогут оценить эффективность разработанных решений. Лучше всего соблюдать разнообразный половозрастной состав групп участников, а также баланс активных и более спокойных людей.

Должностной состав должен не слишком варьироваться, поскольку присутствие начальства и руководителей может оказать негативное и сдерживающее влияние. Но в некоторых случаях это наоборот уместно, так что стоит отталкиваться от ваших целей и задач. Новые лица позволяют освежить взгляд на задачу и стимулировать оригинальные решения.

Самое приемлемое количество участников – от 6 до 12 участников, слишком маленькие группы неэффективны, а чересчур большие – затрудняют анализ и оценку идей. Обратите внимание на состав участников – если среди них много активных, то размер группы будет меньше.

Обстановка

Правильным решением будет выбрать для проведения брейнсторминга просторное, но тихое помещение с небольшой проходимостью или вовсе изолированное. Подойдет зал для собраний или конференций. На видном месте разместите основные правила, чтобы участникам было проще ориентироваться. Если у вас есть доска для записей, обязательно используйте ее – наглядная демонстрация основных или особенно удачных идей стимулирует процесс.

Стулья лучше всего разместить таким образом, чтобы участники могли контактировать друг с другом. Это может быть размещение вокруг стала (круглый подойдет лучше всего) или просто расстановка по форме буквы «П» или круговая. Обстановка не должна быть напряженной – шутки и дружеское общение расслабляют и создают приятную атмосферу для генерации идей.

Время

Не стоит отводить на этот процесс слишком много времени – 40 минут или 1 часа будет достаточно. В этот промежуток сохраняется бодрость и креативность, которые затем идут на спад. Даже самые креативные сотрудники не могут генерировать идеи бесконечно. На простые задачи или при использовании экспресс-техники на решение проблемы можно выделить 10-15 минут.

Лучше всего проводить мозговой штурм тогда, когда энергия на подъеме: в утренние часы или сразу после обеденного перерыва.

Область применения

С помощью брейнсторминга можно решить практически любой вопрос, для которого нужен свежий креативный взгляд. Главное правило: задача должна быть четко определена. Нельзя придумывать «какой-то новый продукт» с помощью брейнсторминга, зато можно найти ответ на один из следующих вопросов:

  • Кто наша целевая аудитория.
  • Потребности целевого потребителя в конкретной области.
  • Какие проблемы должен решать новый продукт.
  • Дизайн и форма нового продукта.

Решаемая проблема не должна быть абстрактной. Также не стоит распыляться на решение сразу нескольких проблем – лучше провести несколько сеансов мозгового штурма, чем пытаться решить все за один. Если вы ограничены по времени, то сделайте перерыв между решением каждой из задач. Проблема должна быть четко сформулирована, максимально лаконична и понятна всем участникам.

Суть можно раскрыть заранее, чтобы у участников было время подготовиться, или же непосредственно перед проведением сеанса. Можно также разделить информацию и раскрыть сначала часть проблемы, чтобы участники подготовились, а на собрании озвучить детали. Каждый из вариантов имеет свои преимущества, выбор зависит от ваших целей и задач.

Также неплохо будет подготовить сопутствующую информацию для участников, раскрыв контекст проблемы, подготовив схемы или графики.

Роль лидера

Главная задача руководителя состоит в том, чтобы донести до всех участников основные правила проведения мозгового штурма, а также в контроле всего процесса, чтобы он оставался в рамках намеченной цели. Лидер стимулирует участников, направляя их креатив в нужное русло, следит за обсуждаемой темой, подчеркивает и выделяет наиболее подходящие идеи. Также руководитель процесса ведет подбор участников для предстоящего события и формулирует концепцию проведения.

Выполняя роль руководителя стоит регулярно стимулировать процесс яркими идеями, чтобы остальные участники не боялись их высказывать. В самых безумных вариантах часто как раз и нуждаются проблемы, обсуждаемые во время мозгового штурма. Грамотный лидер должен хорошо разбираться в теме, чтобы отсеивать неподходящий материал, и иметь несколько собственных решений предлагаемой к обсуждению проблемы.

Руководитель направляет поток идей, сбавляя или повышая градус креативности . Например, если предлагаемые решения слишком банальны, устанавливается специальное время, в течение которого нужно предложить, как можно больше оригинальных вариантов и наоборот. Если полет фантазии пошел слишком далеко, стоит остановиться на более приземленных вариантах в течение какого-то временного отрезка. Часто участники продолжают генерировать идеи и после завершения брейнсторминга. Руководитель в этой ситуации должен организовать сбор креативных идей, чтобы они не были утеряны.

Оценка и обсуждение

По завершении сеанса мозгового штурма непременно стоит собрать все наиболее ценные идеи и вынести их на обсуждение. Критерии оценки оговариваются заранее или определяются во время процесса. Если в роли экспертов выступают сами участники, то на обсуждение стоит выделить отдельное собрание или же сделать перерыв между набором идей и их оценкой и анализом.

План проведения брейнсторминга

Главное правило эффективного мозгового штурма – не затягивать собрание. Чтобы ориентироваться во времени проведения брейнсторминга, используйте специальный план, который вы найдете в статье «Как эффективно проводить мозговые штурмы» электронного журнала «Генеральный Директор».

Мы советуем сохранить этот план проведения брейнсторминга и распечатать его для вашего удобства.

Сохранить план брейнсторминга

5 правил приема брейнсторминга

Для эффективного проведения брейнсторминга необходимо соблюдать несколько важных правил.

Во-первых, подготовка к процессу брейнсторминга. Если тема и задачи для решения озвучиваются заранее, то за 2-3 дня участники накидывают собственные идеи. Если же тема не озвучивается по каким-либо причинам, то подготовка ведется со стороны руководителя: определяются критерии оценки, вырабатываются основные правила и т.д.

Во-вторых, должно быть разнообразие. В первую очередь, в участниках – они должны быть примерно на одном уровне в организационной структуре, но иметь разные взгляды, уровень подготовки, профессиональные компетенции. Подход к решению поставленных задач тоже должен быть разнообразным, используйте различные техники – временные ограничения, подбор идей в определенном русле и т.д.

В-третьих, обязательно фиксируйте все идеи, чтобы не пропустить хорошие варианты или направления мысли. Записи ведутся не только руководителем мозгового штурма, а всеми участниками, чтобы ничего не было упущено. Зачастую некоторые идеи не озвучиваются, зато могут остаться в написанном виде и оказаться тем самым решением, которое вы искали.

В-четвертых, объединяйте и смешивайте идеи. Если вариантов много, то спасти ситуацию поможет такой прием. Брейнсторминг нацелен на групповое обсуждение, поэтому части одних идей вполне могут стать началом для других. Объединение идей позволяет скомбинировать наиболее удачные варианты.

В-пятых, не пренебрегайте разделением брейнсторминга на этапы и привлечением сторонних специалистов. Если решение никак не удается найти, не спешите разочаровываться в методе – возможно, стоит просто отложить собрание на другой день, разбить проблему на составляющие или расширить количество участников группы за счет приглашенных экспертов.

Все перечисленные правила определяют общее направление для данного метода, детали можно и нужно определить самостоятельно, с учетом вашей специфики и направления деятельности.

Вывод

Метод брейнсторминга – это отличная идея, если нужно найти нестандартное решение или взглянуть на трудную проблему по-новому. Генерация идей в большом количестве разными участниками позволяет найти огромное количество вариантов, повышая шансы на успех.

Некоторые компании, особенно в креативной сфере, регулярно практикуют мозговые штурмы. Брейнсторминг хорош не только количеством генерируемых идей, но и созданием взаимодействия между участниками. Часто процесс креатива продолжается и после собрания, что улучшает коммуникации в коллективе и способствует улучшению климата и атмосферы в вашей компании.

Как организовать брейнсторминг: 6 видов мозгового штурма и 5 правил его проведения

Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.