Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Государственно-частное партнерство: 6 видов рисков и способы устранения проблем

  • 18 марта 2019
  • 61
Государственно-частное партнерство: 6 видов рисков и способы устранения проблем

Вы узнаете:

  • В чем заключаются риски партнерства с государственными структурами.
  • Какие виды рисков государственно-частного партнерства существуют.
  • Как избежать рисков при заключении сделки с государством.
  • Как ликвидировать риски такого партнерства.

Любая сделка с контрагентом, тем более с государственными структурами, влечет определенные риски. Основные из них разберем в этом материале. А также расскажем о способах ликвидации возможных рисков еще до подписания договора.

Виды рисков государственно-частного партнерства

Часто предприниматели сотрудничают на взаимовыгодных условиях с государством. Подобное партнерство, как правило, характеризуется высокой степенью риска.

В России в последние годы наблюдается тенденция стимулирования субъектов бизнеса к участию в государственно-частных партнерствах. Посредством такого партнерства реализуются многие крупные проекты: ремонтно-реставрационные работы памятников архитектуры и истории, строительство социально значимых объектов, развитие инфраструктуры и т.д.

Партнерами государство и предпринимателя можно считать, если:

  • между ними заключен договор на выполнение определенных работ или реализацию проекта;
  • соглашение заключено в отношении государственной или муниципальной собственности или услуг, которые оказывают госорганы;
  • соглашение заключено с целью реализации социально значимого проекта для общества.

Вы можете скачать федеральный закон о государственно-частном партнерстве (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Виды рисков при партнерстве бизнеса и государства:

  • Стратегические.
  • Инвестиционные.
  • Правовые.
  • Коммерческие.
  • Экономические.
  • Политические.

Ответственность за риски распределяется между партнерами, исходя из того, кто из них более эффективно и оперативно сможет управлять рисками и ликвидировать те или иные последствия.

Стратегические риски государственно-частного партнерства

Стратегические риски обычно возникают на начальном этапе и связаны с ошибками в разработке и реализации проекта. Это основной вид риска, так как всегда существует опасность допущения субъективных ошибок при разработке стратегического решения.

Последствиями стратегических рисков является вероятность отклонения от поставленных задач и не достижение целей проекта.

Эту категорию рисков допустимо трактовать как возможность наступления рискового события для лица, принимающего стратегические решения, результатом которого может быть полная или частичная потеря стратегических целей.

Стратегический риск является и одним из параметров качества управленческого решения, которое не только обеспечивает сопоставимость возможных вариантов исходов сделки, но и повышает обоснованность каждой альтернативы.

Инвестиционные риски государственно-частного партнерства

Инвестиционный риск – основной критерий, который формирует инвестиционную привлекательность того или иного проекта.

В 2005 году в РФ негласно началась инвестиционная реформа, когда на государственном уровне было принято решение привлекать дополнительные инвестиции в экономику. В течение 2006 года была сформирована система федеральных инвестиционных инструментов, применяемая в государственно-частном партнерстве.

Примерно 50 % всех инвестиций приходится на 10 регионов страны, к ним относятся города-миллионники, научные и экономические центры (Новосибирск, Красноярск) и стратегически важные для развития экономики регионы (Сочи, Санкт-Петербург, Крым). Также важным критерием экономического роста региона является, например, наличие агломерации, порта или сырьевой базы.

В 2018 году Москва стала лидером сводного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, составленного агентством RAEX. Результаты рейтинга представили на XVI Российском региональном инвестиционном конгрессе. Объем инвестиций в Москве превысил 2 триллиона рублей. У столицы самый высокий инвестиционный потенциал и лучшие позиции по инвестиционным рискам.

Политические риски государственно-частного партнерства

Политические риски партнерства государства и бизнеса заключаются в неспособности госструктур в некоторых случаях выполнять свои обязательства по сделке. Речь, например, идет о вероятности террористических актов, введения военного положения, а также действий самого правительства, которые могут оказать влияние на возможность получения предпринимателем дохода.

Правовые риски государственно-частного партнерства

Правовые риски тесно связаны с политическими. К ним относится, например, риск изменения правил осуществления деятельности коммерческих субъектов, изменение тарифов, норм работы, правил конкуренции и монопольного законодательства.

Обусловлены эти риски тем, что правовое поле постоянно меняется. Поэтому принятие новых законов, внесений поправок в НПА любую сделку, рассчитанную на долгосрочную перспективу, делает ее чувствительной к правовым рискам.

Коммерческие риски государственно-частного партнерства

При реализации любого партнерского проекта всегда присутствуют риски, что результат не будет иметь должного коммерческого успеха. Типичным примером может стать строительство платных дорог по соглашению с частным предпринимательством и государственным заказчиком. Многие объекты после строительства не получили необходимый трафик дорожного движения, плата за проезд по таким магистралям не покрывает расходы и вложенные инвестиции.

Подобные риски учитываются в начале сотрудничества, оцениваются перед инвестированием, но не всегда оправдывают ожидания.

Что может обезопасить партнеров? Возможно заключение концессионного соглашения, в котором предусматриваются гарантии возврата вложенных средств, если выручка по проекту оказалась ниже, чем рассчитал партнер. Это попытка обезопасить субъекты бизнеса и переложить часть ответственности на государственного партнера, но на практике чаще всего коммерческий риск ложится на предпринимателя.

Экономические риски государственно-частного партнерства

Это еще одна категория рисков партнерства, которая тяжелее всего прогнозируется на стадии заключения соглашения. Сюда можно отнести риски, связанные с темпами экономического роста, кризисами, инфляцией и прочими изменениями экономической конъюнктуры. В определенной степени эти риски минимизируются государственными гарантиями, но только частично.

В экономические риски партнерства включают:

  • Финансовые (невозможность погашения долговых обязательств).
  • Валютные (колебание курса валют и воздействие этого на размер прибыли).

Также выделяют, например, технические риски, большую часть из которых несут частные партнеры. Но на стадии заключения договора эти риски можно распределить. К примеру, риск задержки выделения земельного участка под строительство несет государство. А за технические проблемы, возникшие к ходе стройки по вине предпринимателя или из-за форс-мажора, ответственность несет сам предприниматель. Он при желании может застраховать свою ответственность на случай наступления рисковых последствий.

Несмотря на все попытки государства привлечь частные компании к совместной реализации крупных проектов, к тесному и постоянному сотрудничеству, подобное партнерство – именно между представителями государственной/муниципальной власти и субъектами бизнеса – признается наиболее рисковым. Если в партнерстве задействованы только коммерческие структуры, а государство является лишь сторонним наблюдателем, стороны в случае возникновения конфликта могут с его помощью защитить свои права и отстоять интересы.

При активном участии государства в партнерстве любые неоднозначные положения и неурегулированные условия скорее всего будут трактоваться не в пользу представителя бизнеса. Это же касается и неучтенных рисков. Если ответственность прямо не была отнесена на госструктуру при заключении договора, то при реализации риска вероятнее всего отвечать придется предпринимателю.

Помочь коммерческому субъекту может четкая регламентация правовых условий в соглашении. Тогда при изменении, например, политических или правовых факторов, риски предпринимателя будут исключены или минимизированы.

Управление рисками государственно-частного партнерства

Управление рисками при партнерстве начинается с оценки и выявления всех вероятных угроз, с которыми стороны могут столкнуться при реализации проекта или после его запуска в работу.

Следующим шагом является поиск альтернатив. То есть партнеры ищут менее рискованные способы решения задачи при сохранении той же прибыли. При этом также важно сопоставить затраты на менее рискованный способ реализации и размеры риска, который удастся снизить: стороны не должны потратить больше средств на снижение риска, чем он стоил бы при претворении в жизнь.

После того, как вероятные риски просчитаны, стороны должны решить, будут ли они их принимать или будут уклоняться от них. Еще на стадии заключения соглашения партнеры должны распределить ответственность, приняв риски на себя в зависимости от того, кто и в каких случаях сможет оперативно и более качественно разобраться с негативными последствиями.

Одним из способов избежать риска является добровольное страхование ответственности.

Управление рисками в коммерческой организации в целом зависит от общей стратегии, которой придерживается руководство. Наиболее распространенными способами является:

  • Идентификация и ранжирование рисков.
  • Комплексное управление рисками, например, разработка стратегии компании с учетом соотношения «риск-прибыль».

Вывод

Партнерство между государством и крупными компаниями позволяет сторонам извлекать взаимную выгоду. В стране успешно реализуются различные концессионные проекты, заключаются долгосрочные контракты с участием инвестиций. Государство на льготных условиях предоставляет компаниям аренду недвижимости, а высокотехнологичным предприятиям – налоговые льготы и займы по сниженной процентной ставке.

Сотрудничество на партнерских началах выгодно, но коммерческим субъектам важно заранее рассчитывать и оценивать все вероятные риски, а по возможности страховать их.

Государственно-частное партнерство: 6 видов рисков и способы устранения проблем

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.