Ваш доступ к журналу

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Общение с подчиненными: правила здоровых отношений в коллективе

  • 12 апреля 2019
  • 510
Общение с подчиненными: правила здоровых отношений в коллективе

При общении с подчиненными руководитель должен придерживаться ряда принципов, чтобы изначально выстроить отношения правильно. Рассмотрим, как выстроить деловые отношения, чтобы они были максимально эффективными.

Вы узнаете:

  • Как должно происходить общение руководителя с подчиненными.
  • Какие особенности этики деловых отношений присущи бизнес-среде.
  • Какие правила общения с подчиненными существуют.
  • Допустим ли неформальный тон общения руководителя с подчиненным.

Общение между руководителями и подчиненными

Частью успешного развития компании является благоприятная рабочая атмосфера в коллективе, где немаловажное место занимает общение руководства с подчиненными. Выстроить иерархию в компании несложно, однако можно столкнуться с некоторыми трудностями, обусловленными психологическими факторами.

Рассмотрим коммуникационную структуру «руководитель-работник» с двух сторон. Каждый работник должен знать свое место в структуре организации, а также осознавать важность этой позиции и личного вклада в развитие компании. Если сотрудника не ценит руководство компании и игнорирует его попытки быть услышанным, то интерес к своей работе, вместе с производительностью труда непременно будет снижаться.

Стиль руководства состоит из двух компонентов: это способы и методы воздействия на подчиненных, а также взаимоотношения с ними.

Мнение эксперта

Этикой общения с подчиненными должен править эмоциональный интеллект

Алексей Сухенко, генеральный директор российского представительства Trout & Partners, Москва

Отношения руководителя и подчиненного похожи на отношения двух клиентов. Подчиненный зависит от руководителя — это обсуждать не приходится. А зависит ли Генеральный Директор от сотрудника? Я обычно даю положительный ответ. И от уборщицы Марьи Ивановны может иногда зависеть многое. И она по отношению к директору иногда выступает в роли клиента. Поэтому общение в этом формате сегодня называют клиентоориентированным, а отношения — партнерскими.

Мои правила в общении с подчиненными — никогда не указывать и не приказывать. Я всегда прошу о чем-то, используя слово «пожалуйста», а после исполнения обязательно благодарю. Критиковать стараюсь не в обидной для сотрудников форме. Что касается разграничения общения «офис — вне офиса», то единственное отличие — в офисе мы с сотрудниками говорим о делах, на празднике — нет.

Я согласен с популяризаторами концепции эмоционального интеллекта: сегодня деловым миром правят терпимость, желание понять другого человека, и это выражается в корректных адекватных речевых формах. Такой подход более результативен, чем авторитарный, и дает лучшие бизнес-результаты.

Этикет общения с подчиненными

Уважительное общение руководителя с подчиненными формирует лояльное отношение сотрудника к руководителю и к организации в целом. Когда руководителя уважают, а не боятся, продуктивность выполнения его поручений будет непременно выше.

Независимо от уровня подчинения, общение между руководителем и сотрудником должно происходить при соблюдении этики деловых отношений. Статус и позиция подчиненного не должны иметь значения при общении, так как каждый сотрудник несет определенный вклад в развитие организации. Во многих компаниях приняты этические кодексы, определяющие правила деловых отношений и корпоративного этикета. Однако на практике очень часто наблюдается, что корпоративные правила общения с подчиненными противоречат традиционным правилам этикета.

Нередко руководитель может завести свои личные правила деловых отношений в компании. В этом случае в основе этих правил должен лежать здравый смысл, а также они должны учитывать особенности национальных традиций и религиозных взглядов. К сожалению, встречаются организации, где руководитель считает себя центром вселенной и противоречит всем существующим нормам и правилам деловых отношений.

Общение с подчиненными: правила здоровых отношений в коллективе

Основные правила этикета при общении руководителя и подчиненного

  1. Руководитель должен соблюдать установленный в организации дресс-кода наряду со своими подчиненными. Руководитель, одевающийся вопреки установленному дресс-кода, выглядит несерьезно и теряет уважение коллег.
  2. Следуя деловому этикету, руководитель всегда подает руку подчиненному в момент приветствия. Неприемлемая ошибка — пожать руку одному сотруднику, при этом только кивнув остальным, когда они все стоят вместе. И еще одна распространенная ошибка правил делового этикета — первым подает руку не входящий в помещение, а хозяин кабинета.
  3. Сотруднику следует дождаться предложения руководителя, прежде чем садиться в кабинете.
  4. Визитную карточку должен вручать первым сотрудник младший по должности. Руководитель может вообще ее не давать.
  5. Руководителю не следует быть чересчур галантным по отношению к женщинам-подчиненным, так как это создает неловкую ситуацию.
  6. Правила этикета важно соблюдать и в деловой электронной переписке.
  7. При постановке задач и делегировании обязанностей руководителю нужно соблюдать баланс между передачей достаточного количества информации и соблюдением коммерческой тайны.
  8. Сотрудники помимо контроля нуждаются в похвале и критике, которые должны соблюдать следующие требования:
  • Критика не должна относиться лично к человеку, только к его конкретным поступкам.
  • Старайтесь использовать так называемое «я-послание». Например, «Я заметил, что в последнее время вы часто уходите до окончания рабочего дня».
  • Отмечайте позитивные и отрицательные моменты в работе регулярно, но не подключайте эмоции, которые можно расценить как предвзятое отношение.
  • Высказывайте свои пожелания, касающиеся дальнейшей работы сотрудника.
  • Критика не терпит публичности, если конечно проблема не касается всего отдела или подразделения.
  • Критикуя, убедитесь, что сотрудник понял, в чем суть вашего недовольства, возможно, необходимы дополнительные разъяснения.
  • Критика должна быть своевременной, нет смысла разбирать неактуальную негативную ситуацию спустя несколько месяцев.

9 ошибок руководителей при взаимодействии с подчиненными

Директора регулярно жертвуют субординацией в отношениях с персоналом в угоду сомнительным достижениям. Редакция журнала «Генеральный Директор» выделила девять ошибок в действиях руководителей, которые нарушают незримые границы между ними и подчиненными.

Узнать 9 ошибок

Стили общения с подчиненными

Применение индивидуального подхода к сотрудникам отличает умного руководителя от просто руководителя.

Рассмотрим подробнее несколько типов подчиненных.

  1. «Универсал»

Универсальный работник готов сделать и свою работу, и работу соседа. Такой работник полон энтузиазма, бросится и в огонь, и в воду для своей компании. Считает себя всезнающим и незаменимым и может не на шутку обидеться, если его старания останутся незамеченными.

  1. «Самовлюбленный»

Работник, для которого его «я» стоит выше всего. Он не упустит возможность продемонстрировать свою персону, выполняя то или иное общественное задание. Эгоистичный и тщеславный, выполняет поручения и непосредственно свою работу, исходя из своих интересов. Взаимоотношения руководителя с таким сотрудником должны включать в себя обсуждение всех формальностей.

  1. «Деловой»

Конкретные результаты — вот, что хочет видеть деловой сотрудник. Материалист, может чересчур увлечься выполнением своего задания, упуская из виду общую картину происходящего и направление развития компании. Достаточно самостоятельный сотрудник, не нуждается в постоянном контроле, но нуждается в четко поставленных целях.

  1. «Увлекающийся»

Работник полный энтузиазма, с горящими глазами, готов взяться только за ту работу, которая ему интересна. Как только интерес пропадает и появляется рутина, рвение остывает. Таких работников необходимо периодически возвращать в реальность, напоминая им об их обязанностях и роли в развитии организации.

  1. «Энергичный»

Сотрудник, который не сидит на месте, стремится быть всегда и везде. Такому работнику важно осознавать, какое место он занимает в компании. Очень любит общественную деятельность, легко находит подход в общении с коллегами ниже его положения в иерархии организации.

  1. «Моралист»

Работа такого сотрудника ведется четко по инструкции. Он любит порядок и соблюдает субординацию. Считает себя умнее всех и любит, когда к нему обращаются за советом, при этом совершенно не способен воспринимать критику. Такие работники хороши при оформлении бумаг и других рутинных обязанностей, но не смогут справиться с новой и творческой деятельностью. Для таких сотрудников неприемлемо неформальное общение с руководством.

  1. «Сомневающийся»

Такому работнику необходимо вдохновение, чтобы приступить к работе, а также несколько напоминаний о его обязанностях. Нередко желание сделать все идеально оттягивает процесс работы. Большинство своих обязанностей считает бессмысленными и не горит желанием их выполнять. Сам себе на уме, он хочет жить в своем неторопливом ритме и совершенно не терпит четкий распорядок дня. Может постоянно опаздывать или находить миллион причин, чтобы уйти домой пораньше. Такой работник неохотно воспринимает критику, а для повышения его работоспособности и вдохновения на новые достижения его необходимо постоянно хвалить, указывая на его личные и деловые качества. Зависим от мнения окружающих и своих результатов.

Знание психологии общения с подчиненными поможет руководителю найти подход к каждому подчиненному.

Правила делового общения подчиненный–руководитель

Взаимоотношения руководителя с подчиненными определяют характер делового общения и микроклимат организации в целом. На этом уровне формируются общие стандарты и рамки поведения. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

  • При невыполнении сотрудником порученного ему задания, независимо от объема задания, руководитель должен дать понять подчиненному, что он в курсе произошедшего. В противном случае работник почувствует слабину в дисциплине, возможно, будет и дальше не выполнять свои обязанности, думая, что можно провести руководство.
  • Критикуя подчиненного, не переходите на личность человека.
  • Руководителю не стоит вмешиваться в личную жизнь подчиненных, раздавая «правильные» советы, не касающиеся рабочих процессов.
  • Поощряйте сотрудников соизмеримо их заслугам, только по результатам анализа личных результатов.
  • Если работа выполнена хорошо и привела к улучшению показателей компании, вознаграждение должно быть не только материальным, но и моральным.
  • Отдавая распоряжения, учитывайте следующие факторы: 1) ситуацию и время; 2) личные особенности подчиненного. Так, например, давая задание ответственному и высококвалифицированному работнику, не нужно обсуждать несколько раз детали выполнения, как с сотрудником категории junior, которого нужно постоянно подталкивать и всячески стимулировать на работу.

Допустим ли неформальный тон в общении руководителя с подчиненными

Возможны ситуации, когда общение коллег в неформальной обстановке допустимо, например, в командировке или на корпоративе. Тем не менее, даже при неформальном общении необходимо соблюдать дистанцию.

Чем лучше налажено общение коллег, тем быстрее и продуктивнее выполняются поставленные задачи. Установление здорового микроклимата в организации требует немалых усилий. В процессе поиска баланса между формальным и дружелюбным общением встречается множество препятствий, которые могут повлиять на производственный процесс.

«Барьер чрезмерного доверия» и «барьер непонимания» — естественные причины, осложняющие процесс общения руководителя и подчиненного. Существуют приемы общения с подчиненными, которые помогают избавиться от таких препятствий. Эффективен метод, когда начальник ставит себя на место подчиненного, пытаясь понять его ход мысли и таким образом стирая барьер непонимания.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.