Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесе

13 мая 2019
453
Средний балл: 0 из 5
региональный бизнес-тренер, компания «Объединённые кондитеры»
Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесе

Вы узнаете:

  • В чем заключаются основы делового этикета.
  • Какие принципы и правила делового этикета необходимы предприятию.
  • Какие типы этикета делового человека применяются в малом бизнесе.
  • Какие существуют варианты использования этикета в профессиональной деятельности.

Только благодаря соблюдению профессионализма и взаимоуважения в деловом общении получится создать здоровую атмосферу для развития бизнеса. Отклонения от норм приводят к снижению мотивации сотрудников и падению результатов их труда. В этой статье мы разберем инструменты, которые позволят исключить такое развитие событий.

Основы делового этикета

Профессиональное общение в любой отрасли имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что коллектив вынужден контактировать строго по определенному виду деятельности. Обычно она связана с производством и реализацией ассортимента. При этом партнеры по диалогу находятся в разном положении, статусе и личных взаимоотношениях.

Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесе

Чаще всего потребность в соблюдении делового этикета проявляется при следующих контактах:

  • В коммуникациях внутри одного предприятия. Когда разговоры происходят у руководства как с подчиненными, так и между собой. Основным критерием для выбора тона в разговоре здесь становится статус сотрудников.
  • Между организациями. Речь идет о переговорах с поставщиками, заказчиками и конкурентами. Должность человека здесь не влияет на отношения, но наличие рычагов давления может сделать одну из сторон более агрессивной. Задача установленных норм и правил – свести такую агрессию к конструктиву.
  • У компании с социумом. Взаимодействие происходит через маркетинг и фронт-линию, на этих этапах следует проверить у работников знание делового этикета. От этого будет зависеть то, как фирма будет выглядеть для своих покупателей. В крупных предприятиях (например, сеть «Магнит») существуют специальные тренинги для персонала по этой теме.

Знание основ делового этикета помогает снять интеллектуальные и даже языковые барьеры. Популярные коучи часто отмечают, что успех менеджера зависит в большей степени от его умения строить диалог, лишь только потом от квалификации.

Важной основой для применения норм делового общения и этикета являются формулировки, исключающие пересечение с основными человеческими ценностями. Например, не стоит закладывать в постановления установки, которые нарушают права на личную жизнь или высказывают оценочное суждение в адрес каких-либо праздников.

Без регламентов делового общения любой внутренний диалог фирмы может стать конфликтным или выйти за рамки дозволенного. Также считается, что следование таким положениям увеличивает шансы конкретного служащего на карьерный рост или успешную сделку.

Какие принципы и правила делового этикета необходимы предприятию

Задача делового этикета состоит в том, чтобы максимально упростить жизнь коллектива и сделать контакты с внешней средой понятными и эффективными. Такой результат достигается за счет того, что все сотрудники знают, каким образом стоит общаться в различных ситуациях.

Второй целью будет создание рабочей атмосферы, которая не нарушается излишним шумом или частыми перерывами с разговорами на личные темы.

Читайте также: Вовлечение сотрудников в рабочий процесс компании: 15 способов »

В различных компаниях кодексы и установки могут сильно отличаться в зависимости от требований директората и бизнеса. Но можно выделить в деловом этикете основные правила, которые будут характерны для всех:

  • Опрятный внешний вид. Требования к официальной и повседневной форме сильно отличаются: в одних организациях это костюм, в других – стиль кэжуал. Но в любом случае это должна быть чистая и опрятная одежда, которая подходит для того, что общаться в ней с клиентами или коллегами.
  • Соблюдение грамотности. Речь идет как о переписках по электронной почте или мессенджерам, так и составлении документации. Сокращения, смайлики или жаргонизмы должны использоваться умеренно или быть запрещены.
  • Пунктуальность. Если сотрудник что-то обещает коллегам или клиенту – это должно быть сделано вовремя. Только такой подход является приемлемым, исключения могут касаться лишь «допустимых» утренних опозданий в больших городах. Например, отсутствие этого навыка в отделе продаж всегда говорит о дурном сервисе компании.
  • Соблюдение конфиденциальности. В этих целях предприятия часто вводят специальное соглашение, которое запрещает разглашать внутреннюю информацию. Однако даже без такого документа следует соблюдать правило делового этикета, которое будет указывать на недопустимость разглашения приватной информации.
  • Доброжелательность. Заключается в вежливом обращении со всеми своими коллегами и руководством, а также с партнерами и клиентами.

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
— Мигель де Сервантес, роман «Дон Кихот»

Отдельно поговорим о трех основных принципах, применяемых при создании этического кодекса компании:

  1. Любое нарушение установленных правил и положений должно исправляться. Не зависимо от того, какую должность занимает лицо его совершившее. Это приводит к равноправию в рамках коллектива и укрепляет желание работников соблюдать кодекс.
  2. Соблюдение справедливости при распределении трудовых ресурсов и задач между коллективом. Эта норма делового общения исключает, например, конфликты в отделе продаж при назначении планов на текущий месяц.
  3. Допускается полная свобода личной реализации в рамках должностных обязанностей, если она не нарушает других целей фирмы. Этот принцип дает возможность развиваться сотрудникам в бесконфликтной среде, что влечет за собой постоянное совершенствование идей и бизнеса.

Читайте также: Правила делового этикета, которым надо следовать всем, кто дорожит репутацией »

9 правил невербального делового этикета для эффективного руководителя

Современный руководитель должен уметь производить приятное впечатление на бизнес-партнеров. Знать правила поведения в обществе, особенно в деловой среде, не менее важно, чем развивать профессиональные качества. Кроме того, это позволит вам не только контролировать себя, но и, наблюдая за поведением партнера, распознавать его мысли и намерения.

Узнайте 9 основных правил невербального этикета в деловом общении из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать 9 правил »

Какие типы этикета делового человека применяются в малом бизнесе

Вы сфере межличностных коммуникаций, проходящих в рамках организации, выделяют 3 основных типа взаимодействия:

  • От руководства к подчиненным.
  • Между специалистами на одном уровне.
  • От линии к начальству.

В каждой из указанных категорий, существуют определенные нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить комфортную атмосферу. Самой важной из них является – сохранение уважения к коллеге не зависимо от его статуса.

Деловой этикет включает в себя группы правил на каждый из типов общения, рассмотрим их подробнее.

От руководства к подчиненным

Хороший начальник знает, насколько важно создать доброжелательный фон в своем коллективе. Также он понимает, что поддерживать дисциплину и порядок невозможно, общаясь исключительно на позитивной ноте. Поэтому первое, с чего руководителю стоит начать строить порядок – это самодисциплина.

Соблюдение собственных принципов выполняется в зависимости от того, каким образом производится диалог на текущий момент:

  • Приказ. Это безапелляционный тип распоряжения, который лишает служащего возможностей его оспаривать. Допусти́м, если наблюдаются сопротивления изменениям, но лучше им не злоупотреблять.
  • Наставление. Выглядит как передача успешного опыта и используется в первую очередь для развития подчиненных.
  • Просьба. Позволяет отдавать указания, которые сложно сделать в рамках делового этикета не нарушив правил. Например, личная просьба начальника.
  • Делегирование. Предпочтительный метод коммуникации, который делает работу каждого сотрудника максимально комфортной.

Как стать лидером за 120 часов

Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесеЭксперты Школы генерального директора разработали уникальную программу повышения квалификации «Управленческое лидерство», которая поможет вам выстраивать сильные бизнес-коммуникации.

Пройти курс »

Между специалистами на одном уровне

В данном режиме следует учитывать исполнение нормы равноправия. Она опирается на базовый набор должностных инструкций компании. Если изложить ее в рамках делового этикета кратко – каждый должен заниматься своим делом и не мешать коллегам.

Для этого оптимально придерживаться следующих правил:

  • Исключить чрезмерные разговоры на личные темы.
  • Не использовать телефон для общения со сторонними людьми, находясь в своем отделе или у коллег.
  • Не перебивать и не прерывать коллег, если те выступают со своей презентацией или излагают идеи.
  • Не брать на себя обещаний, которые не могут быть исполнены.

От линии к начальству

Особый тип коммуникации, который требует аккуратности и уважения к личным границам своего начальника. Задача подчиненного – сохранять диалог в рамках субординации и не пытаться управлять или наставлять, поскольку это будет проявлением неуважения.

Чтобы понять, что такое деловой этикет на этом уровне, нужно в первую очередь научиться выдавать и получать обратную связь. Высказывать свое мнение можно и нужно, но следует соблюдать ряд правил:

  • Не говорить категорично.
  • Не делать оценок по отношению к поступкам руководителя.
  • Не обращаться к директору через начальника своего отдела.
  • Быть честным и открытым к критике.

Этикет оформления визиток руководителя:

Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесе

Варианты использования делового этикета в профессиональной деятельности

Наиболее явно проявляется в работе с клиентами предприятия, когда беседа строится сразу на нескольких уровнях:

  • С отделом продаж.
  • С технической частью или складом.
  • С директоратом.

Во всех указанных случаях, следует придерживаться простых норм, которые позволят вывести переговоры на новый уровень эффективности:

  • Правильно приветствовать звонящих и представляться. Не стоит применять фраз, которые показывают панибратское отношение к клиенту. После приветствия следует рассказать, с кем клиент ведет диалог, рекомендуется назвать должность, название предприятия и имя.
  • Стараться предоставить решение проблем своим потребителям. Когда в компанию приходит обращение, оно не всегда может быть выполнено просто из-за ограниченности возможностей бизнеса. В таких ситуациях проще всего отказать покупателю в помощи, но намного этичнее будет посоветовать ему, где и как он может решить свою проблему. Такой подход будет по достоинству оценен и приведет к увеличению лояльности.
  • Сохранять внимательность и позитивную интонацию.Отсутствие собранности покажет клиенту, что сотрудник не сосредоточен на его словах и разговоре. Подобная ошибка может привести к испорченным отношениям или усложнению существующих проблем. Что касается позитивности, то она должна присутствовать даже в конфликтных ситуациях. Со стороны покупателей могут поступать претензии и обиды, но задача менеджера встречать их дружелюбно.
  • Не использовать слов паразитов и жаргонизмов в диалоге и переписке. Их наличие говорит о низком уровне этикета делового человека. Сотрудников стоит научить излагать свои мысли понятно и лаконично. Отдельным параметром является переписка с клиентами. Рекомендуется подготовить ряд нормативных текстов, которые будут закрывать основные потребности в общении.

Даже на те случаи, когда требуется прервать разговор, который зашел в тупик, нужно подготовить правила беседы. Например, можно извиниться перед собеседником, сказать, что в текущем режиме диалог зашел в тупик. Предложить вернуться к нему чуть позже, когда менеджер посоветуется с руководством и найдет решение.

Деловой этикет: основные правила и принципы, применяемые в малом бизнесе

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.