Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Как рассчитать и оценить рыночную стоимость вашей компании

  • 4 марта 2019
  • 63
Как рассчитать и оценить рыночную стоимость вашей компании

Вы узнаете:

  • Что такое рыночная стоимость компании.
  • Какие факторы определяют рыночную стоимость.
  • Зачем рассчитывать рыночную стоимость.
  • Какие существуют подходы и методы оценки рыночной стоимости.

Читайте в этом материале о том, что из себя представляет рыночная стоимость, зачем ее рассчитывать и как правильно ее оценить.

Определение рыночной стоимости

Рыночная стоимость – это показатель, который характеризует привлекательность компании с точки зрения выгодности покупки, то есть с учетом возможных доходов, которые она может принести. Оценка рыночной стоимости является одним из критериев выбора проектов для инвестирования, а также служит инструментом аналитики для самой компании.

Несмотря на долю субъективности в оценке компании, посчитать ее рыночную стоимость можно. Для этого используются различные подходы, о которых пойдет речь дальше в статье. Определение рыночной стоимости, согласно закону об оценочной деятельности звучит как: «цена, которую покупатель может заплатить за компанию в открытых рыночных условиях, при наличии конкурентов и полной информированности обо всех деталях, которые могут оказать влияние на конечную стоимость». Данные условия подразумевают, что обе стороны заинтересованы в сделке, имеют на руках подробную информацию, объект продается в открытом формате на основе публичной оферты, а цена характеризует потенциал объекта без применения давления или манипуляций со стороны каждого из участников, а сумма за указанный объект выражена в деньгах.

Оценка стоимости производится с опорой на разумность и честность совершаемой сделки. Справедливой оценка считается при соблюдении нескольких критериев.

Разумность действий

Этот фактор подразумевает, что продавец продает с наибольшей выгодой для себя, а покупатель соблюдает собственные интересы, то есть сделка должна быть взаимовыгодной. Каждая из сторон преследует свои собственные интересы, но залогом разумной сделки является соблюдение такого баланса, при котором выгоды сторон будут находиться в относительном равновесии.

Возможность отчуждения

Этот показатель демонстрирует возможность покупки заинтересованными лицами: объект должен быть выставлен публично, а срок выставления должен учитывать необходимое время для возникновения интереса покупателей.

Полнота и достоверность данных

Совершая сделку, каждая из сторон должна быть информирована об объекте, цене, сопутствующих факторах, условиях, а также иметь в распоряжении все данные, которые могут оказывать влияние на оценку стоимости проекта. Данные должны быть актуальными и демонстрировать состояние объекта и его рыночное положение на момент совершения сделки.

Часто, чтобы повысить стоимость объекта, продающая сторона скрывает факты и манипулирует ими – поскольку все хотят добиться наибольшей выгоды именно для себя. Обезопасить себя при инвестировании поможет обращение к наиболее достоверным источникам данных, а также учет возможных рисков.

Отсутствие препятствий

Каждый из участников сделки должен иметь собственные мотивы для ее совершения, а также интересы и выгоды от ее последствий. Должен отсутствовать элемент принуждения, давления и других принудительных мер, подталкивающих к совершению заведомо невыгодной сделки для одной из сторон.

Оценка рыночной стоимости обычно производится в том случае, если не указан иной формат определения ценности для совершения сделки. Оценка совершается профильными специалистами, официально квалифицируется как достоверная и является рекомендованной для проведения соглашения, если сторонами или законодательством не регламентируется что-либо иное.

Зачем проводится расчет рыночной стоимости

Случаи, когда может потребоваться расчет рыночной стоимости: продажа предприятия, конфискация имущества, сделки по слиянию и поглощению, а также собственные нужды компании. Разберем основные случаи более подобно.

  • Отчуждение по требованию государства – такая ситуация возникает, когда имущество изымается для муниципальных нужд. Порядок изъятия регулируется законодательством, а процесс оценки рыночной стоимости в большинстве случаев включен в алгоритм действий.
  • Банкротство – также является поводом для проведения рыночной оценки стоимости и производится для установления ценности имущества должника. Также она проводится при оценке стоимости объектов, полученных безвозмездно.
  • Страхование и ипотека – в данном случае рыночная стоимость служит для определения величины залога. Необходимо оценить вес компании на рынке чтобы сформировать предложение по ее оценке.
  • Продажа организации – независимо от причин производится оценка рыночной стоимости для формирования цены на объект и обеспечения конкурентоспособности среди других объектов.

Также рыночная стоимость компании оценивается для нужд самой организации: организационных, аналитических и стратегических. Необходимо ориентироваться в стоимости предприятия для эффективного руководства им и принятия верных решений в управлении и развитии. Вот несколько случаев, когда оценка стоимости выгодна для нужд самой компании:

  • нужно повысить производительность организации;
  • нужно выяснить стоимость акций на рынке;
  • один из соучредителей выходит из состава и требует свою долю;
  • компания ликвидируется;
  • нужно подготовиться к продаже организации;
  • идет процесс слияния или поглощения другой компанией;
  • оцениваются проекты по инвестициям;
  • необходимо добиться экономической устойчивости предприятия;
  • требуется повысить стоимость для повышения конкурентоспособности;
  • разрабатывается стратегия развития, идет анализ деятельности компании.

Оценка рыночной стоимости может производиться как при острой необходимости, так и в чисто профилактических целях для понимания общей картины и более рационального руководства предприятием. Это полезный анализ, который должен проводиться регулярно, однако полученные данные должны трактоваться с учетом специфики вашей организации.

Оценивая рыночную стоимость компании, обязательно учитывайте цель, для которой вы это делаете – поскольку рыночная стоимость сама по себе мало о чем говорит, ее нужно учитывать в комплексе с рядом других параметров.

Как управлять рыночной стоимостью компании

Каким компаниям нужно управлять рыночной стоимостью? Как внедрить управление стоимостью в вашей компании? Какие могут быть опасности внедрения стоимостного управления? Узнайте ответы в статье электронного журнала «Генеральный Директор» по ссылке.

Узнать в статье журнала

3 подхода к оценке рыночной стоимости

Среди основных методов оценки стоимости компании можно выделить три: доходный, сравнительный и затратный. Каждый из перечисленных подходов отличается своим набором аналитических инструментов и используется в зависимости от имеющихся в распоряжении данных, а также целей и задач оценки стоимости. Рассмотрим каждый из подходов.

Доходный подход

Этот подход основан на оценке доходов организации, именно они являются основным показателем для оценки рыночной стоимости. Чем выше доходы компании, тем выгоднее будет предложение при ее покупке. В данном случае специалист основывается на прогнозируемых доходах предприятия, которые оно может принести при дальнейшей успешной работе и сохранении темпов развития. При расчетах оцениваются также и сопряженные с этим финансовые риски. Перспективные доходы предприятия необходимо конвертировать в рыночную стоимость, для этого используется один из двух методов: прямая капитализация и дисконтирование денежных потоков.

Прямая капитализация определяется отношением чистого годового дохода предприятия к коэффициенту капитализации. Для оценки показателей этим методом требуется знание величины дохода на последующий период, следовательно, он больше подходит для организаций со стабильным или легко прогнозируемым уровнем доходности.

Дисконтирование финансовых потоков опирается на тот факт, что деньги со временем теряют свою стоимость, и эту величину можно высчитать. Как и рыночная стоимость товара, цена компании подвержена определенной динамике под действием временного фактора. И дело не только в инфляции – снижение стоимости возможно на фоне чрезвычайных непредвиденных событий. Специалист, проводящий оценку рыночной стоимости предприятия, оценивает денежные потоки в перспективе и определяет ставку дисконтирования. Такой подход подразумевает, что доходы компании не стабильны и могут значительно варьироваться в зависимости от сезона или с течением времени.

Затратный подход

В данном случае оценить рыночную стоимость предлагается на основе возникающих в процессе работы организации издержек. Стоимость балансовых активов часто разнится с рыночной, что автоматически побуждает к внесению коррективов. Такой подход применяют также в тех ситуациях, когда организация не приносит стабильной прибыли. Например, если предприятие находится на грани банкротства или в процессе реорганизации, а также для недавно основанных компаний. Применяя данный метод, специалисты сначала оценивают по рыночной цене каждый из активов, а затем суммируют полученные показатели, вычитая из них величину долговых обязательств предприятия. Так получают собственный капитал организации. Затратный подход часто используется при оценке незавершенного строительства и включает в себя два основных метода: чистых активов и ликвидационной стоимости.

Метод чистых активов основывается на определении рыночной стоимости отдельно взятых активов с последующим суммированием и вычетом обязательств. Все коррективы учитываются не в подсчете доходов и расходов, а в статьи баланса.

Метод ликвидационной стоимости оценивает цену за каждый актив, которую получит собственник, ликвидировав организацию и продав все имеющиеся активы раздельно. При данных расчетах учитываются все расходы, сопутствующие ликвидации предприятия: расходы на демонтаж, выплаты налогов и комиссий и т.д.

Сравнительный подход

В основе этого метода лежит оценка компаний-конкурентов, максимально близких по различным факторам, которые близки объекту продажи. Точность оценки попадает в прямую зависимость от достоверности сведений, полученных о других компаниях. Этот подход используют реже, чем остальные, поскольку он требует высокой степени информированности и имеет больший фактор случайности в формировании оценки. Сложности заключаются не только в трудности добывания сведений о компаниях, но и в грамотной их оценке, а также подборе аналогичной компании на рынке, поскольку каждое из предприятий имеет свои особенности. Однако, несмотря на всю свою неоднозначность, данный подход имеет в основе три метода оценки: рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов.

Метод рыночной стоимости предполагает анализ цен, сформированных на фондовом рынке. Специалист анализирует цену акций компании и ее аналогов.

Метод сделок похож на предыдущий во всем, кроме того факта, что исследуется весь контрольный пакет акций.

Метод коэффициентов отраслей характеризуется как соотношение между ценой организации и различными экономическими показателями. Используется информация об условиях продажи различных предприятий с определенными показателями. Благодаря длительности данного анализа удается сформировать как можно более достоверную систему оценки. Сами коэффициенты зависят от того, какую деятельность ведет компания и чем определяются ее основные показатели.

Вывод

Рыночная стоимость компании – это та цена, за которую предприятие будут готовы купить при соблюдении честных условий. Чаще всего этот показатель используется для характеристики компании с позиции привлекательности инвестиций.

Применение оценки рыночной стоимости довольно широкое – ее можно использовать как при необходимости (банкротство, оформление кредитов и страхования), так и для оценки и анализа показателей в рабочем процессе для их дальнейшей корректировки. Этот критерий позволяет сформировать стратегию развития, принять более взвешенные управленческие решения и скорректировать проблемные показатели для повышения привлекательности компании для инвесторов.

Как рассчитать и оценить рыночную стоимость вашей компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.