Чек-лист для собеседования

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Пирамида управления: иерархия современного бизнеса

  • 24 июня 2019
  • 100
Пирамида управления: иерархия современного бизнеса

Вы узнаете:

  • В чем состоит сущность пирамиды управления.
  • Чем отличаются вертикальное и горизонтальное управление.
  • Кто, как и какие задачи решает на каждом уровне пирамиды.

Чем крупнее бизнес, тем бо́льшее количество людей задействовано в деятельности компании. Этот сложный механизм будет работать эффективно только при строгой и четкой системе взаимодействия на всех его уровнях.

Как устроена пирамида управления в менеджменте

Пирамида представляет собой многогранную фигуру, в общественных науках эта фигура стала олицетворением иерархии – порядка подчинения и субординации низших слоев высшим. Такая структура основана на естественном неравенстве между людьми. Одни люди – лидеры по натуре, они хотят и умеют управлять. Другие не обладают такими качествами как решимость, инициативность, организаторские способности, ответственность. Им проще выполнить распоряжение, не задумываясь о его рациональности и конечных результатах.

В бизнесе принцип иерархии является основополагающим. Каждая компания включает рядовой состав и управленческий, первые подчиняются вторым. Подобная система обеспечивает организацию деятельности всех работников и контроль результатов их труда. Поскольку сотрудников всегда больше, чем их непосредственных начальников, а руководитель один, бизнес-структура напоминает пирамиду, в которой все нижестоящие уровни подчиняются вышестоящим. Иерархия управления позволяет добиваться выдающихся результатов.

Пирамида управления придумана в древности

В романе польского писателя Болеслава Пруса «Фараон» есть интересное рассуждение о принципах управления. В числе прочих идей автор вкладывает в уста своих героев мысль, что правитель не может и не должен все делать сам. Каким бы он ни был работоспособным, пытаться все организовать, решить и проконтролировать не получится. Более того, такой подход разрушителен и для руководителя, и для пользы дела.

Верховный жрец учит молодого наместника, что он выслушивает не более 10 верховных писцов и чиновников. Те, придя на доклад, собрали сведения от управленцев, находящихся на уровень ниже, те – еще ниже и так далее. В итоге, общаясь в течение дня только с десятком людей, он знает обо всем, что случилось в его стране и за ее пределами.

После смерти фараон установил этому жрецу памятник, который тот сам себе пожелал. Это начерченный на земле квадрат, на котором лежат 6 миллионов грубых необработанных камней, олицетворяющих народ. На них покоятся 60 тысяч обтесанных камней, мелких чиновников. Еще выше 6 тысяч полированных камней – высших служащих. Следующий слой составляют всего 60 камней с богатой резьбой, ближайшее окружение фараона. Сам правитель – это золотой слиток, венчающий верхушку сооружения.

В таком порядке египтяне видели свою гордость и силу. Так что, по сути, их можно считать создателями не только пирамид-гробниц, но и иерархической структуры управления, которая в современном менеджменте получила название пирамида управления.

Как управлять сотрудниками используя их эмоции

Пирамида управления: иерархия современного бизнесаПо данным опроса Стокгольмской школы экономики в России, на результативность сотрудников влияют 5 базовых эмоций: интерес (96 %), радость (72 %), гнев (53 %), страх (51 %) и печаль (10 %).

Как использовать эти эмоции, чтобы повышать производительность труда? Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать из статьи журнала »

Уровни пирамиды управления в менеджменте

Управление любой экономической происходит организации через ее органы. Они могут иметь разную структуру взаимодействия с подчиненными и между собой. Их соподчинение выстроено по уровням. В менеджменте существует 2 подхода к разделению труда управленцев: вертикальный и горизонтальный. При вертикальном разделении говорят о выделении уровней, все они по своему важны и придают пирамиде основательность.

Вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда 

Рассмотрим подробнее «горизонтальные» и «вертикальные» системы управления, определим их отличия.

Горизонтальное разделение труда основано на специализации рабочего процесса. Деятельность при этом разделяется на части:

  • по направлениям – выполняемым функциям;
  • по сложности труда, требующего разной квалификации исполнителей.

При таком подходе управленческий труд автономен и не предусматривает иерархии. Руководитель обособленного подразделения наделяется конкретными полномочиями для принятия решений.

Вертикальное разделение труда держится на связях подчинения между уровнями управления. Ключевое решение принимается на самом верху. Главный менеджер определяет зону ответственности, возрастающую с каждой ступенью. Каждый отдел имеет начальника, выполняющего функции связующего звена центра со своими сотрудниками, исполняющими решения свыше. Такая структура характерна для крупной компании с разветвленной сетью филиалов.

✪ Читайте также: Методы управления персоналом: эффективные рычаги влияния на сотрудников »

5 основных групп уровней пирамиды управления

Пирамида управления крупного предприятия может иметь достаточно большое количество уровней иерархии. Все они группируются в 5 основных групп руководителей, на которые и делят всех менеджеров организации, внутри которых тоже присутствует иерархия, носящая, скорее, формальный характер, так как властные распоряжения идут сверху.

Различают такие уровни управления в менеджменте:

Уровень

Кто входит

Функционал, властные возможности

1

Глава компании – ее владелец, который может быть или не быть ее директором. Это либо одно лицо в ИП, ООО, либо коллектив – совет директоров в акционерном обществе.

Выступают юридическим собственником фирмы, подписывает самые важные документы, ведут многие деловые переговоры. Имеют самые большие возможности, от внедрения новых технологий, вывода и использования средств, до закрытия компании.

2

ТОП-менеджеры, во главе с генеральным директором: начальники крупных отделов.

Непосредственные управленцы, определяющие стратегию развития, принимающие ключевые решения. На основе данных с третьего уровня определяют стратегическое планирование. Обладают большим влиянием, правом подписи и предварительного распределения финансовых потоков, которые владельцы утверждают.

3

Начальники среднего звена, непосредственно подчиняются ТОП-менеджерам.

Доводят распоряжения вышестоящих руководителей до менеджеров низшего звена, утверждают или составляют лично оперативные документы. Анализируют поступившую с четвертого уровня информацию и передают ее на второй уровень. В их подчинении много сотрудников, большого влияние не имеют, но от них зависит функционирование всей структуры.

4

Низшие начальники, руководящие небольшими коллективами непосредственных исполнителей.

Мотивируют и контролируют выполнение задач, осуществляет оперативное руководство. Собирают информацию и передают ее на третий уровень. Обладает возможностями наказания и поощрения сотрудников.

5

Лидеры среди рядового состава, хотя никаких постов не занимают.

Берет на себя организацию своих коллег, выступает от их имени, замещает начальника в его отсутствие. Властными полномочиями не он наделен, но оказывает неофициальное влияние на коллектив. Таких людей надо знать и выделять из общей массы и использовать их потенциал.

Нередко начинающие руководители, чтобы не прослыть среди подчиненных непрофессионалом или заработать авторитет, пытаются разобраться в тонкостях их работы. Но такая позиция – это большое заблуждение. Руководитель должен принимать решения, доводить их до подчиненных, ставить перед ними задачи, проверять и оценивать выполненную работу. То есть, каждый должен заниматься своим делом, тогда процесс производства будет эффективным.

Пирамида управления в графическом виде:

Высшее руководство

Институциональный уровень

Планирование и принятие стратегических решений

Гибкость, новаторство, умение адаптироваться к меняющимся условиям

Руководители среднего звена

Функциональный уровень

Принятие тактических решений и координация работы руководителей низшего звена

Знание психологии, методов мотивации и анализа

Руководители низового звена

Технический уровень

Принятие оперативных решений, организация и контроль работы исполнителей

Умение снимать напряженность в коллективе, погашать конфликты, распределять обязанности

Руководители каждой ступени в пирамиде управления обладают отличительным набором компетенций, функциональных обязанностей и полномочий. Сложность решаемых задач и степень ответственности возрастает с каждым уровнем. Но эффективной будет только та система, в которой у сотрудников любого звена будет возможность для проявления инициативы и перспективы движения по карьерной лестнице.

Пирамида управления: иерархия современного бизнеса

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.