Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

  • 16 мая 2019
  • 125
начальник управления развития партнерских продаж Home Credit Bank
Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

Вы узнаете:

  • Что такое организационная структура управления.
  • Какие существуют виды и принципы формирования структур управления предприятием.
  • Какая организационно управленческая структура предприятия наиболее эффективна.

Структура управления организацией

Именно структура управления предприятием определяет, каким образом должны быть распределены человеческие и иные ресурсы, какой должна быть субординация, как организована координация действий между отделами, каковы основные модели взаимодействия и риски операционной деятельности.

Структура управления организацией, как правило, характеризуется:

  • Сложностью – степенью разделения деятельности на различные функции.
  • Формализацией – ролью заранее установленных правил и процедур.
  • Соотношением централизации и децентрализации – количеством уровней, на которых принимаются решения.

При этом адекватная структура управления процессами в учреждении предполагает комбинацию следующих трех факторов:

  • Фактические взаимосвязи между конкретными людьми.
  • Стиль руководства и методы управления.
  • Полномочия и функционал работников.

Организационная и неформальная структура управления

Что же создает структуру управления организацией? Выделим два понятия:

  1. Организационная структура управления организацией – это формальная система. Например, объединение людей в группы, подгруппы, управления, отделы, цехи, регионы, а также процесс построения между ними рабочих связей, официальных принципов взаимодействия и общения.

На организационной структуре управления держатся коммуникации между подразделениями на всех уровнях, информационные потоки, управленческие решения и протекающие в компании процессы.

  1. Неформальная структура, которая возникает в любой компании независимо от системы менеджмента. Например, люди из разных подразделений или уровней организации, которые являются друзьями, пьют вместе чай, ходят на обеденные перерывы и так далее.

Эти две структуры сосуществуют в любой компании и, как правило, не являются схожими: формальные создаются искусственно сверху, а неформальные представляют собой живые объединения членов организации, создаваемые естественным путём по интересам и настроению, не всегда совпадающими с целями самой организации. Поэтому при менеджменте организационных структур управления важно учитывать их влияние на корпоративную культуру, атмосферу в коллективе и человеческие отношения.

Как определить, какая организационная структура оптимальна для вашей компании

Электронный журнал «Генеральный Директор» подготовил алгоритм, пройдя все шаги которого, вы сможете определить наиболее подходящую для вашего бизнеса оргструктуру.

Смотреть алгоритм »

Принципы формирования организационной структуры управления

Графически организационная структура управления предприятием чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, визуализирующей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

На практике, как правило, применяют следующие принципы формирования подразделений.

Функциональная (линейная) модель

Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

Работает по принципу «одно подразделение = одна функция». По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию.

Преимущества линейных структур: позволяют найти решение задачи любой сложности, направленной в функциональное подразделение (вопрос только в скорости решения) и потенциально обеспечивают обмен знаниями/навыками между сотрудниками и их профессиональный рост.

Недостатки: в работе руководителей практически всех уровней рутинные задачи доминируют над стратегическими, а слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают бюрократию, волокиту и перекладывание ответственности при решении проблемных ситуаций, требующих участия сразу нескольких подразделений или отделов. Прибавим сюда низкий уровень гибкости и адаптивности к меняющейся бизнес-среде, различные (порой взаимоисключающие) KPI направлений и перегрузку управленческого уровня, тогда конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится второстепенным, несмотря на то, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Вывод: ответственность размыта, а недостатки линейной структуры перевешивают ее достоинства.

Процессная модель

Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

Принцип «одно подразделение = один процесс»: выполнявшиеся различными сотрудниками операции, интегрируются в одну. Соответственно, происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс. Преимущества процессных структур в целеустремленности менеджеров и исполнителей на получение нужного компании результата, к которому привязаны мотивационные схемы персонала.

Преимущества: разгрузка руководителей, они занимаются своими прямыми обязанностями (организацией эффективного управления и стратегией развития) и вмешиваются в оперативное управление только в случае значительных отклонений. А исполнители принимают самостоятельные решения и несут ответственность за получение заданного образа деятельности. К тому же, управление затратами происходит по месту их возникновения, система управления издержками строится совместно с организационной структурой предприятия без отрыва от деятельности: «один процесс – одно подразделение – один бюджет».

Недостатки процессной оргструктуры: управление смешанными в функциональном смысле рабочими командами – это более сложная задача, чем управление функциональными подразделениями. В случае формирования кросс-функциональных направлений потребуются отдельные инструменты для обеспечения профессионального роста сотрудников.

Матричная модель

Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

Совмещает в себе принципы построения функциональных и процессных систем: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений». Ей характерны регламентированные процессы, находящиеся под управлением менеджера. При этом деятельность осуществляется работниками, находящимися в оперативном подчинении менеджера этого процесса и в административном подчинении некого руководителя, стоящего отдельно в функциональной иерархии.

Подобное решение, с одной стороны, не полностью реализует преимущества процессного подхода, а с другой стороны – не полностью устраняет недостатки функциональной системы. На практике матричная организационная структура фирмы хорошо применима для управления проектной или региональной деятельностью, мало подходит для регулярного прямого менеджмента, так как содержит некоторое «двоевластие».

    Модель, ориентированная на контрагента

    Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

    Принцип «одно подразделение = один контрагент (клиент, партнёр, поставщик, подрядчик и пр.)». Применяется в случае, если рынок контрагента ограниченный. Например, если число потребителей сильно ограничено, то целесообразно применить модель, ориентированную на клиента или клиентскую группу.

    Смешанные модели

    Используется, когда для организации в целом будет применяться процессная организация основных структурных блоков, а в рамках отдельных блоков могут применяться различные модели. В большинстве случаев распространение получили миксы функциональных и процессных моделей, а также их различные модификации.

    Организационная структура и ее роль в управлении предприятием

    Вывод

    Вся суть управления процессами в учреждении в итоге сводится к тому, что структура организации определяется в первую очередь стратегией компании и оптимальная организационная структура – это структура, которая обеспечивает наиболее эффективную реализацию этой стратегии. Иными словами, самой эффективной, лучшей структуры управления нет. Не имеет особого смысла в полном объеме копировать структуру успешных фирм и компаний.

    Проектирование организационных структур управления осуществляется или самостоятельно, или с привлечением внешних провайдеров на основе следующих основных взаимодополняющих методов: аналогии, аналитического метода, структуризации целей и организационного моделирования. Тут лучше довериться экспертам и прислушаться к многолетнему опыту.

    На сегодняшний день в открытом доступе достаточно различных программ и приложений, которые позволяют оперативно сформировать организационные структуры управления, визуально смоделировать и согласовать с руководством оргсхемы и диаграммы. Ведь окончательное решение о выборе структур организации принимается на высшем уровне её менеджмента при помощи руководителей среднего и низшего звеньев.

    Задача же менеджеров заключается в выборе такой структуры, которая наилучшим образом отвечала бы задачам и целям организации, позволяла ей эффективно взаимодействовать с окружающей средой, рационально распределять и направлять усилия сотрудников, принося прибыль.

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа руководителя

    Школа руководителя

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Станьте читателем уже сейчас

    Мы в соцсетях
    А еще:
    Простите, что прерываем Вас...

    Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

    Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    и скачать материал
    Зарегистрироваться
    ×

    Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

    Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.