Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

6 стратегий выхода из бизнеса

  • 26 февраля 2019
  • 113
6 стратегий выхода из бизнеса

Вы узнаете:

  • Что такое стратегия выхода из бизнеса.
  • Для чего нужна эта стратегия.
  • В каких случаях следует ее планировать.
  • Какие существуют этапы выхода из бизнеса.
  • Какие выделяют стратегии выхода из бизнеса.

Владельцам бизнеса следует заранее продумать стратегию выхода из бизнеса – это позволит сэкономить время собственников и получить более высокую оценку на рынке.

Стратегия выхода из бизнеса

Выход из бизнеса подразумевает использование определенных стратегий поведения. Стратегия выхода – это план развития бизнеса, разработанный на случай непредвиденных обстоятельств, который выполняется инвестором, трейдером, венчурным инвестором или владельцем бизнеса для ликвидации позиции в финансовом активе или распоряжении материальными активами бизнеса, при наступлении заранее определенных условий.

Реализация стратегии выхода, как правило, включает этап оценки бизнеса. Традиционная оценка активов подразумевает предоставление финансовых отчетов, моделей движения денежных средств и конкурентного анализа, сравнивающего деятельность компании с работой других фирм в аналогичной области или отрасли.

Зачем нужна стратегия выхода

Заранее спланированный план возврата средств, которые были вложены в бизнес, увеличивает шансы компании найти инвестора.

Рыночные тренды меняются достаточно быстро, поэтому план действий на случай кризиса на определенном рынке даст компании преимущество.

Развитие бизнеса в соответствии с конкретной стратегией выхода позволит увеличить прибыль компании и повысить ее управляемость.

Почему важно планировать стратегию выхода из бизнеса

Условия выхода из бизнеса могут отличаться в зависимости от конкретной ситуации, и такое решение, как правило, вызвано следующими причинами:

  • Развод владельца(ев).
  • Судебные иски.
  • Изменение рыночных условий.
  • Выход на пенсию владельцев.
  • Отставка.
  • Смерть.

Этапы стратегии выхода из бизнеса

Подготовительный этап выхода из бизнеса включает в себя планирование и оценку бизнеса. Планирование стратегии выхода требует от инвесторов и руководителей мышления в двух разных ракурсах – деловом и личном.

При планировании стратегии выхода собственник должен ответить себе на следующие вопросы:

  • Вы молоды, средних лет или в пенсионном возрасте?
  • На каком этапе создания ваша компания? Она зрелая или это молодой стартап?
  • Каково состояние вашей отрасли и экономики в целом?
  • Используется ли разработанный вами продукт или технология?
  • Готова ли ваша управленческая команда взять на себя ответственность?

Личные стратегии выхода подразумевают несколько иной подход. Нужно учитывать, возможны ли такие жизненные события, как смерть, болезнь, развод, переезд, выход на пенсию и т. д. Если вы являетесь владельцем организации, начните перечислять все возможные ситуации, которые могут повлиять на вашу компанию. Если вы занимаетесь разработкой стратегии выхода, все заинтересованные лица должны иметь к ней доступ.

Оценка – важный этап стратегии выхода. Процесс оценки помогает определить финансовое состояние компании. Каждый инвестор определяет для себя заветную сумму, за которую он хотел бы продать свой бизнес и насколько это реально.

Узнайте, сколько ваша компания действительно стоит, прежде чем решите ее продать.

Слушайте советников и будьте реалистами. Оценки также значительно меняются со временем. Таким образом, время выхода из бизнеса имеет решающее значение.

Вот несколько вопросов, которые нужно задать себе при оценке компании:

  • Может ли бизнес работать без вас?
  • Является ли доход стабильным или предсказуемым?
  • Имеют ли ваши менеджеры и ключевые сотрудники неконкурентное соглашение?
  • В каком состоянии находятся ваши финансовые отчеты?

Стратегии и пути выхода из бизнеса

На сегодняшний день выделяют несколько стратегий и путей выхода из бизнеса.

Ликвидация

Ликвидация – это прекращение деятельности бизнеса, при котором права и обязанности компании не переходят к третьим лицам. При выборе этой стратегии имущество, которое принадлежит ликвидируемой компании, продается по остаточной стоимости. Причем продаже подлежат только ликвидные активы: оборудование, товарный остаток магазина, материалы.

Ликвидация – самый быстрый и простой способ выхода из бизнеса. Как правило, владельцы выбирают такую стратегию, если хотят выйти из бизнеса в максимально короткие сроки.

Основной недостаток стратегии ликвидации – минимальный коэффициент возврата инвестиций. Часто сумма средств, которые удается вернуть, не превышает размер вложений в бизнес. Это связано с тем, что материальные активы амортизируются в процессе работы. При ликвидации бизнеса они чаще всего оцениваются значительно меньше, чем стоили при приобретении.

Стратегия ликвидации может быть долгосрочной. В некоторых случаях собственники бизнеса в течение длительного времени, вплоть до нескольких лет, постепенно выводят оборотные средства компании. Чаще всего это возможно из-за наличия высоких дивидендов. Средства в развитие бизнеса при этом не инвестируется, в результате обороты компании падают и сокращается занимаемая ею доля на рынке.

Продажа сотрудникам

В покупке компании могут быть заинтересованы сотрудники фирмы, которые таким образом получают шанс стать собственником уже отлаженного и знакомого им бизнеса. Данную стратегию можно реализовать благодаря программе продажи акций работникам компании, которая позволит им приобрести право собственности. Владелец компании также может продать ее одному из своих менеджеров.

Продажа другой компании

Фирмы могут приобретать компании по разным причинам – как для более эффективного и быстрого расширения, так и ради того, чтобы избавиться от конкурента. Нужно заранее выбрать потенциального покупателя, правильно позиционировать свою компанию и убедить покупателя в выгодах приобретения вашего бизнеса.

Продажа на открытом рынке

В определенный момент времени вы просто выставляете компанию на продажу по той цене, которую хотели бы получить. Однако собственникам придется в таких случаях потратить определенное время на «предпродажную подготовку», чтобы сделать бизнес максимально привлекательным для потенциальных покупателей.

Как подготовить компанию к продаже

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор», как определить стоимость вашей компании при продаже, где искать покупателя и как при этом должен вести себя руководитель.

Узнать из статьи журнала

Передача по наследству

Владелец бизнеса передает компанию своим прямым наследникам. Это дает возможность собственникам стать менторами для преемников и даже влиять на принимаемые в компании решения. Однако работать с родственниками бывает довольно трудно психологически. Кроме того, в этом случае могут возникнуть проблемы с долевой собственностью.

IPO

Первичное публичное предложение (IPO) – это публичное размещение акций компании на бирже для приобретения неограниченным числом инвесторов. Стратегия IPO дает собственникам бизнеса возможность получить крупные средства, продав доли в компании по высокой оценке.

Стоит учитывать, что на законодательном уровне закреплены строгие требования к размеру капитала компаний, которые могут продавать акции на бирже. Поэтому процедура IPO подойдет только для крупных компаний с высоким уровнем капитализации. Кроме того, публичное размещение акций может не состояться в том случае, если бизнес был переоценен на предшествующих раундах.

Наконец, для первичного публичного предложения потребуется не только значительное количество времени, но и серьезные денежные вложения. Причем большую часть денег собственникам придется заплатить уже при подготовке акций к размещению.

6 стратегий выхода из бизнеса

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.