Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Уберизация в России и мире: как компания Uber расшевелила прогресс

  • 28 марта 2019
  • 93
Уберизация в России и мире: как компания Uber расшевелила прогресс

Вы узнаете:

  • Откуда произошло понятие «уберизация».
  • В чем суть уберизации экономики.
  • Как работают убер-модели в бизнесе.
  • В каких отраслях применяются убер-модели.
  • В чем преимущества уберизации для экономики и бизнеса.

Уберизация экономики – тренд, который охватил многие сферы бизнеса. Некоторые участники рынка относятся к нему настороженно, другие используют убер-модели для выхода на новый уровень.

Уберизация: что это такое простыми словами

Все большее распространение в бизнесе получает такое явление как уберизация. Оно заключается в передаче части функций, которые раньше выполняли люди, компьютерным интерфейсам.

Многие сделки упрощаются, количество звеньев в цепочке сокращается таким образом, чтобы клиент и исполнитель взаимодействовали между собой напрямую благодаря мобильным приложениям и компьютерным программам.

Термин «уберизация» произошел от названия агрегатора такси Uber (Убер). Это мобильное приложение, которое позволяет клиентам по всему миру в течение нескольких секунд самостоятельно находить свободных водителей на личных автомобилях.

Как это происходит технически: пользователь создает запрос на поездку, который напрямую переадресовывается водителям на личных авто, зарегистрированных в системе. Заявку с помощью мобильного приложения принимает один из ближайших водителей и выезжает на вызов.

Уберизация в России и мире: как компания Uber расшевелила прогресс

Uber произвел революцию в сфере оказания услуг. Волну уберизации подхватили и другие сферы бизнеса, адаптируя идею и упрощая свою схему работы.

Сервисы, которые были созданы на волне уберизации:

  • В России общеизвестный аналог – Яндекс.Такси.
  • Онлайн-ресурс Airbnb для бронирования апартаментов.

  • Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar.
  • Китайский ресурс для тороговых операций Alibaba.com.

Секреты Alibaba: как Джек Ма построил бизнес

Электронный журнал «Генеральный Директор» рассказывает о четырех главных секретах успеха корпорации Alibaba Group. Узнайте, как бывший преподаватель английского языка за 10 лет создал гиганта торговой индустрии.

Узнать 4 секрета Alibaba

Уберизация бизнеса: применение в различных сферах

Объектом уберизации может стать практически любой товар или услуга. Главное условие – наличие агентов, то есть посредников между конечным потребителем и исполнителем.

Выделяя такую сферу бизнеса, компания-убер состыковывает две стороны сделки посредством онлайн-платформы, стандартизирует их взаимодействие и подчиняет определенному алгоритму. Чаще всего для этого используются мобильные приложения, потому что они объединяют все плюсы современных технологий: телефонию, геолокацию, возможность сохранения информации в облачном хранилище.

По мнению Kommersant.ru уберизация перераспределяет ресурсы и создает экономику совместного потребления.

Рассмотрим, в каких отраслях работают убер-компании.

Уберизация в логистике

Перевозку грузов по аналогии со схемой такси также первой предложила компания Uber, но вскоре эту идею подхватили и другие интернет-сервисы.

Клиент получил удобную схему работы – он связывается напрямую с грузоперевозчиком, отслеживает свой груз в пути, при этом экономит на экспедиторских наценках. Перевозчики также получают свою выгоду – они сами планируют загрузку машин, могут оперативно брать дополнительные заказы и сокращают «холостые» рейсы, то есть меньше курсируют пустыми.

На волне уберизации в логистике появилось множество так называемых «псевдоуберов», это различные биржи грузов и перевозчиков, сервисы, которые привлекают предпринимателей обычным демпингом. Но их работа остается непрозрачной для заказчика, обеспечение возможных рисков на себя такие ресурсы не берут и не решают проблем клиентов..

Уберизация автосервиса

Убер-компании в автосервисе предлагают клиентам следующую схему работы: при обнаружении поломки клиент может вызвать с помощью мобильного приложения квалифицированного механика, который еще и привезет необходимые запчасти. На месте заказчика исполнитель может выполнить диагностику, а также устранить некоторые неисправности.

Уберизация в строительстве

Еще одна сфера, где убер-сервисы неплохо развиваются, – выполнение строительных и ремонтных работ. Клиенты (физические лица) стремятся как можно меньше взаимодействовать с рабочими, не переживать за стройку, но при этом быть уверенными в квалификации нанятых исполнителей.

На рынке появляются компании, которые предлагают заказать их услуги, а затем отслеживать продвижение строительства или ремонта в режиме онлайн по фото или видео.

В Швеции компания NCC разработала приложение Loop Rocks для быстрых сделок на вторичные строительные материалы. С помощью этого сервиса пользователи могут оперативно отслеживать спрос и предложение на материалы-отходы, остающиеся на строительных площадках.

Сегодня этот бизнес-тренд охватил многие сферы экономики: с помощью мобильных приложений пользователи могут передать вещи на хранение, заказать доставку продуктов и грузов, выбрать жилье в краткосрочную аренду и даже отследить очередь на автомойке.

Уберизацией охватываются и более узкие сегменты бизнеса, например, существуют сервисы для подбора няни для ребенка (Urbasitter), сиделок для пожилых людей (HomeTouch), для выгула и передержки собак (Wag!).

Существуют также сферы, в которых уберизация маловероятна или возможна только частично. Это связано с эксклюзивностью услуг или необходимостью личного присутствия клиента при подборе и оказании услуги. К таким отраслям можно отнести оказание услуг индивидуального пошива одежды с примерками, куплю-продажу недвижимости, услуги свадебных агентств.

Согласно исследованиям консалтинговой компании PwC, недостаточное использование производственных мощностей дает толчок к развитию уберизации по всему миру.

В чем плюсы уберизации экономики

Взаимодействие исполнителя и клиента при убер-схемах обычно развивается по двум сценариям:

  • Цена услуги определяется онлайн-платформой (как в модели Uber).
  • Цена услуги устанавливается исполнителем (как в модели сервиса Airbnb).

Онлайн-сервис при этом берет определенную комиссию за посредничество, а остальное достается исполнителю.

Главные преимущества уберизации как бизнес-тренда современности:

  • Убер-модели снимают с клиента вопросы выбора. В современных реалиях полной занятости человек желает быстро принимать решения и снимать с себя текущие задачи: что приготовить на ужин, как добраться до пункта назначения, где оставить питомца на время отъезда, где остановиться в путешествии и т.д. Подобные задачи эффективнее решать парой кликов в мобильном устройстве, чем обращаться к агентам и посредникам.
  • Уменьшение звеньев в цепочке потребления ведет и к снижению стоимости услуги. Решение стандартных задач на онлайн-ресурсах, как правило, стоит несколько дешевле, чем сотрудничество через посредников.
  • Достаточная прозрачность убер-моделей. Подобные сервисы гарантируют пользователям предсказуемый результат и прозрачную схему работы. Клиент может выбрать в некоторых случаях и самого физического исполнителя, и способ оплаты, и срок оказания услуг, и прочие параметры.
  • Развитию уберизации способствует растущий тренд на самозанятость. Молодые специалисты отдают приоритет определенной свободе и личному развитию в противовес стабильному карьерному росту в офисе.

По данным исследований в России уже сегодня порядка 20 % работающего населения относятся к категории фрилансеров. Именно они являются основными двигателями уберизации бизнес-моделей.

Уберизация в России и мире: как компания Uber расшевелила прогресс

Вывод

Сегодня «убер» из имени собственного стало понятием нарицательным. Убером называют любой онлайн-сервис, который задает алгоритм и координирует взаимодействие клиента и исполнителя в реальном времени. В результате такого сотрудничества каждый из участников получает свою измеримую выгоду.

Со временем попытки использования компьютерных интерфейсов будут прослеживаться во всех сферах бизнеса. Эксклюзивные же услуги и уникальные предложения будут только расти в цене на фоне общей уберизации.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.