Читать журнал

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

  • 23 мая 2019
  • 54
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Вы узнаете:

  • В чем особенности совершенной и несовершенной конкуренции.
  • Какие основные признаки имеет совершенная конкуренция.
  • Как развивается отрасль по идеальной рыночной модели.

Предприятие всегда ведет свою деятельность в условиях борьбы с другими организациями, оказывающими аналогичные услуги. Соперничество направлено на получение максимальной прибыли или максимального количества покупателей. От выбора способа соперничества зависит то, каким будет рынок завтра – устойчивым или кризисным.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Развитие компании всегда зависит от факторов, которые диктует рынок. В частности, если ниша требует ускоренного темпа производства или оптимизации расходов, то это будет фактором выживаемости для всех предпринимателей.

Под ветвью деятельности понимается общее число компаний, которые занимаются коммерцией, выпускают одинаковые товары или предоставляют похожие услуги. Их высокая концентрация создает здоровый темп прогресса, улучшает качество продукции, снижает издержки, а также делает цены более лояльными для покупателей.

Соперничество между организациями играет важную роль в становлении экономики и выполняет следующие функции:

  • Устанавливает среднюю стоимость на весь ассортимент.
  • Распределяет прибыль в зависимости от затрат инвестиций и труда.
  • Регулирует денежные потоки между фирмами и видами бизнеса.

В зависимости от того, каким образом строится это соперничество, выделяют 2 основных вида развития взаимоотношений в торговле.

Совершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке существует много предприятий, которые не могут по отдельности повлиять на цену продукта.

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Все взаимодействие между контрагентами строится на основе базового закона спроса и предложения. Товары являются взаимозаменяемыми, поэтому конечный потребитель не может своим выбором изменить равновесие между долями отдельных предпринимателей.

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Несовершенная конкуренция – это ситуация, при которой финансы находятся во власти монополий, свободно устанавливающих стоимость на весь ассортимент и выдвигающих свои условия для покупателей.

Такое положение дела нарушает равновесие в продажах и лишает свободы небольшие фирмы. Сегменты и целые направления деятельности находятся под контролем одного или нескольких холдингов.

Существует несколько выраженных признаков выхода из равновесия:

  • Демпинг на основные услуги.
  • Использование в целях борьбы с конкурентами скандалов, политики и конфиденциальной информации.
  • Наличие препятствий для входа в нишу бизнеса.
  • Замалчивание фактов о товаре или введение потребителя в заблуждение с целью реализации.
  • Распространение одних и тех же продуктов по разной стоимости.

✪ Читайте также: Конкуренция на внутреннем рынке как способ контроля и развития российской экономики »

Существует еще одна важная разновидность – чистая совершенная конкуренция. Она отличается тем, что отрасль состоит из большого количества организаций и сегментов покупателей, которые не обладают достаточным влиянием на ценообразование. Еще одним свойством является полная взаимозаменяемость ассортимента, а его ценность определяется исключительно спросом.

Формирование этого вида свойственно нишам с низкой степенью монополизации. Например, в качестве примера можно привести производителей продукции массового потребления: питания, одежды, бытовых и хозяйственных товаров.

Борьба за потребителя в данном случае строится на постоянной работе с помощью работы над качеством изделий, над степенью переработки сырья и снижением собственных издержек предприятий.

В частности, в сфере продаж автомобилей, клиенты готовы платить больше за возможность получить импортный прототип, поскольку он гарантирует определенный уровень сервиса и надежности.

Почему покупатели выбирают ваших конкурентов

Ожидания потребителей постоянно растут. То, на что компании делали ставку еще вчера, сегодня может не принести результата, а завтра и вовсе оттолкнет потенциальных клиентов.

Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» называет 9 важных факторов, которые больше всего влияют на выбор потенциальных покупателей в пользу той или иной компании.

Узнать 9 факторов »

Основные признаки совершенной конкуренции

Этот вариант развития рынка стремится к созданию идеальных предпосылок для реализации изделий и потребления. Если описать ее в виде логической цепочки, то получится следующая закономерность:

Издержки = Средние затраты = Цена изделия = Объем доходов

При соблюдении равенства отрасль будет находиться в полностью равновесном состоянии. Но как видно из составляющих этой формулы, практического исполнения подобных критериев в природе не существует. И весь бизнес функционирует по принципу несовершенного противостояния.

Тем не менее подход несет свою пользу для предпринимателей, потому что совершенная конкуренция – это возможность сохранить баланс в экономике и выводить организацию на новый уровень дохода за счет улучшения сервиса и технологий.

Совершенная конкуренция обладает следующими отличительными признаками:

  • Весь производимый ассортимент является однородным

Это означает, что существующий спрос покрывается большим числом организаций. Они могут иметь различную структуру (от частного предпринимательства до крупных корпораций) и все равно занимать свое место на рынке.

  • Стоимость устанавливается в зависимости от существующей покупательской способности

Влиять на цену не может какая-либо группа потребителей или компаний. Государство также не вмешивается и регулирует только правовую сторону вопроса. В целом расценки складываются из себестоимости изделия, а также наличия предложения в нише.

  • Одной деятельностью занимается большое количество предпринимателей

Монополии или олигополии полностью исключаются, в случае если одно предприятие обанкротится или просто прекратит деятельность, его легко заменят другие.

  • Отсутствие социальных или иных барьеров для стартапов

В качестве примера можно привести малый бизнес: ремонтные ателье, парикмахерские, розничная торговля. В данных нишах нет специального лицензирования или требований для начала собственного дела.

  • Нет внешнего регулирования спроса и предложения

Государство или иные структуры никак не вмешиваются в деятельность бизнесменов. Отсутствуют правовые запреты или постановления, ограничивающие уровень цен.

Преимущества совершенной конкуренции в том, что при таком варианте работы не получится манипулировать стоимостью изделий, поскольку существует выбор. Любое предприятие, нарушающее закон спроса, рискует попросту потерять свою долю продаж. Более того, в подобных условиях сами продавцы периодически снижают расценки, чтобы стимулировать свой сбыт.

✪ Читайте также: Применение механизма открытого ценообразования для стимулирования сбыта »

Чтобы не терять при этом прибыль, им необходимо внедрять новые технологии, автоматизацию и снижать издержки. Подобный подход приносит пользу всем участникам воронки продаж, а развитие экономики идет ускоренными темпами.

Примеры развития отрасли по идеальной рыночной модели с совершенной конкуренцией

В современной России на большинстве рынков, где встречается совершенная конкуренция, развитие идет в замедленном темпе. Лишь в отдельных сферах малого бизнеса наблюдается ситуация со средней скоростью роста. Препятствием становится явная государственная поддержка крупных производителей, которые становятся монополистами в разных ветвях деятельности.

Однако сегодня нет ни одной страны в мире, реализовавшей принципы честного соперничества в торговле на 100 %. С одной стороны, это замечательный способ работы с ценообразованием в отдельной ветви экономики, а с другой – предприниматели будут всегда стремиться к максимальной прибыльности.

Рассмотрим пример рынка совершенной конкуренции и разберем, почему на практике ее так трудно реализовать.

Сельское хозяйство

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Рассмотрим реализацию продуктов питания в среднем ценовом сегменте в период новогодних праздников. Большинство фирм, выпускающих ее, не сможет увеличить прайс на свои изделия, потому что это приведет к снижению объемов продаж.

Более того, многие из них понизят цены за счет издержек или части прибыли, чтобы нарастить выручку. Остальные принципы, указанные выше для этого направления, также соблюдаются, но назвать этот вариант идеальным примером не получится. Несмотря на то, что все участники торговли занимаются реализацией одних и тех же товаров, есть серьезное разделение.

Одни из них являются частными предприятиями с ограниченным выпуском, а другие – крупными агрокомплексами, производящими большое количество продуктов. В итоге несколько холдингов поставляют подавляющее большинство наименований на полки магазинов, контролируя нишу и ценообразование. Что само по себе нарушает ряд принципов образцового соперничества между предпринимателями.

Рынок услуг

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Еще одним примером рынка совершенной конкуренции является сфера услуг, в которой каждый мастер может свободно устанавливать стоимость на свой сервис. В данном случае только сами потребители путем оценки предложения от разных специалистов будут решать, какой должна быть цена.

Но это относится только к частным экспертам, которые соревнуются между собой за счет повышения уровня экспертности и маркетинга. В глобальном смысле даже в этой отрасли не работает показательная модель развития.

Причины кроются в том, что наиболее успешные варианты стартапов копируются и развиваются уже в рамках сетевого бизнеса. Распространяя франшизу и усиливая маркетинг, подобные организации выдавливают частных специалистов из ниши, либо последние нанимаются на работу.

✪ Читайте также: Конкурентная борьба: черпайте вдохновение из оригинальных способов конкуренции больших и малых компаний »

Совершенная конкуренция как образцовая рыночная модель

Вывод

Совершенная конкуренция в чистом виде не достижима в современной экономике. Но применение ее принципов позволяет сделать торговлю комфортной для всех участников процесса. Кроме того, она стимулирует развитие малого предпринимательства и технологичности производств.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте все статьи журнала «Генеральный Директор» без ограничений в течение трех дней.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.