Чек-лист для собеседования

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Иерархия компании: модель организации бизнеса, доказавшая свою состоятельность

  • 11 июля 2019
  • 71
Иерархия компании: модель организации бизнеса, доказавшая свою состоятельность

Несмотря на появление новых принципов менеджмента, иерархическая организация управления бизнесом долго время остается доминирующей. В статье мы расскажем, как использовать преимущества иерархии, нивелируя ее недостатки.

Вы узнаете:

  • Что представляет собой иерархия в компании и для чего она нужна.
  • Какие уровни и формы иерархии выделяют в менеджменте.
  • В чем состоят преимущества и недостатки иерархической структуры управления.

Иерархия,  ее признаки и значение для любой компании

Под иерархией понимают порядок взаимодействия членов группы, который основан на неравенстве их полномочий в зависимости от функциональных обязанностей. Структурно группа разделена на несколько уровней, между которыми закреплены отношения подчинения и зависимости. Такая система характерна для политики, армии, отношений между людьми и, конечно, бизнеса. 

Иерархия – это вертикаль, которая создает порядок.

Основные признаки иерархии

  • Власть сосредоточена в руках одного человека или небольшого круга лиц, наделенных правом отдавать распоряжения остальным участникам организации.
  • Односторонняя личная зависимость. Вышестоящий работник воздействует на поведение тех, кто находится на уровне ниже. Обратной зависимости не допускается;
  • Безличные нормы. Они регулируют взаимоотношения не между конкретными людьми, а между руководством и подчиненными.

Организационная иерархия  призвана обеспечить достижение значимых результатов с наименьшими усилиями. Она четко фиксирует, кто определяет общие цели, порядок действий, необходимые ресурсы, а кто обязан следовать намеченной линии и выполнять поставленные задачи. Она обеспечивает координацию, слаженность работы и не допускает действий на своё усмотрение.

По ступеням вверх: сколько уровней иерархии может быть

Иерархия в компании может иметь разную структуру в зависимости от количества уровней управления. Уровень – это часть организации, звено, которому отведена определенная самостоятельность, его руководитель имеет право без согласования с менеджерами следующих уровней принимать решение. Характер управленческих решений на каждом уровне различен. Классический вариант имеет три управленческих уровня:

Иерархия компании: модель организации бизнеса, доказавшая свою состоятельность

Когда увеличивается масштаб организации, растёт и количество её уровней. Но оно не может быть безграничным. Оптимальное число уровней не превышает 12. Если их становится больше, деятельность корпорации затрудняется, информация проходит сложнее.

Существует определенная пропорция между количеством уровней и подчиненных на каждом из них. Если уровней становится меньше, численность подчиненных на них растёт, и наоборот. 

Механическая и органическая формы иерархии

В менеджменте организационная иерархия представлена двумя формами – механической и органической.

Механическую называют рациональной бюрократией. Подход к ней разработал немецкий экономист Макс Вебер. Органическая иерархия отличается большей гибкостью и многосторонностью.

Рассмотрим в сравнении эти формы иерархии: 

Сравнительные признаки

Механическая

Органическая

Принцип построения структуры

Фирма схожа с машинным механизмом, который решает производственные вопросы

Фирма как живой организм

Принятие решений и контроль

Строго централизованное, приказы поступают сверху

Децентрализованное, решение принимается гибко, с взаимным обсуждением 

Властные отношения и распределение обязанностей

Жесткое подчинение и четкое закрепление обязанностей

Лидеры и обязанности могут меняться со сменой задач

Личные отношения

Обезличенность

Возможность проявить себя

Степень формализации и коммуникации

Высокая, коммуникация по вертикали

Низкая, неформальная коммуникация по вертикали и горизонтали

Ответственность

Закреплена локальными актами, каждый отвечает перед своим непосредственным руководителем

Каждый работник чувствует свою ответственность за общее дело, за компанию в целом

Специализация

Узкая

Широкая

Мотивация

Работа легко измеряема, система вознаграждения проста и понятна, оплата труда – основной мотивирующий фактор

Возможность удовлетворения личных амбиций, система материальных и моральных стимулов

Условия реализации

Простые общеизвестные задачи, легко поддаются разделению между сотрудниками, ситуация на рынке стабильна

Задачи нестандартные, внешнее окружение сложное, нестабильное, быстро меняется

Преимущества

Модель универсальна и предсказуема,  производительность стабильна

Гибкость и адаптивность под изменяющиеся условия

Недостатки

Неповоротливость, неспособность решать творческие задачи

Результат не может быть стабильным и предсказуемым, возможны провалы

Каждая из этих ситуативных форм может быть эффективной в зависимости от рода деятельности компании.

В той или иной степени иерархия есть в каждой компании, это универсальный принцип управления. Пока специализация приносит выгоду, иерархия неизбежна. Другое дело – то, как организационная иерархия представлена, как она закреплена в статусах, как влияет на субординацию сотрудников, как работают и взаимодействуют между собой ее составные части. Опыт многих известных компаний подтверждает, что иерархию можно реорганизовать так, что она будет эффективной.

Как часто надо меняться

Ещё один индикатор живучести бизнеса - смена стратегии. Редакция электронного журнала «Генеральный директор» составила инструкцию, которая поможет подобрать оптимальный тип стратегии. 

Читать инструкцию >>

Как нивелировать минусы и максимально использовать плюсы иерархии

Грамотно выстроенная иерархия способна сэкономить время и средства на координации. Допустим, четыре специалиста готовят проект дома по индивидуальному заказу  кли­ента. Один занимается коммуникациями, другой – общей планировкой здания и участка, третий разрабатывает дизайн внутренней отделки, четвертый готовит смету. При  координации, основанной на взаимном согласовании,  возни­кают 8 двусторонних взаимодействи­й. Если самого опытного из этой команды назначить руководителем группы, то взаимодействия сведутся к трем отношени­ям. Такой подход позволяет упростить связи и избежать неразберихи.

Сгладить негибкость компании, научить её быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, могут модульные иерархические системы. Их суть заключается в том, что каждый модуль наделяется определенной степенью независимости. Возьмём для примера  компанию General Electric. Она состоит из большого числа подразделений, которым не нужно согласовывать свои решения друг с другом. Руководству всех звеньев предоставлена самостоятельность, границы между управленческим и техническим персоналом весьма условны.

Опыт структурных изменений крупнейших мировых корпораций Unilever и British Petroleum показал, что для эффективности иерархии достаточно сократить число уровней, снизить централи­зацию принятия решений и численность сотрудников главных офисов. При этом усилить горизонтальную коммуникацию и персональную ответственность сотрудников, сократив контроль и отчетность.

Иерархическая организация «Макдоналдс»

Управление в McDonald's построено на основе механической модели. Все процедуры тщательно регламентированы и закреплены: скрупулезный отбор и обучение менеджеров, жесткий контроль поступающих ресурсов, отработанные механизмы рекламы и стимулирования сбыта продукции.

В основе управления лежит принцип единоначалия. Каждым производственным подразделением руководит директор, наделенный правами по координации деятельности своего звена. Его распоряжения являются обязательными для выполнения. Он должен так организовать весь процесс, чтобы потенциал каждого работника был использован максимально, при этом были созданы условия для профессионального роста.

Иерархия управления в «Макдоналдс» состоит из 3 уровней:

  • руководители, на которых возложено общее руководство всеми службами;
  • специалисты, которые анализируют информацию и подготавливают принятие решений;
  • исполнители технической и хозяйственной работу.

Аналитики видят преимущества организационной структуры «Макдоналдс» в четком разделении трудовых функций, жесткой иерархии, единых правилах и стандартах, следование которым является строго обязательным. Например, полномочия о принятии решений разграничены таким образом, что установление цен и выпуск новых товаров осуществляется только высшим руководством, а вопрос открытия новых ресторанов и магазинов решается на среднем уровне управления.

Иерархическая организация, основанная на  жесткой регламентации деятельности сотрудников, вполне может уживаться с предоставлением им возможностей для проявления инициативы. И тогда большая часть проблем управления, в том числе его негибкость, будет решена.

Иерархия компании: модель организации бизнеса, доказавшая свою состоятельность

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.