Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Жизненный цикл организации: как пройти все этапы и сохранить бизнес

  • 24 мая 2019
  • 307
  • Средний балл: 0 из 5
Жизненный цикл организации: как пройти все этапы и сохранить бизнес

Вы узнаете:

  • Что такое жизненный цикл компании.
  • Какие этапы входят в классическую модель жизненного цикла.
  • Что такое жизненный цикл компании по Адизесу и из каких этапов он состоит.

Каждая компания за время своего существования проходит несколько этапов жизненного цикла. Узнайте, какие это этапы и как можно избежать распада бизнеса.

Что такое жизненный цикл организации

Понятие жизненного цикла организации было предложено было предложено в 1950 году американским экономистом и социологом Кеннетом Боулдингом. И с этого момента понятие прочно закрепилось во всех теоретических школах.

Развитие компании и переход на очередной этап жизненного цикла предприятия происходит неизбежно и последовательно. Этому есть несколько причин:

  • По мере развития компания превращается в сложную структуру. Если индивидуальный предприниматель, как правило, работает и принимает решения в одиночку, то в крупной корпорации уже существует совет акционеров, у которых могут быть противоположные мнения и приоритеты.
  • По мере того, как компания растет, ей необходимо внедрение дополнительных процессов принятия решений и обработки информации.
  • Каждая компания постоянно курсирует между введением инновационных решений и закреплением их в компании, постоянно меняя управленческую политику.

Стадия жизненного цикла организации меняется в тот момент, когда внутренние процессы фирмы вступают в противоречие с внешними условиями. Из-за этого бизнес становится неэффективным, и компания требует смены управленческих подходов. Иногда этот переход болезнен – не все руководители понимают, что нужно сделать в той или иной ситуации. Если же руководство грамотно планирует переход – это отличный шанс сделать компанию более эффективной.

Жизненный цикл предприятия: классическая модель

Жизненный цикл организации: как пройти все этапы и сохранить бизнес

Жизненный цикл организации – это этапы, которые проходит любая компания, начиная со старта и заканчивая естественной «смертью».

Краткая модель жизненного цикла организации состоит из пяти основных этапов: стартап, рост, зрелость, спад и возрождение. Поговорим о них подробнее.

Стартап

На начальном этапе жизненного цикла компания имеет простейшую структуру. Все решения принимаются в центре – основателем или основателями бизнеса. На этом этапе компания имеет задачу – оценить свои главные компетенции и разработать продукт, который будет пользоваться спросом на рынке. Стартапы часто выбирают нишевую конкуренцию и не конкурируют напрямую с лидерами рынка.

На первой стадии в компании ощущается недостаток квалифицированных кадров, потому имеющиеся сотрудники выполняют несколько функций, а основатель принимает непосредственное участие в разработке и реализации продукта. Когда компания закрепляется на рынке и получает стабильную прибыль, она начинает расти. Появляются новые отделы, усложняются процессы, меняется управленческий подход.

Рост

Второй этап жизненного цикла организации – рост. Компания набирает обороты, увеличивает ассортимент, понемногу выходит из своей ниши и переходит в другие, пробует закрепиться и там. Продажи растут и обеспечивают прибыль, необходимую для дальнейшего развития. Фирмы редко проводят какие-то кардинальные изменения, большинство предпочитает точечную работу и постепенное улучшение ассортимента, благодаря чему можно с минимальными расходами захватить рынок.

Меняется система управления. Владелец уже не участвует непосредственно в создании продукта, делегируя эту часть полномочий и обязанностей менеджерам среднего звена. Его функция – стратегическое планирование. Все процессы формализуются. Ассортимент меняется не только по желанию владельца, но и по желанию клиентской базы.

Если руководитель отказывается делегировать часть обязанностей менеджерам среднего звена и пытается контролировать все самостоятельно, развитие компании и все процессы замедляются, фирма перестает функционировать на пике эффективности, начинается зрелость или спад.

Зрелость

Рост компании замедляется, продажи стабилизируются. Рынок насыщается, появляются прямые конкуренты. На этом этапе важно иметь сбалансированный портфель предложений, повышать стабильность работы на местах и эффективность всех уровней управления – это позволит получать наибольшую прибыль.

Этот этап жизненного цикла фирмы характеризуется уменьшением делегирования полномочий. Структура бюрократизируется, принятие решений становится более консервативным. Для компании главное – сохранить имеющийся рынок. Появляется взвешенность, солидность. Если раньше можно было рискнуть и внедрить инновационную технологию, то сейчас компании уже есть, что терять, а рисковать никто не хочет.

Аналогичный подход и в ассортименте – компания больше не создает инновационные продукты, она поддерживает существующие решения. Пока целевая аудитория обеспечивает компании стабильную прибыль и уровень продаж, никаких кардинальных изменений не происходит. Инновационный потенциал снижается, новые проекты и решения получают все меньше поддержки и денег.

Как сохранить и повысить продажи в условиях стагнации рынка

О стагнации рынка можно говорить только тогда, когда на протяжении нескольких месяцев наблюдается отсутствие роста продаж или оборотов. С этой ситуацией компании должны справляться комплексно.

О том, какие меры следует предпринять, чтобы не уйти с рынка, рассказывают руководители трех российских компаний. Читайте об этом в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать опыт трех компаний »

Спад

На смену зрелости неизбежно приходит следующий этап жизненного цикла предприятия – спад. Отсутствие инноваций приводит к тому, что компания перестает соответствовать требованиям рынка. Ее продукты становятся консервативными и пользуются спросом разве что у таких же консерваторов. Компания по-прежнему отказывается от инноваций и решений, связанных даже с минимальным риском. Далее следует переход в режим жесткой экономии: число покупателей стабильно падает. В этой ситуации возможны 2 решения – компания может покинуть отрасль или перейти к стадии возрождения.

Возрождение

В какой-то момент компания понимает, что начинает терять конкурентоспособность. Если есть такая возможность, компания начинает бороться за выживание, диверсифицирует бизнес, начинает интересоваться инновациями.

На этом этапе жизненного цикла организации часто меняется менеджмент, создаются проектные группы, модернизируются внутренние процессы. Компания не ориентируется на разработки конкурентов, а инвестирует в абсолютно инновационные решения. Бюрократизация сводится до минимума, скорость принятия решений увеличивается, повышается лояльность к рисковым решениям. Компания разрабатывает и предлагает клиентам новые продукты, возможно, проводит ребрендинг. Все это способствует улучшению конкурентоспособности.

Стадия возрождения может как подарить компании новую жизнь, так и не привести к успеху. В этом случае в среднесрочной перспективе компания неизбежно покинет отрасль. Это будет конец жизненного цикла предприятия.

В ряде случаев компания сама принимает решение, переходить на следующий этап жизненного цикла или не переходить. К примеру, если на этапе зрелости обнаружен ряд проблем – например, неэффективное распределение функций, недостаточно проработанная система поощрений и т.д., компания самостоятельно принимает решение о том, переходить ли к спаду и закрытию бизнеса или начать модернизацию бизнес-процессов.

Жизненный цикл организации Адизеса

Американский бизнес-консультант Ицхак Адизес предложил собственную модель жизненного цикла компании. Согласно этой модели, каждая компания в процессе своей работы проходит 10 последовательных фаз жизненного цикла организации.

Жизненный цикл организации: как пройти все этапы и сохранить бизнес

  1. Выхаживание. Начальный этап, когда компания существует лишь в виде проекта. Основатель составляет бизнес-план и собирает единомышленников, готовых воплотить эту идею в жизнь.
  2. Младенчество. Стартап. В компании нет четко проработанной структуры, один сотрудник может выполнять несколько функций. Основатель не думает о перспективе, важно выжить здесь и сейчас. Особое внимание уделяется удовлетворению потребителей и наработке целевой аудитории.
  3. Детство. Компания прошла первые этапы, и сотрудники, в том числе основатель, осознают, что идея работает и приносит неплохую прибыль. Четкой управленческой структуры и четкого распределения обязанностей по-прежнему нет, однако руководство начинает мыслить на перспективу.
  4. Юность. Меняется структура компании, появляются менеджеры среднего звена. Приходят новички, что приводит к конфликту костяка, стоящего у истоков компании, и пришедших специалистов, которые хотят все изменить. Менеджеры среднего звена также хотят изменить структуру компании – в пределах своей компетенции.
  5. Расцвет. Наконец-то четкая структура, распределенные функции, разработанные и эффективные системы поощрений и наказаний. Ключевой актив – сотрудники. Успешность оценивается по двум показателям – удовлетворение потребностей целевой аудитории и достижение целей, поставленных руководством. Компания расширяется, появляются дочерние предприятия, которые будут проходить те же самые стадии развития, возможно, чуть быстрее и под патронажем основной компании.
  6. Стабилизация. Компания начинает стареть. Этап быстрого развития и захвата рынков заканчивается, компания окончательно закрепляется на существующих и старается освоить их по максимуму.
  7. Аристократизм. В распоряжении компании есть солидные денежные средства, расходуемые на внутренние нужды. Появляются различные корпоративные правила или традиции. Компания все еще старается соответствовать рыночным требованиям, разрабатывает инновационные продукты, приобретает другие компании с интересными продуктами, находящиеся на ранних стадиях.
  8. Ранняя бюрократия. Начинаются структурные конфликты. Часть решается увольнением сотрудников, часть не решается. Теоретически, даже на этом этапе можно кардинально изменить структуру предприятия, однако на практике это делается редко. Компания перестает удовлетворять конечного потребителя.
  9. Поздняя бюрократизация. Эффективности нет, малейшей ориентированности на клиента нет. От сотрудников требуется не эффективная работа, но соблюдение установленных правил.
  10. Смерть. Предприятие покидает рынок, когда клиенты перестают пользоваться его услугами. Смерть может быть отсрочена во времени – в случае, если компания является монополистом или работает при поддержке государства. Однако несмотря на отсрочку бюрократизация будет увеличиваться, в конечном счете приведет к гибели компании.

Модель Адизеса о жизненном цикле предприятия и его стадиях часто применяется на практике. Она позволяет в некоторой степени прогнозировать развитие событий и подготовиться к критическим моментам.

Жизненный цикл организации: как пройти все этапы и сохранить бизнес

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.