Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

5 главных функций генерального директора

24 апреля 2019
1444
Средний балл: 0 из 5
5 главных функций генерального директора

Вы узнаете:

  • Чем занимается гендир в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Что входит в основные функции генерального директора предприятия.

Генеральный директор – ключевая должность в компании. Однако не всегда понятно, за что именно он должен отвечать, какие у него права и полномочия. Рассмотрим подробнее, кто такой генеральный директор и каковы его функции.

Генеральный директор: кто такой и чем занимается

Директор предприятия – это наемный работник с очень широкими, но все же ограниченными полномочиями. Наряду с широкими полномочиями он наделен и серьезной ответственностью:

Ключевая обязанность директора предприятия – руководство производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью фирмы в соответствии с действующим российским законодательством, уставом компании и другой внутренней документацией, включая договор и должностную инструкцию.

Генеральный директор напрямую подчиняется совету директоров, собранию акционеров, учредителям и владельцам.

5 главных функций генерального директора

Опрос: Как гендиры планируют свои задачи

Функции гендиректора

Перечень того, чем занимается директор, весьма обширен, и зависит от требований конкретной компании. К наиболее общим функциям генерального директора можно отнести следующие:

  1. Руководство финансовой и хозяйственной деятельностью компании.
  2. Организаторская работа: гендиректор должен наладить деятельность всей компании таким образом, чтобы максимально эффективно пользоваться результатами работы всех подразделений.
  3. Гарантия законности при работе компании.
  4. Выполнение поручений владельцев компании.
  5. Составление долгосрочных и краткосрочных стратегий развития фирмы.

Один из основателей научной теории управления Анри Файоль в 1916 году выделил пять классических функций директора организации, которые и сегодня изучаются на курсах и семинарах для менеджеров среднего и высшего звена. Они объединяют в себя практически всю деятельность директора фирмы.

1. Планирование

Руководитель должен знать цели и задачи компании. Он может выбирать путь развития и оказывать влияние на принятие важнейших решений, однако если директор не является владельцем, то конечные цели определяются учредителем или советом учредителей.

Руководитель компании может планировать финансово-хозяйственную деятельность фирмы в рамках имеющихся данных и своей компетенции. Для этого он должен ответить на три вопроса:

  1. На какой стадии компания находится сейчас?
  2. Каковы ближайшие и среднесрочные цели?
  3. Что должен сделать лично директор и каждый сотрудник организации, чтобы достичь этих целей?

15 ежедневных обязательных шагов директора

Редакция журнала «Генеральный Директор» подготовила список простых, но очень эффективных дел, которые стоит выполнять гендиру каждый день.

Сохранить список дел

2. Организация

Важнейшей функцией генерального директора является разработка организационной структуры. Существует несколько стандартных организационных структур, из которых генеральный директор выбирает подходящую для своей компании:

  1. Линейная структура. Простейшая из всех. Все данные передаются строго по цепочке: генеральный дает распоряжения руководителям отделов/подразделений, те, в свою очередь, назначают исполнителей из числа рядовых сотрудников.
  2. Линейно-штабная структура. Есть руководитель высшего звена, есть линейные управленцы и есть штаб, подразделение, которое не принимает самостоятельных решений, но оказывает помощь линейным менеджерам.
  3. Функциональная структура. Все сотрудники распределяются согласно функциям. Генеральный директор может назначить директора по производству, директора по продажам, директора по маркетингу. У каждого из подчиненных директоров будет собственный отдел или штат сотрудников, конкретные функции и определенная ответственность перед генеральным.
  4. Продуктовая, или товарная структура. Если компания выпускает несколько различных продуктов, будет соответствующее число подразделений. Если, например, крупный магазин торгует в розницу бытовой техникой и электроникой, то создаются отделы по бытовой технике и электронике.
  5. Рыночная структура. Фирма может работать на нескольких различных рынках, для каждого из которых создается собственное подразделение.

Выбор той или иной организационной структуры во многом зависит от характера директора. При централизованной структуре его личные качества влияют на весь стиль управления. Также следует учитывать оперативность принятия решений, степень координации, квалификацию персонала. К примеру, если в компании работают высококвалифицированные специалисты, то делегирование полномочий более распространено, чем в компаниях, где работает низкооплачиваемый персонал.

Вне зависимости от выбранной организационной структуры, генеральному директору необходимо разработать регламенты, прописать бизнес-процессы, поставить цели и задачи и принять меры по обеспечению компании всеми необходимыми ресурсами, как трудовыми, так и материальными.

3. Руководство

Эта функция генерального директора связана с постановкой и распределением задач, ответственности, мотивацией сотрудников.

Бизнес-тренеры выделяют три основных способа распределения задач и ответственности:

  1. Самостоятельная постановка целей руководителем. Авторитарный способ. Директор единолично принимает решения, не обсуждая их с персоналом. В этом случае сотрудники могут не знать о целях компании и работать «отсюда и до обеда».
  2. Руководитель ставит общие и индивидуальные задачи, после чего проводит совещание и обсуждает их с подчиненными. В результате директор дает поручения сотрудникам и назначает ответственных.
  3. Руководитель разрабатывает основную миссию компании, обсуждает ее с сотрудниками, корректирует. Сотрудники сами определяют меру своей ответственности. После этого происходит общее собрание с коллективом, создается план действий по достижению главной цели, назначаются исполнители и ответственные лица. В такой схеме непосредственное участие руководителя в производственном процессе минимально.

Мнение эксперта

Главная задача генерального директора – дать команде ориентиры

Михаил Молоканов, кандидат психологических наук, основатель и президент ассоциации «Клуб бизнес-тренеров», Москва

Следует понять: завтра не будет так же, как вчера. Надо принять то, что мы не можем просчитать, предсказать будущее. Чтобы работать с неопределенностью, руководителю нужна команда. Однако директор обязан напрячься и сформулировать сотрудникам ориентиры, куда движется компания. Многие руководители говорят: «Да какая у нас стратегия, какие планы?! Невозможно ничего предсказать». Нет проблем, сформулируйте это, и топ-менеджмент начнет реагировать гибко.

Важно!

Ориентиры не должны выражаться в цифрах. Возможно, вы обозначите их так: «Не знаю, что будет с рынком. Наша задача: выживать на приемлемом уровне. В компании должны работать лучшие специалисты. С ними не важно, какой будет прибыль». Ориентиры нужно донести до команды, и донести так, чтобы их услышали. Важно помнить: это лишь ориентиры, и вам не надо согласовывать будущее.

Я помогал искать финансового директора крупной компании. Проводил собеседования. Претенденты на должность задавали вопрос: «Чего хочет собственник? Оставить бизнес детям? Вывести компанию на IPO?». Я в свою очередь спросил у собственника. И получил ответ: «Все неопределенно. Пока надо просто зарабатывать деньги».

Кандидатам на позицию финдира от этих слов становилось грустно. Они не понимали, под что тогда выстраивать систему. Люди не могли так работать. И мотивация падала. Человека мотивирует то, что у него есть ориентиры.

Другой мой клиент, креативный и харизматичный собственник крупной компании, говорил: «Нас никому не сбить с пути, нам все равно, куда идти».

Человек признавал, что все меняется, и открыто заявлял: «Ребята, наш главный ориентир — гибкость. Остаемся в нашей сфере бизнеса, но чем именно будем заниматься — время покажет». Прекрасный ориентир для креативной, инновационной команды. Сотрудники с удовольствием повторяли этот лозунг. Он был классной мотивацией и опорой, которые объединяли команду.

4. Координация

Данная функция заключается в обеспечении связи между отдельными звеньями компании. В качестве средства коммуникации может выступать любой инструмент: интервью, собрания, связь по электронной почте, передача отчетности и иной документации.

Задача генерального директора – обеспечить согласованную работу отделов и отдельных специалистов в своей компании. В функции можно выделить два главных направления:

  1. Координация связи между отдельными структурными подразделениями.
  2. Согласованность в работе между отделами и службами одного предприятия путем установления рациональных связей. Для этого используется ряд мер:
    1. Выявление причин отклонений от плана.
    2. Определение дополнительных работ. Формирование порядка выполнения этих работ.
    3. Расчет резервов, которые понадобятся для проведения дополнительных мероприятий.
    4. Перераспределение функций, обязанностей, ответственности между исполнителями.

Существует три основных вида взаимозависимости между отдельными подразделениями предприятия:

  1. Номинальная. Предприятия работают для достижения общего результата, однако не связаны между собой. К примеру, несколько заводов, выпускающих комплектующие для одного производства и принадлежащих к одной корпорации. Они вносят общий вклад в производство конечного продукта, но непосредственная связь между ними не требуется.
  2. Последовательная зависимость. Работа подразделений, занятых на определенных этапах производства, напрямую зависит от результатов работы отделов, занятых на предыдущих этапах. Тут наблюдается достаточно тесная координация, что особенно заметно на заключительный этапах производственного процесса.
  3. Обоюдная взаимозависимость. Работа подразделений тесно связана, и результат деятельности одного зависит от результатов деятельности другого.

5. Контроль

Контроль выполнения поставленных генеральным директором задач включает в себя:

  • установление стандартов и стратегических планов;
  • измерение результатов по факту;
  • проверка причин, если фактические результаты существенно от стандарта/плана. Возможно, придется пересмотреть план развития или внести изменения в кадровую политику.

5 главных функций генерального директора

Обязанности генерального директора

Все перечисленное выше находится в ведении генерального директора. Однако генеральный не должен с нуля участвовать в процессе и самостоятельно рассчитывать все коэффициенты. Для этого есть специальные службы и узкие специалисты. Директор должен уметь делать выводы из представленной информации, разрабатывать новые цели и планы компании, давать распоряжения в соответствии с вновь открывшимися обстоятельствами.

Кратко говоря, в обязанности генерального директора входит:

  • Полное руководство деятельностью компании в рамках полномочий, описанных в договоре.
  • Организация стабильной работы компании.
  • Ответственность перед кредиторами компании.
  • Организация бухучета и контроль формирования отчетности.
  • Принятие мер по сохранности имущества и рационального использования ресурсов фирмы.
  • Решение кадровых вопросов.
  • Представление интересов компании в суде или делегирование этой обязанности уполномоченному лицу.
  • Разработка системы мотивации сотрудников, контроль за соблюдением ими своих обязанностей по договору, внутренней документации компании и действующего законодательства.
  • Выполнение поручений владельцев компании. Предоставление отчетов владельцам.

Если говорить в общем о том, что делает генеральный директор, то его миссией является налаживание и контроль работы вверенного ему предприятия.

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.