Чек-лист для собеседования

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Концепции менеджмента: 11 классических и современных теорий

  • 14 июня 2019
  • 124
Концепции менеджмента: 11 классических и современных теорий

Вы узнаете:

  • Какие выделяют 4 основные концепции менеджмента.
  • Какие концепции менеджмента считаются классическими.
  • Какие существуют современные концепции менеджмента.

Основные концепции менеджмента

Специалисты выделяют 4 основные концепции менеджмента, которые внесли огромный вклад в развитие управленческой деятельности. К ним относятся:

  • Научное управление.
  • Административное управление.
  • Менеджмент с точки зрения психологии и отношений людей между собой.
  • Управление с точки зрения поведенческой науки.

Эти концепции лежат в основе и современных подходов к менеджменту, некоторые из которых мы также рассмотрим ниже.

Концепция научного управления

В основе концепции научного управления лежат труды Фредерика Тэйлора. Он считал, что менеджмент – это наука, в которой есть точные законы, обоснованные правила, а планирование отделено от фактического выполнения поставленных задач. Именно Тэйлор вывел менеджмент в отдельный вид деятельности и пришел к выводу, что предприятие остается в выигрыше, если все работники занимаются тем делом, которое делают лучше других.

Фредерик Тэйлор создал интересную систему научной организации труда, в основе которой лежат пять основных принципов:

  • Научный подбор рабочих. Каждый вид работ требует определенного рабочего, обладающего соответствующими знаниями и способностями. Чтобы проверить, насколько рабочий соответствует требованиям специальности, разрабатываются различные профильные тесты.
  • Научное исследование условий труда, обучение сотрудников. В процессе изучения временных, трудовых и иных затрат разрабатываются новые методики обучения работников для достижения наибольшей эффективности производственного процесса.
  • Специализация. Производство состоит из отдельных операций. Каждый работник может стать специалистом в отдельной операции.
  • Важность заработной платы либо иных побудительных мотивов.
  • Разделение ответственности между работниками и управленческим персоналом.

Концепция административного управления

В рамках данной концепции появилось понятие организационной структуры как иерархичной системы взаимосвязей в организации. Сама компания рассматривается как замкнутая система, которая улучшается с помощью рационализации внутренней деятельности, без учета воздействия внешних факторов. С точки зрения представителей этой концепции, систематизированное управление предприятием помогает более эффективно достигнуть поставленной цели. В итоге именно эта концепция носит название классической теории управления.

С точки зрения представителя этой теории Анри Файоля, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». Управление в данном контексте – это универсальный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных функций (планирования, организации, контроля выполнения).

14 принципов административного управления, сформулированные Анри Файолем, сохраняют свою актуальность и по сей день:

  1. Разделение работы. Каждый должен выполнять свою часть работы – это повышает производительность труда.
  2. Разделение полномочий. Каждый работник делает свою часть работы и несет за нее ответственность.
  3. Дисциплина. Соблюдение установленных норм и правил повышает эффективность работы.
  4. Единство команды. Коллектив, который работает как единый организм, может достигнуть лучших результатов.
  5. Единое направление. Все сотрудники должны стремиться к одной цели.
  6. Цели компании должны иметь преимущественное положение перед индивидуальным интересом.
  7. Вознаграждение. Каждый сотрудник должен получать за работу заслуженное вознаграждение.
  8. Централизованное управление. Централизация есть в каждой компании. Вопрос ее уровня каждый руководитель решает самостоятельно.
  9. Скалярная цель. Стремление к единой цели предполагает распределение полномочий.
  10. Порядок. Чем больше порядка на предприятии, тем меньше временных, материальных и человеческих потерь.
  11. Справедливость. Ровное отношение к работникам. В коллективе не должно быть «любимчиков», которым можно все.
  12. Инициатива. В рабочем процессе должны участвовать все сотрудники.
  13. Стабильность персонала. Как следствие – стабилизируется рабочий процесс, повышается уровень мотивации каждого отдельного сотрудника.
  14. Наличие корпоративного духа, который бы стимулировал моральный дух работников компании.

Концепция менеджмента с позиций психологии

В рамках психологической концепции управления менеджмент впервые был определен, как организация выполнения работы с помощью других людей. С точки зрения представителя данной концепции Абрахама Маслоу, в основе человеческих поступков лежат не экономические силы, как думали сторонники научного подхода к менеджменту, а потребности, которые не всегда можно удовлетворить в денежном выражении.

Сторонники психологического подхода уверены, что производительность труда повышается не столько пропорционально увеличению оплаты труда, сколько вследствие изменения отношений между сотрудником и управленцем, удовлетворенности сотрудников результатами своего труда и отношениями в команде. Особое распространение психологическая концепция получила в 1930-1950-х годах.

Управление с позиции науки о поведении

Эта теория появилась в 60-х годах. В основе лежит исследование различных социальных факторов, мотивации, организационной структуры, коммуникации и многого другого. Применяя поведенческие науки к построению и управлению компанией, руководитель помогает работнику понять свои возможности и более эффективно двигаться к достижению поставленных целей.

Как в Bosch повысили эффективность сотрудников на 20 %

Концепции менеджмента: 11 классических и современных теорийКоординатор проектов группы компаний Bosch рассказала редакции «Генерального Директора» о восьми инструментах, позволяющих изменить отношение сотрудников к своей работе. Читайте об этих инструментах в электронной версии журнала.

Узнать 8 инструментов »

Вклад классических школ менеджмента в развитие управленческой науки

Каждая из классических концепций внесла ряд изменений и добавлений в общую науку об управлении предприятием. Рассмотрим вкратце основные черты, после чего перейдем к обзору современных концепций.

Благодаря школе научного управления каждый работник обеспечивается ресурсами, необходимыми и достаточными для эффективного выполнения поставленной задачи. Сам же сотрудник является человеком, который лучше других может выполнить эту задачу.

Административная школа впервые развила основные принципы управления компанией, разработала основные функции управления и виды управленческой деятельности, позволила четко структурировать предприятие.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук позволили использовать в управлении данные наук о поведении и межличностных отношениях. Благодаря этому каждый сотрудник использовался в соответствии с его потенциалом.

✪ Читайте также: Менеджмент в кино: 12 фильмов + сериал про управление, организацию и бизнес-идеи »

Современные концепции менеджмента

Настоящее время отличается изменчивостью внешней среды, введением инноваций, в том числе в управлении, и ориентацией предприятий на быстро меняющиеся условия. Как следствие – появилось несколько современных концепций менеджмента, используя которые можно повысить эффективность работы компании. Рассмотрим несколько основных моделей.

Концепция 7-S Маккинси

Концепция была разработана в начале 80-х годов сотрудниками американской консалтинговой фирмы McKinsey. Согласно этой модели, функционирование любой компании зависит от семи факторов – общих ценностей, стратегии, структуры, системы, сотрудников, стиля и навыков. Все факторы считаются взаимосвязанными, и недостаток внимания, уделенный одному из них, может сказаться на эффективности другого.

Главное достоинство данной концепции заключается в том, что она может использоваться в анализе эффективности любой компании и позволяет направлять организационные потоки. Еще одно преимущество – совмещение рациональных и эмоциональных элементов.

«Конкурентное преимущество» Портера

По мнению Майкла Портера, гарантией эффективности для крупных компаний может послужить их преимущество перед конкурирующими фирмами. Устойчивых преимуществ существует два – минимальные расходы и их дифференциация. Каждое преимущество рассматривается в узком и широком смысле, благодаря чему достигается третье конкурентное преимущество – фокусировка на затратах или дифференциации и преобразование конкурентной стратегии в вид наступления или защиты.

«Комплекс маркетинга» МакКарти

Стратегия, разработанная американским маркетологом Джеромом МакКарти, имеет еще одно название – 4P. В основе стратегии лежат четыре элемента – продукт, цена, продвижение и распределение. Все элементы являются контролируемыми и подстраиваются под нужды аудитории. Концепция может использоваться в качестве инструмента при внедрении основной управленческой стратегии, а также для анализа рынка.

«Пять сил» Портера

Еще одна стратегия экономиста Майкла Портера. С ее помощью можно оценить ценность и привлекательность отрасли. В анализе используются пять «сил»:

  1. Легкость входа конкурирующих фирм в отрасль.
  2. Возможность замены или удешевления предлагаемого товара или услуги.
  3. Возможность объединившихся покупателей заказывать увеличенные объемы продукции.
  4. Количество поставщиков определенного продукта – является ли поставщик монополистом, или у него есть ряд конкурентов.
  5. Велика ли конкуренция между игроками. Наличие доминирующего игрока, который держит большую часть сегмента.

Иногда пять сил дополняются шестой – влиянием правительства на конкретный сектор.

SWOT-анализ

Разработчиком SWOT-анализа был профессор Гарварда Кеннет Эндрюс. Данная стратегия позволяет оценить преимущества (S), недостатки (W), возможности (O) и угрозы (T) компании, а также оценить ситуации на фирме в целом.

Основное достоинство анализа заключается в том, что это – универсальный инструмент, который используется в различных сферах управления и экономики, а подбор элементов для анализа зависит от задач, которые стоят перед аналитиком.

Концепции менеджмента: 11 классических и современных теорий

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.