Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Оценка стоимости бизнеса как способ определения его эффективности

  • 14 мая 2019
  • 53
Оценка стоимости бизнеса как способ определения его эффективности

Вы узнаете:

  • Для каких целей проводят оценку бизнеса.
  • Какие методы оценки бизнеса существуют.
  • Какие мероприятия проводятся в рамках оценки бизнеса.
  • Как применить полученные в рамках оценки результаты.

Оценка бизнеса – это главный способ объективно определить эффективность деятельности компании, правильность принятых ранее управленческих решений и стратегию будущего развития, нацеленную на извлечение максимальной прибыли.

Что входит в понятие оценки бизнеса

Товаром считается не только то, что производит или продает компания. Зачастую товаром является и сам бизнес, ведь в него инвестированы денежные средства, которые в случае продажи владелец нацелен вернуть (желательно в несколько раз больше, чем вкладывал). Чтобы принять решение о будущем компании, необходимо понять, сколько может стоить ваш бизнес.

Оценка бизнеса – это определение стоимости предприятия, производимое посредством глубокого финансового, организационного и технологического анализа его деятельности.

Оценка стоимости бизнеса попадает под действие Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При определении стоимости бизнеса происходит всесторонняя оценка рыночной стоимости активов компании. В первую очередь это касается недвижимого имущества, земельных участков, оборудования, запасов произведенной и нереализованной продукции на складе. К активам относятся финансовые вложения самого владельца бизнеса и его соучредителей.

При оценке бизнеса определяется и учитывается не только имущество компании, но и эффективность ее работы, прошлые, настоящие и возможные будущие доходы, а также существующие долговые обязательства. Принимается во внимание и конкурентная среда в данном сегменте рынка, определяющая перспективы развития оцениваемого объекта.

В последнее время среди владельцев компаний популярной стала оценка нематериальных активов бизнеса:

Все эти данные имеют не меньшее значение при определении реальной рыночной стоимости и потенциала фирмы.

С какой целью проводят оценку бизнеса

Не так давно оценка стоимости бизнеса проводилась лишь тогда, когда она была обязательным требованием в ситуациях, прописанных в статье 8 Федерального закона 135-ФЗ «Обязательность проведения оценки объектов оценки»:

  • При сделках с участием муниципальной собственности и государственных структур.
  • При спорах о стоимости объекта при конфискации и национализации.
  • При спорах с налоговой о правильности исчисления налогооблагаемой базы.
  • При слиянии, ликвидации, банкротстве и реструктуризации компании.
  • При внесении взноса в уставный капитал, совершаемого не в виде денежных средств.
  • При выкупе акционерным обществом своих акций.
  • Для расчета страховых сумм при страховании бизнеса.

Однако сегодня все больше владельцев своего дела добровольно заказывают оценку его рыночной стоимости.

Ошибочно полагать, что добровольную оценку стоимости бизнеса проводят только для его будущей продажи. Существует множество причин, по которым вам может понадобиться оценить свой бизнес. Данное мероприятие позволит:

  • Повысить эффективность управления предприятием.
  • Принимать более взвешенные и стратегически верные решения.
  • Снизить риски и успешно справляться с кризисными ситуациями.
  • Разработать бизнес-планы, основанные на реальных, а не предполагаемых показателях.
  • Оценить «слабые места» компании (имущество, процессы, сотрудники) и провести грамотную реорганизацию.
  • Оценить необходимость участия в тех или иных инвестиционных проектах.
  • Получить более выгодный кредит под залог имущества.
  • Передать права пользования нематериальными активами на основе лицензии.
  • Оценить ущерб и потерянную выгоду от чужого незаконного использования нематериальных активов компании.

Оценка бизнеса позволяет определить, насколько прочно положение компании, насколько успешно она развивается и какое решение стоит принять относительно ее будущего.

Как повысить устойчивость бизнеса

Устойчивость компании напрямую влияет на ее рыночную стоимость. Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор» способы, которые позволят каждому отдельному предприятию избежать сложных ситуаций и повысить устойчивость.

Узнать 8 способов »

Как выбрать специалиста для оценки бизнеса

Оценку бизнеса предприятия проводят специальные независимые оценщики. Сроки работ и стоимость услуг зависят от многих факторов: трудоемкости оценки, специфики объекта, масштаба бизнеса, вида деятельности компании, наличия филиалов.

В статьях 15 и 16 Федерального закона № 135-ФЗ четко прописано, каким требованиям должен соответствовать оценщик. Он должен:

  • быть членом саморегулируемой организации;
  • соблюдать требования стандартов оценочной деятельности;
  • иметь действующий страховой полис по договору страхования ответственности оценщика;
  • иметь документ об образовании в области оценочной деятельности;
  • гарантировать сохранность документов и сохранение коммерческой тайны.

Прописан и принцип независимости оценщика: оценщик не должен являться аффилированным лицом заказчика, иметь с ним родственные связи и имущественные интересы в оцениваемом бизнесе. Гонорар оценщика не должен зависеть от итоговой оценки бизнеса. Желательно, чтобы оценщик имел опыт работы по оценке схожего бизнеса и разбирался в специфике отрасли.

Алгоритм оценки бизнеса

1. Предварительный этап

Специалист собирает и анализирует информацию об оцениваемом бизнесе: давно ли компания на рынке, каковы виды ее деятельности, есть ли у нее филиалы. Это позволяет понять, к какому типу бизнеса относится предприятие (мелкому, среднему или крупному), и выбрать подходящий метод оценки, а также сориентировать владельца бизнеса по срокам, объемам и стоимости оценки.

2. Аналитический этап

Далее оценщик проводит маркетинговое исследование рынка, изучает сегмент рынка и отрасль, в которой функционирует предприятие, выезжает на объект и изучает внутреннюю документацию. Он собирает сведения, которые затем лягут в основу расчетов, и прогнозирует перспективы развития компании.

Для проведения оценки бизнеса оценщику потребуются следующая информация и документы о компании:

  • Копии учредительных документов (Устав, Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке на учет в налоговой).
  • Направление деятельности и организационная структура компании.
  • Данные бухгалтерской отчетности Ф №1, Ф №2 с расшифровкой (за последние 3-5 лет).
  • Копии договоров аренды на недвижимость.
  • Копии документов о праве собственности на недвижимость.
  • Последнее заключение аудитора (если проводилась проверка).
  • Инвентарные списки имущества.
  • Данные о всех активах (недвижимости, акциях, векселях, нематериальных активах и пр.).
  • Финансовая документация по филиалам.
  • План развития бизнеса на ближайшие 3-5 лет (если есть) с указанием необходимых инвестиций и планируемой чистой прибыли и затрат.
  • Копии лицензий и патентов.

Это предварительный перечень, который может быть сокращен или расширен оценщиком в зависимости от конкретной ситуации.

3. Этап анализа и расчетов

После внимательного изучения и анализа предоставленных документов и информации оценщик рассчитывает рыночную стоимость материальных и нематериальных активов компании, исследует финансовые показатели ее деятельности, делает вывод о ее рентабельности и ликвидности и подготавливает отчет об оценке бизнеса.

3 метода оценки бизнеса

Методику оценки бизнеса надо выбирать, исходя из конкретных целей собственника: продажа, ликвидация, планы по развитию.

Оценка стоимости бизнеса как способ определения его эффективности

Сравнительный метод

Стоимость объекта определяется путем сравнения его с аналогичными компаниями по ключевым показателям: выручке, прибыли, ликвидности, финансовой устойчивости. Выявляется, за какую сумму можно продать на сегодняшний день аналогичную компанию. Как правило, применяется метод отраслевых коэффициентов: сравнивается, на каких условиях были проданы предприятия с аналогичными финансово-производственными показателями. В результате подобного многолетнего наблюдения выявляются универсальные коэффициенты по отрасли, к которой относится оцениваемая фирма.

Затратный метод

Предприятие рассматривают с позиции износа и понесенных затрат. Применяется для оценки бизнеса без стабильных доходов и позитивного прогноза на будущее: для недавно открытого бизнеса или компании на стадии ликвидации. В его рамках различаются два метода:

  • Метод чистых активов. Обычно применяется, когда бизнес готовится на продажу. Определяется полный перечень материальных и нематериальных активов, из него вычитается сумма всех долговых обязательств компании. Результат и будет чистыми активами.

Пример: оценка выявила, что сумма материальных активов компании ООО «Фрегат» на текущий год составила ₽10,5 млн, тогда как стоимость нематериальных активов ₽2 млн. Имеется также дебиторская задолженность на сумму 248 000 рублей. Сумма активов: ₽12,748 млн. При этом кредиторская задолженность предприятия составила ₽1,85 млн (пассив). Таким образом, чистые активы компании составят ₽10,898 млн.

  • Метод ликвидационной стоимости. Задача оценщика определить, какие активы и по какой цене можно реализовать, если продавать компанию по частям.

Доходный метод

Эксперт определяет не стоимость активов, а то, сколько в будущем сможет принести прибыли компания при условии ее стабильной работы. Чем выше сумма прогнозируемой прибыли, тем выше цена компании по итогу оценки бизнеса предприятия.

Метод популярен у инвесторов и у тех, кто желает приобрести долю в бизнесе: в этом случае потенциального покупателя интересует не стоимость здания, укомплектованного механизмами, а то, какой доход он получит, вложив деньги в развитие интересующей его компании.

В рамках доходного подхода выделяют два метода:

  • Метод капитализации дохода. Применяется, когда доход компании стабилен и есть уверенность, что он сохранится и в будущем. Метод не подходит для оценки молодого, перспективного, быстро развивающегося бизнеса с неравномерными денежными потоками.
  • Метод дисконтирования денежных потоков: оценщик рассчитывает ставку дисконта и строит денежные потоки по периодам (с их возможными колебаниями) в ценах сегодняшнего дня с поправкой на возможную инфляцию и форс-мажоры. Это метод для компаний, которые показывают невысокий доход, но есть основание предполагать, что в будущем доход увеличится (перспективные стартапы), а также для предприятий, чьи денежные потоки имеют сезонный характер.

Плюсы и минусы каждого метода оценки бизнеса показаны в следующей таблице:

Метод оценки

Плюсы

Минусы

Сравнительный

Метод прост и не требует временных затрат; показывает спрос и предложения на сравниваемый объект с учетом текущей рыночной ситуации.

Точность оценки сильно зависит от того, насколько прозрачна и достоверна информация о конкурентах; не учитывается потенциал компании; отсутствует информации о перспективах: одинаковая стоимость получится как у бизнеса с большим потенциалом, так и у предприятия на грани спада.

Затратный

Наиболее надежный метод, не нужна информация о компаниях-аналогах, что упрощает оценку на непрозрачных рынках.

Большие затраты труда и времени на его проведение; оторванность от рынка и перспектив развития бизнеса (стартапы ничего не стоят по данному методу); затратная стоимость не всегда эквивалентна реальной рыночной.

Доходный

Учитываются перспективы и ценность для инвестора.

Самый субъективный из возможных методов, т.к. основан не на фактах, а на прогнозах с большой долей неопределенности; используемые для расчетов цифры трудно подтвердить; ситуация может измениться из-за нестабильности экономики.

Результаты оценки бизнеса, полученные с использованием разных методов, будут различаться. Выбирать нужно тот метод, который в большей степени подходит к особенностям конкретного бизнеса. Чтобы получить максимально точный результат, имеет смысл комбинировать разные подходы к оценке бизнеса.

Оценка стоимости бизнеса как способ определения его эффективности

Вывод

При оценке бизнеса важно применять комплексный подход и принимать во внимание не только материальные активы (здания, оборудование, технику, транспорт, запасы товара на складах), но и нематериальные активы (авторские права, зарегистрированные торговые марки, патенты и лицензии, деловую репутацию компании).

В зависимости от целей оценки применяются разные методы, которые можно комбинировать между собой для получения более объективного результата.

Оценка бизнеса позволит решить, что делать с предприятием (продать его или развивать дальше), найти слабые места у бизнеса и снизить риски, а также максимально эффективно управлять предприятием в будущем.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.