Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Современные виды маркетинга и их роль в построении успешного бизнеса

  • 13 мая 2019
  • 242
  • Средний балл: 0 из 5
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Современные виды маркетинга и их роль в построении успешного бизнеса

Конкуренция между предприятиями достигла предельной величины практически во всех нишах. В таких условиях знание методик и видов маркетинга становится ключом к эффективным продажам.

Вы узнаете:

  • Какие виды маркетинга чаще всего используют предприниматели.
  • В чем заключаются особенности различных типов маркетинга.
  • Как применяется стимулирующий маркетинг (с примерами).

Основные виды маркетинга, которые сегодня используют компании

Выбор типа продвижения зависит в первую очередь от того, каким направлением деятельности занимается компания. Планирование действий и мероприятий начинается с постановки целей перед рекламным отделом. Все долгосрочная работа, например, завязана на достижение максимальной прибыльности. Кроме нее выделяют еще три важные задачи:

  • удовлетворение потребителей услугами организации;
  • развитие предприятия;
  • достижение максимальной лояльности клиентов.

В учебных пособиях приводятся разные варианты классификаций, чтобы понять, какой бывает маркетинг в условиях российской экономики, разобьем виды на две большие группы:

  • Потребительский спрос

Это наиболее часто используемая категория, которая включается в себя дополнительные типы мероприятий. Они применяются в зависимости от существующего спроса на тот или иной товар. В частности, если на определенный продукт он слабый или совсем отсутствует, то действия будут носить стимулирующий характер. Для этой группы можно кратко выделить следующие виды маркетинга:

Конверсионный

Используется в ситуациях, когда практически все сегменты рынка и потребителей относятся к предложению отрицательно. Иногда клиенты могут идти на определенные издержки, чтобы не приобретать услугу, например, стоматологическую. Есть еще ряд причин для установления отрицательного спроса:

  • негативные последствия от изделия для здоровья;
  • отрицательная репутация производителя;
  • неприятный процесс использования покупки;
  • этические принципы покупателей.

Целью этого вида маркетинга является поиск стратегии, которая позволит увеличить потребность у целевой аудитории и успешно осуществлять сбыт. В основе разработки лежит детальный анализ причин отказа от покупки, и уже на их основе прорабатывается план продвижения. Применяемые инструменты: ребрендинг, ценообразование, смена типов рекламы.

Стимулирующий

Помогает при отсутствии спроса на товар, когда потенциальные покупатели никак на него не реагируют или не заинтересованы в приобретении. Основными причинами являются неосведомленность об изделии или его новизна для выбранного сегмента. Также низкий уровень потребности обусловлен обесцениванием продукта или перенасыщением рынка.

В данном случае задача – стимулировать клиентов своим ассортиментом. Это делается за счет серьезного снижения цен или распродаж, а также через проведение промоакций.

Развивающийся

Используется для работы со скрытыми потребностями населения, когда покупка делается под влиянием возникшего желания или настроения. Спрос ограничивается отсутствием достойного предложения или сезонностью сбыта. С помощью специальных методик этот тип маркетинга занимается выявлением и усилением желания покупки у целевой аудитории. Применяются следующие действия:

  • разработка новых предложений, удовлетворяющих незакрытые потребности;
  • улучшение сервиса;
  • создание особого имиджа или нового бренда.

Ремаркетинг

Работает при наличии снижающегося интереса на ассортимент организации. Падать он может по причине морального старения, появления заменителей или снижения качества изделий. Задача специалистов по продвижению – оценить причины такого падения и прогнозировать перспективы по активации клиентской базы. С их помощью разрабатывается стратегия, которая дает возможность запустить еще один цикл сбыта.

Синхромаркетинг

Сбыт продукта колеблется на постоянной основе в зависимости от сезонности или удобного времени для продаж. Компания при этом бывает удовлетворена общим спросом на свои товары и просто будет искать пути для установления стабильности.

Например, у большинства транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, пик сбыта приходится на утренние и вечерние часы, а в остальное время наблюдается резкое снижение. Цель этого вида маркетинга – за счет рекламных средств побуждать к покупкам или пытаться менять привычки пользования услугами.

Поддерживающий

В идеальной для предприятия ситуации его ассортимент востребован рынком и не имеет серьезной зависимости от сезонных факторов. Но даже в таком случае стоит постоянно работать над привлечением новых покупателей и сохранением текущего уровня продаж.

Специалисты должны разобраться с рядом проблем, которые могут негативно повлиять на уровень спроса:

  • следить за ценообразованием;
  • проводить промоакции;
  • стимулировать дополнительный сбыт за счет распродаж.

Еще одним важным элементом этого вида маркетинга является работа над совершенствованием существующего предложения. Она осуществляется либо за счет доработки товара, либо с помощью изменений в составе оферты.

Демаркетинг

Необходим для сдерживания рынка при постоянно возрастающей потребности в товаре. Примером подобного метода является такой бренд, как Apple, который вынужден постоянно повышать цены на свои устройства, чтобы сохранять минимальный уровень разрыва между спросом и своими техническими возможностями.

Существует два варианта применения демаркетинга:

  • Выборочный

Призван сократить желание покупать те продукты, производство которых наименее выгодно.

  • Общий

Направлен на снижение потребностей на весь ассортимент за счет прекращения рекламных мероприятий или повышения уровня цен.

10 идей партизанского маркетинга

Кейсы брендов, которые повышают продажи при помощи недорогой, но оригинальной партизанской рекламы, читайте в электронном журнале «Генеральный Директор».

Читать кейсы

Противодействующий

Используется, как правило, государством для резкого снижения интереса к изделиям, которые являются социально нежелательными: алкоголь, сигареты и т. д. Может применяться в мягкой форме – как рекламные ролики с мотивационной составляющей, и в жесткой, когда регулирование производится на уровне законодательства, например, вводится сухой закон или штраф за рекламу сигарет.

  • По характеру деятельности

В этой классификации виды маркетинга указывают на те задачи, которые они решают. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

Массовый

Подобный поход используют крупные компании, потому что он требует больших бюджетов на реализацию. Успешные примеры представляют такие фирмы, как Coca Cola, Pepsi или Ford. Смысл заключается в постановке одной единственной цели – продвигать продукт на максимальное количество целевой аудитории.

При этом не рассматриваются сегменты или различия между потребителями, реклама охватывает любые группы населения. Расчет идет на то, что у предприятия есть решение для каждого человека.

Целевой маркетинг

В отличие от массового он подчинен достижению строго установленной задачи, например, продажи одежды эконом-класса. Для этого разрабатываются аватары покупателей и определяется выборка, по которой происходит оценка эффективности рекламы.

Такой вид маркетинга наиболее эффективен и экономит значительную часть бюджета. Поэтому именно он распространен в среде малого бизнеса и применяется для большинства стартапов.

Если подвести итог, то у всех рассмотренных способов продвижения есть несколько одинаковых шагов. В частности, все они начинаются с исследования внешней среды и факторов влияния на интенсивность спроса. Проводимое исследование касается трех направлений деятельности: товарной политики, ценообразования и структуры рынка.

Таблица. Показатели уровней маркетинга

Уровень маркетинга

Отношение генерального директора

Роль и функции маркетинга

Затраты на маркетинг (% выручки)

Среднее количество сотрудников

Нулевой маркетинг

Руководитель убежден, что маркетинг в компании не нужен

Активные продажи (функции маркетинга выполняет Генеральный Директор и (или) подразделения по продажам)

Доходность продаж, выручка

0

Зачаточный маркетинг

Появляется осознанная необходимость в использовании рекламы и стимулировании продаж

Привлечение новых клиентов за счет информирования о компании (ее продуктах)

Дополнительно привлеченные не продавцами клиенты. Рост известности и узнаваемости компании, ее продуктов и услуг

Менее 1%

Вспомогательный маркетинг

Есть понимание, что маркетинг нужен, но как вспомогательная функция

Анализ эффективности продаж, рекламы, анализ рынка и прогнозирование продаж. Систематический сбор и анализ информации о конкурентах

Снижение затрат на привлечение и обслуживание клиентов. Укрепление позиций в конкурентной борьбе

1-3%

Стратегический маркетинг

Маркетинг необходим для выживания компании, стратегия развития должна определяться маркетингом

Формулирование и реализация маркетинговой стратегии компании

Повышение доли рынка, рентабельности продаж, рентабельности инвестиций в маркетинг, рентабельности продуктов

3-7%

Максимальный маркетинг (управление брендами)

Маркетинг — ключевая компетенция бизнеса, функция, создающая большую часть ценности продукта

Управление продуктовыми брендами и брендом компании

Повышение стоимости продуктовых брендов (бренда) компании

Б

 

Особенности различных типов маркетинга

Все рассмотренные модели можно разделить по своей направленности на коммерческую и некоммерческую часть. Задача первой – продвижение товаров и услуг предприятий на рынок, осуществление поддержки уровня продаж, развитие бренда.

Вторая часть отвечает за социальную направленность и несет общественную пользу. В ней могут использоваться те же самые методы, но они будут преследовать иные цели:

  • охрана правопорядка;
  • профилактика заболеваний;
  • популяризация науки.

Для наглядности рассмотрим особенности различных видов маркетинга в таблице:

Некоммерческий

Коммерческий

 

Использование связано с партиями организациями, а также с идеями или движениями

 

Применяется только для продвижения товаров и услуг

Продвигает социально полезные инициативы, не требуя взамен вознаграждения

 

Предмет сделки – обмен продукта на деньги

Имеет сложные, долгосрочные цели, успех которых не связан с размером бюджета

 

Все задачи находятся в области продаж и получения прибыли

Выбирает наиболее актуальную область и группу целевой аудитории

 

Опирается на платежеспособность населения

Некоммерческие организации могут работать с неплатежеспособными сегментами рынка

 

Ориентируется на обслуживание только прибыльных ниш

Среди взаимосвязанных категорий партнеров, выделяет две – потребителей и спонсоров

 

Работает с различными партнерами: поставщиками, покупателями, конкурентами и т. д.

Современные виды маркетинга и их роль в построении успешного бизнеса

Порядок применения стимулирующего маркетинга с примерами

Для эффективного употребления этого метода, специалисты используют алгоритм из четырех шагов.

  • Исследование причин, которые приводят к снижению спроса на товар

Проводится всесторонний анализ, при котором рассматривается как факторы рынка, так и мнение потребителей об ассортименте предприятия. Данные собираются различными способами: опросами, анкетированием, через отделы продаж.

  • Разработка стратегии по связке потребностей целевой аудитории с конкретными продуктами фирмы

Эффективность будет зависеть от понимания разработчиком того, какой маркетинг бывает эффективным. Зачастую многие упираются в традиционные способы продвижения и тем самым тратят бюджет с низкой отдачей.

  • Проведение стимулирования спроса

Реализуются мероприятия, которые должны усилить внимание клиентов в отношении товара и активировать их желание его приобрести.

  • Проведение продаж и повторение шагов

Когда негативная реакция целевой аудитории переведена в режим интереса, приходит время работы отдела сбыта. Он должен тщательно отрабатывать поступающие заявки, чтобы затраты на рекламу окупились и принесли прибыль.

Рассмотрим примеры применения этого вида маркетинга.

Стимулирование потребителей образцами продукции в магазинах косметики

Интерес клиентов усиливается за счет раздачи бесплатных образцов продукции от бренда. В отдельных случаях проводятся промоакции с нанесением макияжа или использованием средств ухода за лицом.

Стимулирование через дегустирование в продуктовых сетях

Распространенный и рабочий метод, в основе которого лежит промо с возможностью попробовать новое изделие в магазине. Эффективное средство для продвижения начинающих брендов, задача которых показать качество незнакомого ассортимента.

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.