Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Как противостоять психологическому давлению в коллективе

  • 27 мая 2019
  • 263
  • Средний балл: 0 из 5
региональный бизнес-тренер, компания «Объединённые кондитеры»
Как противостоять психологическому давлению в коллективе

Вы узнаете:

  • Какие виды давления на личность существуют в бизнесе.
  • Как оказывать психологическое давление на человека.
  • Как сопротивляться психологическому давлению.

В любом коллективе случаются спорные ситуации, в которых специалисты попадают в стрессовое состояние. Наступающее впоследствии выгорание является одной из первых причин увольнений в России.

Какие виды психологического давления на личность существуют в бизнесе

Вначале стоит определиться с тем, как выглядит моральное угнетение на практике. Как правило, оно предшествует типичным ситуациям:

  • Неприятный разговор с начальником. Как правило прессинг осуществляется для того, чтобы убедить сотрудника выполнить задачу так, как хочет босс. Поэтому в данном случае игнорируется мотивы и желания подчиненного, что несет дополнительный негатив.
  • Ссора с коллегами. По итогу индивидуум может взять на себя нежелательные обязательства или дать обещание без желания их выполнить. Например, выйти на смену в праздничные дни.
  • Тяжелый разговор с клиентом. Покупатели могут требовать исполнения не заложенных в договор обязательств. При этом они склонны угрожать переходом к конкурентам или припоминать старые ошибки своему поставщику.

Понимание того, как противостоять манипуляциям, необходимо каждому сотруднику предприятия. Чтобы научится методам защиты, для начала стоит рассмотреть виды психологического давления на человека, которые активно применяются в бизнесе и жизни.

Акцент на чувство вины

Наиболее распространенный способ атаки, в котором целью ставится показать действия личности в призме его ошибки – представить их как некорректное поведение. Базируется на разнице между миропониманием людей и их ценностями.

Особенно болезненным прием будет для тех, у кого с детства была привита модель поведения, включающая в себя очень строгие нормы и рамки поведения. При отсутствии навыков защиты специалист попадает под влияние этической манипуляции и принимает полностью или частично позицию противоположной стороны.

Например, клиент может напомнить менеджеру, как были просрочены доставки предыдущих заказов, рассказать, что он потерял из-за этого деньги, и сфокусировать на том, что это всецело вина исполнителя. Такая тонкая атака, как правило, попадает точно в цель и вынуждает идти на уступки в большинстве случаев.

Прямое психологическое давление

В этом способе используется прямая агрессия по отношению к собеседнику с предъявлением претензий и требований. Для применения он не требует наличия интеллекта и знаний риторики, поэтому встречается достаточно часто в профессиональной деятельности. Например, в отделе продаж часто можно слышать следующую угрозу от руководителя: «Если ты не сделаешь то, что я говорю, то бонус просто не закрою по итогу месяца».

Подобная манипуляция срабатывает достаточно эффективно, несмотря на то, что очевидно не может быть приведена в исполнение. Сотрудники знают, что начисление бонусов идет в соответствии с положением об оплате, тем не менее не могут противостоять.

Важная особенность прямого психологического давления в том, что оно показывает желание оппонента прийти к договоренности. Поскольку при наличии серьезных намерений и возможностей он сразу бы перешел к действиям.

Системный прессинг

Это серьезный прием, который часто используют в переговорах на высоком уровне. С его помощью манипулятор пытается получить от индивидуума то, чего тот не хочет делать и имеет на это все полномочия. Его суть в том, что адресата начинают атаковать по всем уровням и с разных сторон люди, которые заинтересованы в решении ситуации в свою пользу.

Например, в рамках одного офиса это телефонные звонки и письма с просьбами от разных сотрудников. Контекст сообщений может быть различным, но все они будут нести одну цель – получить итоговый результат. Еще один вариант, когда прессинг направлен на конкретного работника с целью его увольнения из компании.

Психологическое давление – это воздействие на личность с целью получить выгоду, даже если она идет в разрез с волей человека.

В большинстве случаев сотрудники не готовы к агрессии и их реакция бывает излишне эмоциональной, что мешает контролировать ситуацию. Когда чувства берут верх, притупляется способность к анализу, это делает личность еще более уязвимой.

На практике опытные переговорщики используют комбинации из указанных методов. Задача их применения – вывести оппонента из равновесия и найти его слабые стороны. А уже дальше последует продуманная атака именно по уязвимым местам с целью «отжать» необходимое решение.

Как сотрудники манипулируют директорами: эффект бутерброда и еще 3 примера

Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» рассказывает о распространенных уловках, на которые идут работники, чтобы увильнуть от выполнения работы или снять с себя ответственность перед руководителем. Узнайте 4 примера использования этих уловок в статье по ссылке.

Узнать 4 примера манипуляций »

Как оказывать психологическое давление на человека

Вторым аспектом прессинга являются навыки, с помощью которых можно оказывать прямое и непрямое воздействие. Их роль в переговорах настолько велика, что составляет около 90 % успеха при любой презентации или общении. Рассмотрим наиболее популярные в использовании инструменты.

Жесты, поза и мимика

Невербальная информация имеет первое место по значимости в любом личном общении, опытные переговорщики всегда максимально согласуют свои слова с движениями тела. Подобные знания делают личность весьма приятной для беседы, но они имеют и обратную сторону – это оружие для беспощадных манипуляций.

Одной из распространенных тактик атаки является способ, при котором слова и жесты подаются на разном уровне восприятия. Например, оппонент может говорить приятные вещи, но мимикой и жестами сигнализировать негативное отношение. Даже улыбка является своего рода инструментом психологического давления на человека. При осуществлении прессинга переговорщик может улыбаться в момент конфликтного диалога или при подаче неприятной информации, в этих случаях значение улыбки – это оскал, а не доброжелательность.

Комплексным воздействием является подход, который называют отражением или «отзеркаливанием». При его использовании манипулятор старается полностью копировать поведение своей жертвы:

  • позу и положение рук;
  • интонации и мимику;
  • жесты и ритм речи.

Подобную атаку очень трудно отследить, особенно если у производящего ее есть врожденный талант эмпатии. Поэтому в сфере бизнес-диалогов она считается одной из самых опасных. Основная проблема в том, что прямого угнетения не происходит. Напротив, создается ощущение понимания, единения и комфортного диалога, но проблема в том, что партнер при всем этом держит в голове строго определенную цель, которая и будет в итоге продавлена.

Словесные нападения

Речевые приемы психологического давления на человека в своей основе имеют риторику и хитрости при постановке акцентов. На практике это может выглядеть как игра в шахматы, например, оппонент задает вопрос с альтернативными ответами:

  • Вам интересен вариант за 5 000 ₽ или за 7 500 ₽?
  • Завтра мы встретимся в 14:00 или в 17:00?
  • Вам удобнее будет оплатить по счету или наличными?

В данном случае не ставится вопрос о том, собирается ли партнер что-либо покупать, готов ли он назначить встречу. Манипулятор уже принял решение за своего собеседника, но через вопрос создает у него иллюзию выбора, снижая остроту момента.

Еще одним способом словесного психологического давления является подстройка под потребности. Это простой, но очень эффективный метод влияния, он основывается на внутренней мотивации жертвы, что дает возможность агрессору бить в самое больное место.

Лучшим примером такого воздействия будет беседа с начальником, когда он задает вопросы о том, что хотели бы получить его сотрудники в ближайшее время: увеличение зарплаты, отпуска, новую микроволновку в офис. После получения информации о самой желаемой вещи, руководитель осуществляет простую манипуляцию по принципу «хотите, чтобы я увеличил вам оплату труда – тогда вам нужно сделать...». При этом выполнение персоналом его пожелания никак не гарантирует соблюдение договоренностей.

✪ Читайте также: Взаимоотношения в коллективе: 3 способа улучшить психологический климат »

Как противостоять психологическому давлению

Как противостоять психологическому давлению в коллективе

Как руководителю противостоять психологическому давлению сотрудников

Многие люди за свою жизнь научились неосознанно противостоять прессингу, однако эффективнее это сделать помогут специальные техники. Они построены по принципу, который позволяет выйти из любой негативной ситуации без конфликта. Фактор успешности – это понимание сути приема и того, в каких условиях его адекватно применять.

Рассмотрим 3 варианта, которые может применять на практике любой специалист.

Блокировка невербального контакта

Применяется как в коллективных переговорах, так и тет-а-тет. Суть метода в том, чтобы создать барьер между атакуемым и его собеседниками. Если разговор проходит в кабинете за столом, то в качестве самого простого барьера используется то, что лежит на столе: часы, папки, канцелярские товары. Положив эти вещи между собой и манипулятором, человек создает защищенную зону, находиться и общаться внутри которой намного приятнее.

Но бывают ситуации, когда подобного физического барьера не создать, тогда защита от психологического давления выполняется за счет собственных жестов. Например, достаточно скрестить руки на груди или на поясе, чтобы заблокировать часть невербальных и словесных атак. Закрытые позы используются именно в момент нападения. Если необходимо продолжить диалог на позитивной нотке, можно использовать частичное жестикулирование одной рукой.

Ментальный вакуум

Этот прием направлен на внутреннюю защиту от угнетающего воздействия посылов оппонента. Используется опытными специалистами, но подойдет даже тем, кто далек от ведения переговоров. Его суть в том, чтобы создать мысленный барьер в голове во время разговора и поместить атакующего за этот барьер.

Например, можно представить, что разговор идет через стену, в которой открыто окно, и закрывать его в самые острые моменты. Методы психологического давления направлены на выведение собеседника из себя, поэтому техника ментального вакуума позволяет очень эффективно их блокировать.

Разрыв контакта

Используется при массированной атаке со стороны ряда оппонентов. Чтобы снизить их напор, нужно временно прервать диалог.

Если нападение происходит в живом общении, достаточно встать и выйти на минуту из кабинета по «срочному» делу. В бизнес диалоге, часто руководитель приглашает секретаря или специалиста по определенному направлению, чтобы получить его поддержку.

Осуществляющим психологическое давление будет сложно добиться результата, если цель постоянно убирает рычаг воздействия с больного места. В этом смысл практически любой защиты, применяемой в переговорах. Комбинирование указанных техник позволит чувствовать себя комфортно в любой сложной ситуации.

✪ Читайте также: 10 незаменимых книг о психологии общения »

Как противостоять психологическому давлению в коллективе

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.