Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Факторинг: как вернуть 90 % суммы долга, если клиент не готов платить

20 мая 2019
259
Средний балл: 0 из 5
Факторинг: как вернуть 90 % суммы долга, если клиент не готов платить

Вы узнаете:

  • Что такое факторинг.
  • Какие существуют преимущества и недостатки факторинга.
  • По какой схеме работает факторинг.
  • Как выбрать фактора.

Факторинг простыми словами – это финансирование поставок с небольшой отсрочкой платежа. Рассмотрим подробнее это понятие, а также разберем, с чем придется столкнуться при заключении договора.

Факторинг: что это такое

Факторинг (factoring) – это услуга, предоставляемая банком или факторинговой компанией (фактором). В простейшем виде он представляет собой следующую манипуляцию:

  • Поставщик передает товар покупателю, не требуя оплаты.
  • Поставщик получает деньги в банке или факторинговой организации.
  • Банк или организация получает деньги с покупателя.

Факторинг: как вернуть 90 % суммы долга, если клиент не готов платить

В данной схеме покупатель считается должником, или дебитором, а поставщик – кредитором.

Чаще всего компания-фактор выплачивает поставщику до 90 % суммы. Остаток выплачивается после погашения задолженности дебитором. За свои услуги фактор взимает определенную комиссию с поставщика, зависящую от отсрочки и возможности неоплаты.

Принцип работы факторинговой компании

Виды факторинга

В большинстве случаев на практике используется 2 вида факторинга. Разница между ними состоит в том, кто несет риски в случае неоплаты поставки покупателем – поставщик или фактор.

  • Факторинг с регрессом. Дебиторская задолженность остается на балансе поставщика. Первым переводом фактор зачисляет не всю заявленную сумму, а лишь часть. Остаток суммы – после оплаты покупателя.

Если оплата со стороны покупателя отсутствует, делается обратная уступка – все права возвращаются обратно поставщику, фактор требует возврата первого платежа и комиссии за пользование деньгами и проведенную работу. Такой тип факторинга немного дешевле и оформляется гораздо проще.

  • Факторинг без регресса. Этот тип чуть дороже. Фактор полностью выкупает дебиторскую задолженность. Первым платежом может быть погашена даже вся сумма за вычетом своего процента. Если покупатель не оплачивает товар, фактор принимает меры по взиманию задолженности самостоятельно без участия компании поставщика.

Договор факторинга: на что обращать внимание

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор» несколько нюансов, на которые нужно обращать особое внимание при заключении договора факторинга. 

Узнать 6 нюансов договора факторинга

Как работает факторинг: 4 этапа

Принцип действия открытого факторинга очень прост. Весь процесс проходит в несколько простых этапов:

  • Компания-поставщик официально оформляет «белый» договор с покупателем на отсрочку платежа. Клиент рассчитывается за этот договор по безналу. После поставки товара или оказания услуг у поставщика появляется дебиторская задолженность (счет на оплату в будущем периоде). С этим счетом можно обратиться к фактору.
  • Фактор меняет свои деньги на дебиторскую задолженность. С ним заключается договор факторинга – простыми словами, это переуступка долга. После этого задолженность принадлежит не компании, поставившей товар или оказавшей услуги, а фактору. Все счета, выставленные ранее, оплачиваются на реквизиты фактора. Очень важно при этом уведомить клиента об изменившихся реквизитах, в противном случае возможна ситуация, когда он погасит долг поставщику, но в глазах фактора останется должником.
  • Фактор, согласно заявке, перечисляет финансирование – первый платеж. Чаще всего – 90 % от всей суммы, однако цифра может варьироваться от 70 % до 100 %. Поставщик предоставляет фактору документы, подтверждающие факт приемки товара, работы, услуги.
  • Покупатель переводит на счет фактора всю сумму.
  • Если фактор в первом финансировании перечислил продавцу лишь часть суммы, причем комиссию не брал, он вычитает из суммы, перечисленной покупателем, сумму первого платежа, свои комиссионные и оформляет второй платеж на весь остаток.

Факторинг: как вернуть 90 % суммы долга, если клиент не готов платить

Нажмите на изображение для увеличения

✪ Читайте также: На что обратить внимание при выборе факторинговой компании »

Преимущества факторинга

Факторинг полезен всем трем сторонам. Покупатель может приобрести товар с небольшой отсрочкой платежа на полностью законных основаниях. Фактор получает комиссию за свои услуги.

Но самые большие выгоды от факторинговых услуг имеет поставщик:

  • Получение финансирования. Он не зависит от настроения или финансового состояния покупателя, нет нужды ждать, подавать в суд в случае просрочки платежа и т.д.
  • Возможность предоставления отсрочки покупателям, как следствие – привлечение дополнительных клиентов.
  • Грамотная работа с дебиторской задолженностью.
  • Минимизация кассовых разрывов. Компания может отгружать товар с отсрочкой, не опасаясь кассовых разрывов. Выручка будет поступать непосредственно в день отгрузки или оказания услуг, после чего деньги можно пускать в оборот.
  • Масштабирование оборота. Если сезон в разгаре, можно нарастить объем поставок. Если спроса нет, можно выбрать, по каким именно поставкам требуется услуга факторинга, таким образом избежать лишних трат.
  • Фактор проверяет платежеспособность клиента самостоятельно. Платеж с отсрочкой неизбежно приводит к серьезным рискам. Даже если клиент всегда был аккуратным плательщиком, у него может начаться черная полоса. Фактор помогает избежать подобных ситуаций. Он сам ставит лимит на сумму кредита и рекомендует длительность отсрочки для конкретного покупателя. Затем он также самостоятельно напоминает покупателю о наступлении очередного срока оплаты.

Недостатки факторинга

Есть и несколько недостатков, связанных с особенностями факторингового обслуживания:

  • Факторинг распространяется исключительно на договора с отсрочкой платежа. Если просрочен платеж по договору со стандартной оплатой, обратиться к услугам фактора невозможно.
  • Факторинговое обслуживание – это услуга, требующая безналичных расчетов.
  • В факторинге заполняется 3 комплекта документов:
    1. По собственному бизнесу. Комплект аналогичен тому, который собирается при получении кредита.
    2. По клиентам, с которых факторинговая компания будет требовать деньги. Составляются анкета и оборотная сальдовая ведомость за последние полгода-год.
    3. По поставкам. Счета фактуры, накладные и т.д.
  • Фиксированные сроки оплаты. При работе с помощью фактора договориться о возврате товара или переносе сроков оплаты невозможно – в этом случае финансирование со стороны фактора будет остановлено.

✪ Читайте также: Как предоставить отсрочку платежа покупателю, чтобы обезопасить себя от рисков »

Факторинг: как вернуть 90 % суммы долга, если клиент не готов платить

Стоимость факторинга

За свои услуги фактор берет комиссию с поставщика. Она начисляется за следующее:

  • За услуги факторинга.
  • За использование денег в период отсрочки.
  • За ведение документооборота.

По отдельности эти комиссии фигурируют редко. Проще рассчитать стоимость факторинга как процент от суммы договора. На рынке есть множество предложений, колеблющихся в диапазоне от 0,5 % до 4 %. Если покупатель не погашает задолженность вовремя, фактор имеет право установить повышенную комиссию за сутки просрочки, однако на практике этим правом пользуются не все и не всегда.

Как выбрать факторинговую компанию

На рынке есть предложения от банков и специализированных компаний. Это разные организации, и у них разный подход к людям.

Банк изучает в первую очередь финансовую устойчивость поставщика. Причина заключается в том, что банки чаще предлагают услуги регрессного (возвратного) факторинга.

Специализированная фирма обращает внимание на покупателей. Потому при обращении к такому фактору компания-поставщик должна иметь в виду, что сумма финансирования, которую фактор перечисляет первым платежом, зависит от финансовой устойчивости покупателя. Специализированные компании чаще работают с безрегрессным факторингом, однако и услуги их немного дороже.

Есть несколько критериев, помогающих несколько систематизировать процесс выбора фактора.

  • Определитесь, что вам нужно. Некоторые компании предлагают большой выбор предложений, но среди них отсутствует безрегрессный вариант. Другие не работают с экспортным факторингом, распространяющимся на заграничные поставки.
  • Уточните схему факторинга и управления дебиторской задолженностью со стороны фактора. Схема должна быть действенна, но в то же время комфортна для покупателя.
  • География. Продавец может осуществлять поставки в разные регионы. Уточните работает ли фактор с конкретным регионом, где находится покупатель.
  • Другие критерии оцениваются на этапе собеседования и согласования условий. Важны такие нюансы: срок работы на рынке, специализация, оперативность и многое другое.

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.