Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Забастовка сотрудников: причины, права работников и примеры

5 апреля 2019
136
Средний балл: 0 из 5
Забастовка сотрудников: причины, права работников и примеры

Вы узнаете:

  • Как законодательно регулируются забастовки сотрудников.
  • Какие случаи протеста относятся к законным и незаконным.
  • Как действовать руководителю, если сотрудники устроили забастовку.

Разбираемся, почему возникает недовольство сотрудников и как с ним справляться.

Как регулируется право сотрудников на проведение забастовки

Право сотрудников на проведение забастовки законодательно закреплено в Конституции РФ. Оно определяется набором условий. Например, проводить протестную акцию можно только в том случае, если до этого уже были приняты другие меры по урегулированию конфликта, но обе стороны их проигнорировали, не выполнили или нарушили установленные обещания. Также забастовка считается правомерной, если трудовой арбитраж принял определенные меры в отношении руководителя организации, но он этим мерам не следует.

Полный перечень препятствий, которые являются причиной для отмены протестной акции, приведен в статье 413 ТК РФ.

Работодатель и лица, которые его представляют, не могут принимать участие ни в самой забастовке, ни в ее организации.

Забастовка сотрудников: причины, права работников и примеры

Законные и незаконные случаи забастовки сотрудников

Забастовка работников может считаться законной или нет в зависимости от соблюдения определенных условий. Незаконная забастовка влечет за собой негативные последствия для сотрудников, законная может положительно сказаться на их правах и возможностях.

Законная забастовка

Акция протеста признается законной в том случае, если предварительно уже была совершена попытка применения сторон, но предпринятые меры были проигнорированы работодателем.

Решение о проведении забастовки должно быть добровольно принято большинством работников, а руководитель должен быть заблаговременно оповещен о проведении данного мероприятия.

Читайте также: 8 жестких, но эффективных методов против сопротивления персонала изменениям »

Незаконная забастовка

Мероприятие признается незаконным, если заранее не была объявлена длительность забастовки, были не соблюдены требования к проведению данного мероприятия. Также забастовка незаконна, когда ее проведение наносит прямой вред Конституции и может нанести урон по здоровью граждан (статья 55 Конституции РФ). На законность проведения мероприятия влияет и отказ работников исполнять минимальный объем работ, который прописывается в установленных правилах.

Кроме того, есть ряд ситуаций, когда даже соблюдение всех правил делает проведение забастовки незаконным:

  • Военное положение и чрезвычайные происшествия.
  • Проведение протеста в военных организациях, оборонных подразделениях, противопожарных и спасательных организациях, а также тех организациях, которые несут ответственность за действия в период чрезвычайных происшествий и стихийных ситуаций.
  • Проведение протестов в структурах, которые охраняют права, безопасность и здоровье граждан.
  • Проведение забастовок в организациях, которые отвечают за обеспечение жизненных условий граждан: больницы, поликлиники, отопительные предприятия и т.д.

Причины забастовок сотрудников

Количество трудовых протестов в России постоянно увеличивается. Работники находят разные формы для выражения недовольств: голодовка, блокирование дорог, захват предприятия. Но чем могут быть вызваны такие радикальные меры?

Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» разобралась в причинах. Узнайте, почему ваши сотрудники могут забастовать, из статьи по ссылке.

Узнать причины

Какой минимальный объем работ должны выполнять сотрудники при забастовке

Если деятельность предприятия влияет на безопасность или обеспечение здоровья и интересов граждан, но ограничений на участие работников в забастовке нет, то сотрудники обязуются выполнять минимальный объем работ. Согласно статье 412 ТК РФ, в каждой из сфер деятельности устанавливается перечень необходимых работ, который затем адаптируется региональными подразделениями с конкретизацией определенных видов деятельности.

В течение 3-х дней с момента объявления работниками проведения забастовки руководитель совместно с представителем регионального управления составляет точный список работ, которые должны выполняться в обязательном порядке в условиях забастовки. Отказ от выполнения данных требований аннулирует законность забастовки и переводит ее в ряд противозаконных мероприятий.

Как действовать руководителю при забастовке сотрудников

Все действия по урегулированию конфликта должны быть законны, это касается обеих сторон. В случаях, когда действия сотрудников нарушают установленные правила проведения забастовки, должны последовать определенные санкции. Нельзя заниматься урегулированием требований, если они незаконны или подаются в нарушающей установленный порядок форме. Но если все сделано согласно правилам, то разумным шагом будет рассмотрение причин недовольства и принятие соответствующих мер.

Чтобы снизить вероятность забастовки, следует создать максимально доверительные отношения между руководителями и подчиненными, не игнорировать возникающие проблемы и делать все для их решения. Сотрудники должны чувствовать себя частью компании, выполнять общие цели и осознавать свою ответственность за результат, а руководители, в свою очередь, должны соблюдать все свои обязанности и неотрывно контролировать ситуацию:

  • Сделайте сбор информации о положении дел в компании регулярной нормой.
  • Проводите анкетирование, опросы.
  • Собирайте все идеи и проблемы, существующие на предприятии, для дальнейшего анализа и работы с этой информацией.

Если забастовка уже произошла, то первым делом следует выяснить ее причины. Чаще всего у протестующих есть список требований, которые отражают реальное положение дел в организации и значительно упрощают поиск причины недовольства. Следующим шагом будет налаживание взаимопонимания между сторонами.

Важно вести диалог со всеми, а не только с организаторами протестной акции, поскольку последние часто имеют собственные интересы, которые могут отличаться от действий и желаний коллектива.

При проведении переговоров с бастующими привлекайте юристов. Они помогут оценить законность проведения мероприятия, разъяснят права и обязанности обеим сторонам, помогут сформулировать возможные правовые решения ситуации, а также просчитать последствия различных вариантов развития событий.

Если забастовка законна, то стоит рассмотреть требования и определить возможность их удовлетворения.

Если забастовка незаконна, то требуется принять меры: увольнение (как самая крайняя мера), различные штрафы, дисциплинарные взыскания. Принимая решение, нужно оценивать последствия забастовки работников конкретной компании.

Пример забастовки сотрудников в современных условиях

Сегодня любая акция может вызвать большой общественный резонанс. Информация о протестах распространяется в интернете мгновенно. Это приводит не к разовой протестной акции, а к целой волне забастовок сотрудников по всему миру.

Примером может служить общенациональная забастовка в Греции в 2010 году, которая стала ответом правительству на жесткие экономические меры для выхода из кризиса. Изначально протестовали государственные служащие, недовольные бюджетом на финансирование мелких сотрудников, но затем к ним стали присоединяться работники частного сектора, компании, банки, транспортные компании. Протест перерос в массовые беспорядки, а масштабы протеста раскинулись на всю страну.

В июне 2015 года началась забастовка во Франции. Водители такси выступали против водителей Uber, которые пользовались большей популярностью среди клиентов и тем самым лишали обычных таксистов прежнего дохода. Такая волна недовольства затруднила движение по кольцевой автодороге Парижа, также были блокированы аэропорты и городские вокзалы.

Забастовка сотрудников: причины, права работников и примеры

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.